ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-203/2021 от 02.03.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

12-203/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Кировского районного суда г. Астрахани Рахматулина Е.А.,

рассмотрев жалобу Правительства Астраханской области на постановление начальника отдела межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 5 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 5 августа 2020 года Правительство Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Правительство Астраханской области обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в обоснование которой указало, что с момента вступления в силу решения Кировского районного суда г. Астрахани, которым на них была возложена обязанность по предоставлению ФИО4 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, предпринимались все предусмотренные законом меры для исполнения указанного судебного акта. В связи с этим просили срок на обжалование восстановить, постановление судебного пристава отменить и производство по делу прекратить.

Представитель Правительства Астраханской области, представитель МОСП ОИП УФССП России по Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрении жалобы.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как усматривается из представленных документов, Правительством Астраханской области пропущен срок на обжалование постановления и заявлено ходатайство о восстановлении данного срока. При этом причиной пропуска срока является с большим объемом документооборота, многие сотрудники находятся на длительных больничных, в связи с распространением на территории РФ короновирусной инфекции. Нахожу причину пропуска срока на обжалование уважительной, в связи с чем прихожу к выводу о возможности удовлетворения ходатайства и восстановлении срока на обжалование постановления.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из постановления начальника отдела МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от 5 августа 2020 года Правительство Астраханской области не выполнило без уважительных причин законное требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области от 27 мая 2020 года об исполнении решения Кировского районного суда г. Астрахани о предоставлении ФИО4 благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в срок до 16 июня 2020 года, в связи с чем Правительство области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

После 1 января 2013 года предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11.02.2002 № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10.10. 2006 № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановлением Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571- П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В целях реализации указанного полномочия подпрограммой предусмотрено строительство жилых домов на территории Астраханской области для последующего их включения в состав специализированного жилищного фонда Астраханской области и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения.

Организация исполнения судебных решений, вступивших в силу до 01.01.2013, осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 22.08.2013 № 388-Пр «Об исполнении судебных решений», а также в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014г. №399 «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области».

Как следует из доводов заявителя, что решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, вина Правительства Астраханской области как должника в исполнительном производстве и как главного распорядителя бюджетных средств, предназначенных на цели обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, в неисполнении решения суда в пользу взыскателя отсутствует.

По состоянию на 05 января 2020 года на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по муниципальному образованию «Город Астрахань» состоит 1223 лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением возникло у 992 граждан указанной категории, из которых в отношении 357 приняты судебные решения об обеспечении жилыми помещениями.

Согласно информации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 12.01.2021 № 03-02-02/0069 в рамках государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» реализуются мероприятия по строительству и приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ФЗ от 30.12.2014 №214-ФЗ «Об участие в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ была приобретена 41 квартира на территории г.Астрахани для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлена нанимателям в мае 2020г. На сегодняшний день в эксплуатацию введены два трехэтажных 18-квартирных жилых дома по ул. Кирова 5, в р.п. Лиман, Лиманского района Астраханской области, строительные работы завершены, квартиры распределены между нанимателями. Так же ведется строительство (108 квартир): - трехэтажный 24-квартирный жилой дом по проспекту 9 Мая в г.Знаменск, строительная готовность – 40%. Планируемый срок ввода в эксплуатацию – декабрь 2020г.; трехэтажный 36-квартирный жилой дом по ул. Свердлова 31 в пос.Володарский находится в высокой степени готовности к вводу в эксплуатацию – января 2021г.; - трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул. 1 Мая д.46 в с.Никольское, строительная готовность – 70%; - трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул. Южная 1Б в р.п. Красные Баррикады, строительная готовность 70%.

Согласно информации агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 02.12.2020 №М-1-08237/4 были размещены дополнительно 80 извещений о проведении электронных аукционов по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления вышеуказанной категории граждан, расположенных на территории муниципальных образований Астраханской области, из которых: «Приволжский район» - 8 жилых помещений. По итогам рассмотрения заявок и проведенного аукциона, агентством направлены 19 проектов контрактов на подписание поставщикам. По итогу было закуплено 47 квартир для лиц указанной категории.

Важно отметить, что в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 159-ФЗ в части установления 01.01.2019 ограничения количества предоставляемых детям-сиротам жилых помещений в многоквартирном доме не более 25% от общего количества квартир в доме, вопрос дальнейшего строительства новых жилых домов и предоставления жилья на вторичном рынке в настоящее время прорабатывается.

По информации агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области (далее — агентство) от 27.03.2020 № Н-2-02091/2, агентству на приобретение жилых помещений для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2020 год за счет средств федеральной субсидии предусмотрены лимиты бюджетных ассигнований в размере 98 800 975 рублей.

В настоящее время агентством производится предварительная работа по сбору информации о наличии на территориях муниципальных образований Астраханской области готовых жилых помещений, отвечающих всем необходимым нормам и требованиям.

По информации министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 10.05.2020 № 03-02- 05/6689, в рамках государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» реализуются мероприятия по строительству и приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2014 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» заключены контракты на поставку в декабре 2019 года 41 квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время осуществляется процедура государственной регистрации жилых помещений в собственность Астраханской области, после чего они будут отнесены к специализированному жилищному фонду. После завершения указанных процессов квартиры будут предоставлены нанимателям.

В настоящее время ведется строительство (144 квартир):

два трехэтажных 18-квартирных жилых дома по ул. Кирова, 5, в р. п. Лиман, строительная готовность - 100%.

трехэтажный 24-квартирный жилой дом по проспекту 9 Мая в г. Знаменск, строительная готовность - 30%.

трехэтажный 36- квартирный жилой дом по ул. Свердлова, 31 в пос. Володарский, строительная готовность - 96%.

трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул. 1 Мая, 46 в с. Никольское, строительная готовность - 40%.

трехэтажный 24-квартирный жилой дом по ул. Южная, 1Б в р.п. Красные Баррикады, строительная готовность - 35%.

В связи с новыми поправками в № 159-ФЗ, министерство планирует проектирование и строительство домов в населенных пунктах с численностью жителей менее 10 тысяч человек:

три трехэтажных 36-квартирных жилых дома по ул. Солнечная, 6 в п. Стеклозавода Приволжского района Астраханской области, 11.04.2019- заключен контракт с ООО «ПромПроект» на разработку проектно-сметной документации, планируемый срок завершения разработки документации - апрель 2020 год;

два трехэтажных 36 - квартирных жилых дома по ул. Кочубея, 43 в пос. Лиман Лиманского района Астраханской области, 30.09.2019 - заключен контракт с ООО «СТОЙЭКСПЕРТ», планируемый срок завершения разработки документации – май-июнь 2020 года.

Из вышеизложенного следует, что Правительством Астраханской области принимаются все возможные мероприятия по обеспечению граждан жилыми помещениями.

Таким образом, в действиях Правительством Астраханской области принимаются все возможные мероприятия по обеспечению граждан выше указанной категории жилыми помещениями, в связи с чем, действия Правительства Астраханской области нельзя признать бездействием, а неисполнение требования в установленный срок - неисполнением без уважительных причин. Исполнить требование в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем Правительством Астраханской области, не представлялось возможным вследствие независящих от Правительства Астраханской области обстоятельств.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Восстановить срок на обжалование постановления начальника отдела межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 5 августа 2020 года.

Постановление начальника отдела межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области №16417/18/30017-ИП от 5 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Правительства Астраханской области отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: