ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-203/2016 от 17.10.2016 Павловского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 12-203/2016

РЕШЕНИЕ

17 октября 2016 года г. Павлово

Нижегородская область

Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Шикина А.В. (по адресу, <...>),

с участием Павловского городского прокурора в лице старшего помощника ФИО1, привлекаемого лица - заявителя жалобы ФИО2, защитника Бабушкина С.Б.,

при секретаре Брызгаловой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, проживает по адресу: <адрес><данные изъяты>, сведений о привлечении к административной ответственности в течение срока предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ, не имеется,

на Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Павловского судебного района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 5.12 ч. 1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Павловского судебного района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением привлекаемое лицо – заявитель жалобы ФИО3, обратился в Павловский городской суд Нижегородской области с жалобой, в которой, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5 и пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ просит суд постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО3 к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В обоснование жалобы ФИО3 полагая принятое в отношении него постановление незаконным и необоснованным указывает, что частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.

Мировой судья пришёл к выводу, что Заявителем нарушены положения, предусмотренные пунктами 3 и 4 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-3 «О выборах депутатов Законодательного собрания Нижегородской области», в силу которых все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать обязательные реквизиты и до начала их распространения должны быть представлены в избирательную комиссию Нижегородской области.

Однако при этом суд не учёл, что вышеуказанные требования закона распространяются только на кандидатов в депутаты Законодательного собрания Нижегородской области и на избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов (пункт 1 статьи 60 Закона Нижегородской области от 25 ноября года № 187-3: "Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации")

Из буквального прочтения вышеуказанной нормы закона следует, что под агитационными материалами эта норма понимает только те агитационные материалы, которые изготавливаются по заказу кандидатов в депутаты законодательного собрания либо по заказу избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов.

На это указывает также и пункт 2 данной статьи, которым предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам и избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов.

Следует также учесть, что в силу пункта 10 статьи 1 вышеуказанного Закона избирательная компания кандидата, избирательного объединения, включающая в себя, в том числе, распространение агитационных материалов, представляет собою деятельность, направленную на достижение определённого результата на выборах и осуществляемая в период со дня выдвижения кандидата, списков кандидатов до дня представления итогового финансового отчёта кандидатом, избирательным объединением, а также уполномоченными ими лицами.

Заявитель не является и никогда не являлся кандидатом в Законодательное собрание Нижегородской области, равно как не является и никогда не являлся лицом, уполномоченным кем-либо из кандидатов в Законодательное собрание городской области на осуществление деятельности, направленной на достижение определённого результата на выборах.

В связи с этим на Заявителя, как на частное лицо, никаким образом не связанным договорными или иными обязывающими взаимоотношениями с кандидатами в Законодательное собрание Нижегородской области, с избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, а равно с их уполномоченными лицами, не могут распространяться ограничения по проведению агитации, установленные законом для определённого круга лиц, конкретно указанных в этом законе, то есть для кандидатов, избирательных объединений, а также уполномоченных ими лиц.

Поскольку законом не предусмотрено иное, расширительному толкованию данный перечень лиц не подлежит.

Таким образом, из системного толкования норм Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-3 "О выборах депутатов Законодательного собрания Нижегородской области" следует, что Заявитель не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ, поскольку в данном случае имеет место специальная субъектность, а субъектами административного правонарушения в рассматриваемой ситуации могли быть исключительно кандидаты в Законодательное собрание Нижегородской области, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, а также их доверенные лица.

Кроме того, следует принять во внимание, что нормы, аналогичные статье 60 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-3 "О выборах депутатов Законодательного собрания Нижегородской области", содержатся в федеральном законодательстве, регулирующем процедуру проведения референдумов и выборов различных органов власти:

Статьёй 28 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" предусмотрено, что избирательные объединения и кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за содержание и выпуск.

Статьёй 64 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5 "О референдуме Российской Федерации" предусмотрено, что инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьёй 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Статьёй 61 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные предвыборные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Статьёй 55 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ "О выборах президента Российской Федерации" предусмотрено, что кандидаты вправе беспрепятственно выпускать и распространять предвыборные печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все предвыборные агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Таким образом, действующее федеральное законодательство устанавливает определённые ограничения на изготовление и распространение предвыборных печатных, а равно аудиовизуальных и иных агитационных материалов только по отношению к специальным субъектам, то есть по отношению к инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам, к кандидатам, к избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, к политическим партиям, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, к кандидатам в президенты Российской Федерации, а также к иным лицам, которые реализуют своё активное избирательное право, то есть стремятся быть избранными в те или иные органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

Вместе с тем всем остальным лицам, реализующим своё пассивное избирательное право и не стремящимся быть избранными, закон предоставляет право свободно выражать своё мнение по поводу тех или иных кандидатов.

Данная позиция полностью совпадает с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлениях от 30 октября 2003 год № 15-П и от 16 июня 2006 года № 7-П.

Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что разграничение информирования избирателей и предвыборной агитации направлено на обеспечение формирования свободного волеизъявления граждан и гласности выборов и отвечает требованиям статей 3 (часть 3), 29 (части 1, 3, 4 и 5), (части 1, 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку только в условиях, когда реально гарантированы право на объективную информацию и свобода выражения мнений, выборы могут считаться свободными. Устанавливая порядок проведения предвыборной агитации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрел разные правовые режимы агитационной деятельности для её участников - кандидатов, избирательных объединений, с одной стороны, и граждан, с другой.

Так, кандидаты, избирательные объединения вправе создавать избирательные фонды и расходовать средства этих фондов на проведение предвыборной агитации, беспрепятственно распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, предоставляются как бесплатные, так и платные эфирное время и печатная площадь.

Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат; они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами.

В результате сравнительного анализа норм Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также иного действующего законодательства и позиций Европейского суда по правам человека, Конституционный Суд признал не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но только в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов.

Позиция Конституционного Суда носит универсальный характер и распространяется на всё выборное законодательство в целом, а не только на нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", из чего следует, что в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного собрания Нижегородской области граждане, обладающие пассивным избирательным правом и не являющиеся кандидатами, а также не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами.

В связи с вышеизложенным Заявитель просит принять к сведению, что в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного собрания Нижегородской области он принял решение голосовать за кандидата ФИО4, поскольку, по его мнению, он представляет собою реальную альтернативу партии "Единая Россия".

Реализуя своё конституционное право на агитацию за избранного им кандидата, Заявитель решил собственноручно, из имеющихся у него материалов (куска картона, краски и клея) изготовить и прикрепить на заднем стекле принадлежащего ему автомобиля плакат с надписью "За ФИО5".

Изготовление плаката с указанной надписью не потребовало от Заявителя никаких финансовых затрат, ввиду чего считает, что действия, направленные на агитацию за кандидата ФИО5, полностью соответствуют закону и не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ.

В ходе судебного заседания привлекаемое лицо – заявитель жалобы ФИО3, поддержал свою жалобу, а также дал показания аналогичные изложенным в жалобе.

Защитник привлекаемого лица Бабушкин С.Б., поддержал позицию своего подзащитного, а также доводы, изложенные в жалобе.

Должностное лицо, ст. инспектор ГИАЗ МО МВД России «Павловский» капитан полиции ФИО6, составивший протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Павловский городской прокурор в лице старшего помощника ФИО1, нашел жалобу должного лица необоснованной и не подлежащей удовлетворению, постановление мирового судьи не подлежащим отмене.

Суд, выслушав привлекаемое лицо - заявителя жалобы ФИО3, защитника привлекаемого лица Бабушкина С.Б., заключение прокурора, проверив оспариваемое постановление, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ) изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно пунктам 1, 2, 4, 28 статьи 2 и пункту 2 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ:

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума;

агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума;

агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);

избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

В силу статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ, установлено, что:

1. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

1.1. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).

(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

5. Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8.2 и 9.1 статьи 48 настоящего Федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

6. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, пунктами 9 и 9.3 статьи 48 настоящего Федерального закона.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

Анализ плаката "За Печенева" позволяет прийти к выводу о том, что он является агитационным, поскольку размещенная в нем информация, содержит агитацию за кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области, выдвинутого избирательным объединением "НРО ПП «КП РФ». Голосовать против всех кандидатов баннер не сообщал.

Агитационный материал - плакат не являлся законным по основанию п. 2 ст. 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не содержал установленной указанным Законом информации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, точное время не установлено, ФИО3, в агитационный, предвыборный период, действуя самостоятельно разместил агитационный материал в виде плаката в поддержку кандидата ФИО4 на принадлежащем ему по праву собственности автомобиле Фольксваген Пассат, г/н , на котором осуществлял передвижения по г. Павлово Нижегородской области, пытаясь, таким образом, довести содержащуюся в нем информацию до широкого круга лиц.

В указанном выше агитационном материале не содержалась наименование, фамилия, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства, изготовившего данный материал, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции ФИО3 пояснил, что он является избирателем, в период выборов депутатов Законодательного собрания Нижегородской области, он решил выразить свою позицию, и считая, кандидата от КП РФ ФИО4 хорошей альтернативой ПП «Единая Россия», своими силами изготовил плакат с надписью «За Печенева !» и разместил его на своем автомобиле. Этим он хотел показать, что будет голосовать за ФИО7. Данный материал он ни с кем не согласовывал, ни какую информацию о его изготовлении на нем не размещал, членом, какой либо политической партии он не является.

По мнению суда, в действиях ФИО3, усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ. Выводы суда основаны на следующем.

Как было указано выше, у граждан Российской Федерации имеется конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в предвыборной агитации, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, в допускаемых законом формах и законными методами вправе проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них), выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то, за какого кандидата, будет голосовать избиратель.

Из указанного следует, что Конституцией РФ и Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об избирательных правах граждан РФ», прямо предусмотрено право граждан на свободное участие в выборах и право на проведение агитационных процедур. В тоже время из смысла приведенных выше законодательных актов, следует, что проводимая гражданами агитация, должна осуществляться в допускаемых законом формах и законными методами.

Таким образом, проводя предвыборную агитацию, ФИО3 становиться специальным субъектом законодательства о выборах, и его действия по распространению агитационных материалов должны были соответствовать требованиям Федерального законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об избирательных правах граждан РФ», иное, по мнению суда, может привести к злоупотреблениям в сфере законодательства о выборах со стороны недобросовестных кандидатов, а также к нарушениям избирательных прав граждан на участие в выборах.

Так, по мнению суда, агитационный материал, распространенный ФИО3 должен был содержать наименование (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившего его лица, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Кроме того, экземпляр агитационного материала до начала его распространения должен был быть представлен в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанным материалом должны были быть также представлены сведения об адресе места жительства лица, изготовившего этот материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.

Вместе с тем, как было установлено в ходе судебного заседания указанные выше действия ФИО3, выполнены не были, т.е. распространение агитационного материалов осуществлялось с нарушением Закона об избирательных правах граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО3 условия распространения агитационных материалов обеспечены не были, то есть агитационный материал был распространен с нарушением требований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что в силу частей 5 и 6 статьи 54 этого же Федерального закона запрещено.

Доводы привлекаемого лица ФИО3 и защитника Бабушкина С.Б., приведенные в обоснование жалобы, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут быть приняты судом во внимание при вынесении решения по делу.

Суд, считает, что заявителем жалобы ФИО3 не верно толкуется смысл приведенных в жалобе позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 октября 2003 года № 15 – П и от 16 июня 2006 года № 7 – П, применительно к рассматриваемому судом случаю.

Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 7 – П, устанавливая порядок проведения предвыборной агитации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрел разные правовые режимы агитационной деятельности для ее участников - кандидатов, избирательных объединений, с одной стороны, и граждан, с другой.

… Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. При наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, при том что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда. Что касается участия граждан в финансировании предвыборной агитации, то оно заключается в праве вносить в избирательные фонды добровольные пожертвования, предельные размеры которых устанавливаются законом (пункты 5 и 10 статьи 58) (п.3).

3.1. … Различия в условиях и порядке осуществления предвыборной агитационной деятельности (включая финансирование предвыборной агитации) кандидатами, избирательными объединениями, с одной стороны, и гражданами, с другой, законодатель связывает с особенностями способов и форм реализации активного и пассивного избирательного права, с особенностями присущих специальному статусу этих субъектов избирательного процесса правомочий, а также с целями, которые преследуют проводящие предвыборную агитацию кандидаты, избирательные объединения и участвующие в ее проведении граждане: при осуществлении пассивного избирательного права кандидат преследует цель быть избранным в состав соответствующего органа публичной власти, что предполагает необходимые для ведения избирательной кампании финансовые затраты, реализация же активного избирательного права служит прежде всего выявлению воли избирателей, легитимирующей персональный состав выборных органов народного представительства и свободной от неправомерного давления, в том числе с использованием финансовых средств.

Касаясь допустимости установления различий в статусе кандидатов (списка кандидатов, избирательных объединений) и граждан, не являющихся кандидатами, их представителями, представителями избирательных объединений, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 ноября 2005 года N 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" указал, что введение федеральным законодателем различных условий реализации права на предвыборную агитацию для граждан как участников избирательного процесса, с одной стороны, и кандидатов (избирательных объединений), с другой, как направленное на достижение конституционных целей, связанных с обеспечением прозрачности выборов, равенства кандидатов перед законом вне зависимости от материального положения, и на предотвращение злоупотреблений, не может рассматриваться как не совместимое с конституционными принципами и нормами.

3.2. Таким образом, вытекающее из положений пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и обращенное к гражданам требование об осуществлении предвыборной агитации не иначе как за счет денежных средств, которые аккумулированы в созданных в соответствии с законом избирательных фондах и выступают в обезличенной форме, представляет собой ограничение форм и методов проводимой этими субъектами избирательного процесса предвыборной агитации, если она осуществляется не за счет средств соответствующих избирательных фондов. Оно направлено на обеспечение равенства кандидатов и защиту прав и свобод других лиц, включая избирателей, и преследует достижение правомерной цели - гарантировать формирование народного представительства, поскольку в Российской Федерации как демократическом правовом государстве с республиканской формой правления депутат, иное выборное должностное лицо представляет не отдельных избирателей или их объединение, а весь избирательный корпус.

… Запрет для граждан осуществлять самостоятельное, т.е. помимо избирательных фондов, финансирование предвыборной агитации обусловлен также необходимостью обеспечения прозрачности финансирования выборов как условия равенства кандидатов и свободного формирования мнения избирателей. На современном этапе развития Российской Федерации, когда прозрачность финансирования выборов требует повышенных гарантий, регулирование, установленное положениями пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с учетом состояния и реальных возможностей контроля за финансированием выборов преследует правомерную цель, не нарушает баланс конституционно защищаемых ценностей, отвечает критерию необходимости в демократическом обществе и не является несоразмерным конституционно защищаемым целям.

Таким образом, Конституционным Судом РФ, были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов.

Заявитель жалобы ФИО3, в ходе рассмотрения дела суда апелляционной инстанции утверждал, что изготовил агитационный материал за счет собственных средств, не понес ни каких финансовых затрат, в тоже время доказательств в обоснование своих доводов привлекаемое лицо суду не представило. Спорный плакат и материал, из которого, он был изготовлен в суд представлен не был.

Кроме того, из письма Территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного Начальнику полиции МО МВД России «Павловский» следует, что в Павловский ТИК поступила информация о размещении агитационного материала кандидата в депутаты Законодательного собрания Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 12 ФИО4 на транспортных средствах. Данный материал в избирательную комиссию не представлялся. Агитационный материал размещен на автомобилях с госномерами .

Данные обстоятельства также были подтверждены письменными объяснениями члена ТИК Павловского района Нижегородской области ФИО8, имеющимися в материалах административного дела, из которых также следует, что агитационные материалы «За Печенева !» были размещены на нескольких автомобилях.

Таким образом, суд, находит пояснения ФИО3 о самостоятельном изготовлении агитационного материала, способом не требующим финансовых затрат, необоснованными и противоречащими материалам рассматриваемого административного дела.

Также суд, находит необоснованными доводы привлекаемого лица ФИО3, относительно ненадлежащего составления протокола об административном правонарушении, внесении в него исправлений без участия привлекаемого лица.

При исследовании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что в протокол были внесены исправления относительно фамилии привлекаемого лица, указания места совершения административного правонарушения и марки автомобиля. В протоколе имеется запись и подпись должностного лица о внесении исправлений в протокол, а также запись сделанная привлекаемым лицом ФИО3 «Исправления в протокол внесены в присутствии меня» заверенная его подписью с расшифровкой Ф.И.О..

Суд апелляционной инстанции считает, что в судебном заседании суда первой инстанции в полном объеме нашли свое подтверждение доказательства факта распространения в период подготовки и проведения выборов, печатных, и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.

Мировым судьей исследованы и оценены все доказательства, представленные в дело об административном правонарушении. Результат оценки доказательств по делу нашел свое отражение в обжалуемом судебном постановлении. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.

Факт совершения ФИО3 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, исследованными в ходе судебного заседания суда первой и второй инстанций, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ (л.д. 10), справкой о принадлежности автомобиля /л.д. 11/, сообщением Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области /л.д. 2/, письменными объяснениями члена ТИК ФИО8 /л.д. 3/, фототаблицей с изображением агитационного материала /л.д. 8/.

Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имелось, достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает, поэтому доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода суда о наличии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ.

Поскольку жалоба не содержит в себе иных доводов, которые не являлись бы предметом проверки в суде первой и второй инстанции, а также ставили бы под сомнение состоявшиеся судебные постановления, оснований для ее удовлетворения не имеется.

Обжалуемые судебные постановления обоснованы, мотивированы, и соответствуют требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что мировой судья обоснованно своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ привлек ФИО3 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ.

Назначенное ФИО3 наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей отвечает принципам справедливости и соразмерности. Следует также учесть, что ФИО3 назначен минимальный штраф, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ. Изложенное говорит о том, что мировой судья принял во внимание данные о личности привлекаемого лица, ФИО3 является студентом, его финансовое положение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства судом были оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Павловского судебного района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО3 к административной ответственности по части 1 статьи 5.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья: А.В. Шикин