ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-203/2015 от 26.06.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья <....> № 7-203/2015

Р Е Ш Е Н ИЕ

г. Астрахань 26 июня 2015 года

Судья Астраханского областного суда Мальманова Э.К.,

при секретаре Морозовой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе открытого акционерного общества «Астраханьоблгаз» на постановление Лиманского районного суда Астраханской области от 08 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Астраханьоблгаз»

УСТАНОВИЛ:

постановлением Лиманского районного суда Астраханской области от 08 апреля 2015 года открытое акционерное общество «Астраханьоблгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <....> рублей.

В жалобе открытое акционерное общество «Астраханьоблгаз» ставит вопрос об отмене постановления ввиду нарушения норм материального права. Указывает, что их предприятие не является эксплуатирующей опасный производственный объект организацией. Считает, что их предприятие не является субъектом административного правонарушения. Просит производство по делу прекратить.

Представитель Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Выслушав представителя ОАО «Астраханьоблгаз» ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, полагаю, что постановление суда подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, в том числе, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества являющиеся воспламеняющимися (газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения, которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже).

Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Термин «эксплуатация» по смыслу данной нормы закона означает осуществление эксплуатирующей организацией двух правомочий - владения и пользования опасным производственным объектом. Иными словами, эксплуатация опасного производственного объекта предполагает не только использование данного объекта по назначению, извлечение из него промышленных выгод, доходов (пользование), но и осуществление комплекса мероприятий, связанных с получением разрешительной документации на осуществление экологически опасной деятельности (получение лицензии и т.п.), которые невозможны без реализации правомочия владения опасным производственным объектом.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Привлекая ОАО «Астраханьоблгаз» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Ростехнадзора и районный суд исходили из доказанности вины ОАО «Астраханьоблгаз» в совершении данного административного правонарушения, поскольку данная организация осуществляет эксплуатацию газопровода, входящего в состав опасного производственного объекта «Сеть газоснабжения межпоселковая Лиманского района», – наружного газопровода, проходящего по двору жилого дома по адресу: <....>, и допустила нарушения требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Между тем, данные выводы противоречат материалам дела.

Как следует из содержания жалобы, и представленных в судебное заседание документов «наружный газопровод низкого давления, проходящего по двору жилого дома по <....>, проходящего сквозь домостроение» не является опасным производственным объектом и ОАО «Астраханьоблгаз» не является организацией, эксплуатирующей этот объект.

Материалы административного дела также не содержат доказательств того, что ОАО «Астраханьоблгаз» эксплуатирует опасный производственный объект «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая <....>».

Таким образом, доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что ОАО «Астраханьоблгаз» оказывает услуги по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению газового оборудования на основании заключенных договоров с физическими и юридическими лицами, и не эксплуатирует наружный газопровод низкого давления, проходящего по двору жилого дома по <....>, ничем не опровергнуты.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что газопровод «наружный газопровод низкого давления, проходящего по двору жилого дома по <....>, проходящего сквозь домостроение» является опасным производственным объектом, ОАО «Астраханьоблгаз» является организацией, эксплуатирующий данный газопровод на которые распространяются требования Федерального закона от <....> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вынесенное по данному делу постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Ввиду отсутствия достаточных данных о наличии в действиях либо бездействии лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным. По делу не доказано тех обстоятельств, в частности наличия виновного поведения лица, доводы относительно которых судьей районного суда были положены в основу решения о привлечении ОАО «Астраханьоблгаз» к административной ответственности. Соответственно наличие состава административного правонарушения по делу не установлено.

В ходе рассмотрения административного материала судом не установлен собственник наружного газопровода, проходящего по двору жилого дома по адресу<....><....>, в то время когда данный факт имеет существенное значения при рассмотрении данного дела. Лиманским районным судом безосновательно, не аргументированно отклонены доводы представителей общества в ходе судебного заседания о том, что ОАО «Астраханьоблгаз» не эксплуатирует данный газопровод и объяснения, имеющиеся в протоколе № 18-08/15 от 27.02.2015.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 08 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Астраханьоблгаз» подлежит отмене с прекращением производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление Лиманского районного суда Астраханской области от 08 апреля 2015 года, принятое в отношении ОАО «Астраханьоблгаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по указанному делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Астраханьоблгаз» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

<....>

<....>