Дело № 12-203/2013
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Кирово-Чепецк 30 октября 2013г.
Кирово-Чепецкий районный суд в составе:
председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Плешковой А.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 еннадьевича
представителя ФИО1 - К.В.А.,
представителей МРИ ФНС *** по <адрес> П.С.О., Б.М.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ. должностное лицо - директор Общества с ограниченной ответственностью «Новотранс-5» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** руб.
Согласно постановлению ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «Новотранс-5» и Некоммерческим партнерством «<данные изъяты> заключен договор *** на оказание услуг автовокзала, на основании которого Некоммерческое партнерство «<данные изъяты> осуществляет текущую продажу билетов населению на отправляемые автобусы, предоставляемые ООО «Новотранс-5» и продажу льготных проездных билетов долговременного пользования на пригородные и городские маршруты студентам и учащимся. Перевозки пассажиров осуществляет вторая сторона договора ООО «Новотранс-5» и билеты пассажирам продавались как на автовокзале Некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» так и в автобусах кондукторами ООО «Новотранс-5», соответственно деятельность указанных организаций регулируется, в том числе, нормами Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление должностного лица, в которой ставит вопрос о его отмене, как незаконного, ссылается на то, что Некоммерческое партнерство «<данные изъяты>» не является платежным агентом (субагентом), так как его деятельность не сводится только к посредничеству между пассажиром и перевозчиком по реализации билетов, а является комплексом транспортной инфраструктуры (предоставление комплекса услуг перевозчикам и пассажирам на объекте автовокзал). По смыслу ст. 2 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ, платежный агент (оператор) - это юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей с физических лиц. Из данного определения следует, что кроме функции приема платежей иных услуг агент не оказывает. Просит признать незаконным и отменить постановление *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 полностью поддержал доводы своей жалобы, настаивает на ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности К.В.А. поддержал доводы жалобы ФИО1 в полном объеме, пояснил, что в постановлении *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствует правовая оценка условий договора, касающихся его предмета. НП «<данные изъяты>» оказывало комплекс услуг по договору *** заключенному между ООО «Новотранс-5» и НК «<данные изъяты> что отражено в постановлении. Данный комплекс услуг является взаимосвязанным и необходимым при осуществлении продажи билетов пассажирам. Автовокзал нельзя рассматривать только как платежного агента по продаже билетов, так как это противоречит нормам действующего законодательства и понятию введенному на законодательном уровне. Понятие «автовокзал» закреплено в «Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02 2009г. N 112. Так, «автовокзал» - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально единой территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Из данного определения следует, что автовокзал выполняет комплексную услугу для пассажира и перевозчика и она не поименована и не выделена в качестве осуществления только продажи билетов. Комплекс услуг автовокзала раскрывается в нормах вышеуказанного положения, а именно в п.21 Правил закреплено, что Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале,если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала. В п.28. указывается, что в основном здании автовокзала размещаются указатели расположения основных служб, в том числе зала ожидания, комнаты матери и ребенка, пунктов питания, пункта медицинской помощи, камер хранения, туалетов, а также мест ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках. Более того, согласно п.20 Правил оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации. Иные требования утверждены приказомМинтранса РФ от 1 ноября 2010г. N 234. В соответствии с данными требованиями автовокзал согласно п.5 оборудуется следующими помещениями для оказания услуг перевозчику и пассажирам: для организации работы билетных касс; для оборудования выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров; для организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей; для ожидания пассажирами прибытия или отправления автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала; для размещения общественных туалетов; для организации работы диспетчерской службы по регулированию движения автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен останове пункт, расположенный на территории этого автовокзала; для отдыха водителей автотранспортных средств, следующих по регулярным маршрутам перевозки пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории: автовокзала. В соответствии с п. 7. Требований помещения, предназначенные для оказания услуг пассажир перевозчикам, запрещается использовать для целей, не связанных с их обслуживанием. Таким образом, из условий договора и норм действующего законодательства следует, что автовокзал предоставляет не только услугу перевозчику и пассажиру по продаже билетов. За приобретенный билет пассажир приобретает возможность пользоваться не только услугами перевозчика, но и автовокзала, что следует из п.21 Правил. Кроме того, для того чтобы реализовывать пассажирам, автовокзал должен обеспечить наличие определенных помещений для оказания услуг не только пассажиру, но и перевозчику - комната отдыха водителей, диспетчерский пункт, перроны, информация, расписание и т.д. Функция автовокзала не сводится только к реализации билета. Не смотря на то, что автовокзал является посредником между пассажиром и перевозчиком только по реализации билета, он не является агентом, так как, реализовывая билет, он обеспечивает выполнениесвоей основной деятельности как комплекса транспортной инфраструктуры, что указано выше в нормах действующего законодательства. Из вышеуказанного следует, что за реализованный билет, автовокзал должен предоставить возможность не только пассажиру пользоваться услугами автовокзала, но и перевозчику предоставить возможность для осуществления услуги по проданному билету, а именно: перрон, диспетчеризацию, комната отдыха водителей, информацию о движении транспорта по расписанию и т.д. Таким образом, при реализации билета автовокзал также является стороной по сделке, и приобретает права и обязанности не только в отношении комплекса услуг перевозчику, но и перед пассажиром. Доводы налогового органа в отношении формирования тарифа и отсутствия сверх взимаемой платы % услуги автовокзала не подтверждают того факта, что автовокзал является платежным агентом, а также того, что расходы, связанные с услугами по автовокзалу, включены в действующий тариф. Кроме того, сверхвзимание платы запрещено нормами действующего законодательства, так как оказание транспортных услуг общественным транспортом подпадает под перечень услуг, тарифов, регулируемых государственными органами. Проситпризнать незаконным и отменить постановление*** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении директора ООО «Новотранс-5» ФИО1
В судебном заседании представитель МРИ ФНС *** по <адрес> по доверенности П.С.О. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ. должностным лицом МРИ ФНС *** по <адрес> проводилась проверка по вопросу использования организацией, осуществляющей прием наличных денежных платежей физических лиц, специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию наличных денежных средств для их зачисления в полном объеме на специальный банковский счет ООО «Новотранс-5» за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что Некоммерческое партнерство «<данные изъяты>» осуществляет прием платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение заказчика- поставщика услуг по перевозке пассажиров автобусами - ООО «Новотранс-5», соответственно деятельность указанных организаций регулируется ФЗ №103. В результате проверки выявлены нарушения п.18 ст.4 ФЗ №103, выразившееся в не использовании поставщиком услуг по перевозке пассажиров автобусами при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей от физических лиц через платежного агента специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов. ДД.ММ.ГГГГ постановление *** по делу об административном правонарушении ООО «Новотранс-5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ. Вина должностного лица - директора ООО «Новотранс-5» ФИО1 заключается в том, что являясь высшим должностным лицом организации, не принял меры для обеспечения соблюдения требований ФЗ №103 по использованию поставщиком специального банковского счета для зачисления полученных от физических лиц через платежного агента денежных средств и осуществления соответствующих расчетов, хотя возможность для соблюдения норм действующего законодательства была. Факт совершения правонарушения подтверждается актом проверки *** от ДД.ММ.ГГГГ., прилагаемыми к указанному акту документами. Просит жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС *** по <адрес> по доверенности Б.М.В. пояснила, что не согласна с жалобой ФИО1, поддержала доводы представителя МРИ ФНС *** по <адрес> П.С.О. Просит Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положениям ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» деятельность по приему платежей физических лиц осуществляется платежными агентами. Платежный агент обязан, в том числе, при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
В соответствии с п. 1ст. 3 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ, поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ. должностным лицом межрайонной ИФНС России *** по <адрес> была проведена проверка по вопросу использования организацией, осуществляющей прием наличных денежных платежей физических лиц, специального банковского счета (счетов) для осуществления соответствующих расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков наличных денежных средств для их зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (счета) Обществом с ограниченной ответственностью «Новотранс-5» за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
В результате анализа представленных материалов было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между Некоммерческим партнерством «<данные изъяты>» (исполнитель) и ООО «Новотранс-5» (заказчик) заключен договор *** на оказание услуг автовокзала, в числе которых текущая продажа билетов населению на отправляемые автобусы, предоставляемые Заказчиком и продажа льготных проездных билетов долговременного пользования на пригородные и городские маршруты студентам и учащимся (<данные изъяты>). Исполнитель в установленные сроки перечисляет Заказчику денежные средства, полученные от продажи билетов за минусом оговоренных в договоре процентов (п<данные изъяты>). Билеты пассажирам продавались как в автобусах кондукторами ООО «Новотранс-5», так и на автовокзале Некоммерческим партнерством <данные изъяты>» согласно установленным тарифам на проезд городскими и пригородными маршрутами, утвержденным решением региональной службы по тарифам Кировской области от 31.01.2012 № 31/1 и постановлением Правительства Кировской области от 07.08.2012 № 165/470.
Проверкой выявлено, что со стороны ООО «Новотранс-5» имеются нарушения требований п.18 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами», выразившееся в неиспользовании поставщиком услуг по перевозке пассажиров автобусами при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей от физических лиц через платежного агента специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Согласно ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действия ФИО1 - директора ООО «Новторанс-5», как должностного лица были квалифицированы по ст. 15.1 ч.2 КоАП РФ. Постановлением *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Виновность ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждена исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает: протоколом *** об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.; актом проверки *** от ДД.ММ.ГГГГ.; договором на оказание услуг автовокзала *** от ДД.ММ.ГГГГ.; копиями реестра ведомостей НК «<данные изъяты>», отчетами по проездным билетам и др. материалами административного дела.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ФИО1, как должностным лицом, необходимых и достаточных мер по исполнению публично-правовых обязательств по открытию специального банковского счета, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, заявителем не представлено.
Таким образом, должностное лицо административного органа, пришло к правильному выводу о наличии в действиях директора ООО «Новотранс-5»» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Некоммерческое партнерство «Кирово-Чепецких автоперевозчиков» не является платежным агентом (субагентом), несостоятелен и не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Действия должностного лица - директора ООО «Новотранс-5» ФИО1 по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ квалифицированы правильно. Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции указанной статьи в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Процессуальных нарушений влекущих отмену постановления, должностным лицом органа ФНС не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит постановление *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - директора ООО «Новотранс-5» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей, - законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, ч.1 п.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью «Новотранс-5» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня получения или вручения его копии.
Председательствующий: Н.А. Щелчкова