№ 12-203/2021
УИД 35RS0022-01-2021-000712-76
РЕШЕНИЕ
г.Тотьма 05 октября 2021 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Линьковой Т.А.,
при секретаре Меньшиковой Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу непубличного акционерного общества «СВЕЗА Новатор» на постановление начальника Тотемского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 от 16 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 16 июня 2021 года,
установил:
постановлением начальника Тотемского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 от 16.06.2021 НАО «СВЕЗА Новатор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.
Одновременно с постановлением вынесено представление № ... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Оспаривая законность и обоснованность вынесенного постановления, защитник НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО5 30.06.2021 обратилась в суд с жалобой, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении НАО «СВЕЗА Новатор» прекратить на основании п. 1 ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, указывая, что заготовку древесины в квартале 34 выделах 3/1, 20/2, 21/1,22/3 лесосеке 2 Усть-Печенгского участкового лесничества Тотемского лесничества на основании договора подряда от 01.02.2020 осуществлял ИП ФИО1., который по условиям договора обязан осуществлять комплекс работ по заготовке древесины в полном объеме в соответствии с технологической картой и соблюдением требований действующего законодательства, в том числе правил пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, в связи с чем НАО «СВЕЗА Новатор» не является субъектом административного правонарушения, умысла на совершение правонарушения со стороны НАО «СВЕЗА Новатор» не установлено. При рассмотрении протокола по делу об административном правонарушении должностным лицом использованы недопустимые доказательства, так как нарушен порядок проведения проверки, отсутствует плановое задание, приказ (распоряжение) руководителя, акт планового осмотра, оформленные в соответствии с действующим законодательством, имеющийся в материалах дела акт осмотра мест рубок не характеризует осматриваемую территорию, не указывает на измерительные приборы, при помощи которых осуществлялись замеры, данные об их поверке. Очистка мест рубок произведена путем укладывания в кучи и валы порубочных остатков длиной не более 2 м, замятия ходами трактора, кучи и валы с порубочными остатками в среднем не более 3 м, при этом протокол и постановление не содержат размеров порубочных остатков и ширины вала.
В дополнении к жалобе защитник НАО «СВЕЗА Новатор» ФИО5 просит признать незаконным и отменить представление начальника Тотемского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 № ... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 16.06.2021, указывая, что оно является не законным, не обоснованным, неисполнимым, так как административный орган требует убрать порубочные остатки на волоках на расстояние менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, что противоречит Правилам пожарной безопасности в лесах, представление не содержит данных о причинах и условиях совершения правонарушения, сроках исполнения требований по уборке порубочных остатков, разъясняется ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ, в то время как ст. 19.6 КоАП РФ влечет административную ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В судебном заседании защитник НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО5 доводы жалобы на постановление и представление поддержала в полном объеме, показала, что контролирующим органом не соблюден порядок привлечения НАО «СВЕЗА Новатор» к административной ответственности, так как акт осмотра лесосеки не является документом, позволяющим возбудить дело об административном правонарушении, в настоящем случае контролирующему органу при установлении нарушений необходимо было провести повторную проверку в рамках государственного федерального лесного надзора с оформлением его результатов в соответствии с Административным регламентом и КоАП РФ. Юридическое лицо не было извещено о дате осмотра мест рубок за 10 дней, что предусмотрено Порядком осмотра лесосеки. При вынесении постановления не учтено, что НАО «СВЕЗА Новатор» фактически не осуществляет рубку, а контролирует подрядчиков. 27.09.2021 пожароопасный сезон отменен, поэтому в отношении НАО «СВЕЗА Новатор» должен быть применен акт об амнистии. Назначенный по постановлению штраф является завышенным, так как выявленные сотрудниками лесничества неочищенные лесные площади составляют 1 % от площади общей лесосеки. Исполнение представления, выданного в адрес НАО «СВЕЗА Новатор», приводит к нарушениям Правил заготовки, нарушения надпочвенного покрова.
Лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, начальник Тотемского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, по доверенности ФИО6 с доводами жалобы на постановление и представление не согласилась, просила оставить жалобу и дополнения к ней без удовлетворения, а постановление и представление без изменения, показала, что заключение НАО «СВЕЗА Новатор» договора подряда с третьими лицами не освобождает арендатора, обладающего исключительным право на заготовку древесины на арендованном участке, от исполнения обязанности по договору аренды и соблюдению лесного законодательства, поэтому НАО «СВЕЗА Новатор» является надлежащим субъектом административной ответственности. Состав правонарушения по ст. 8.32 КоАП РФ является формальным, не требует установления умышленной формы вины, не дифференцирует наказание по данному признаку. Общество было заблаговременно и надлежащим образом извещено о дате проведения осмотра мест рубок, изначально путем направления телефонограммы и сообщения по электронной почте представителя по доверенности, а затем почтовой связью, сроки извещения о дате начала осмотра не являются пресекательными, а соответственно не влекут за собой недействительность акта осмотра. Представление в адрес НАО «СВЕЗА» Новатор» выдано в связи с пренебрежительным отношением к лесному законодательству, пожарной безопасности в лесах, содержит требование о реальном устранении нарушений, является исполнимым, так как способ его исполнения вправе определить лицо, которому указанное представление выдано.
Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, проверив материалы, изучив доводы жалобы и дополнений к ней, судья не находит оснований к отмене состоявшегося постановления, вместе с тем признавая незаконным и отменяя представление должностного лица по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с п. п. Б п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 12.04.2021 № 421 установлено начало пожароопасного сезона на территории области с 26 апреля 2021 года, с 27.09.2021 указанное Постановление признано утратившим силу.
Из протокола об административном правонарушении, постановления следует, что 14.05.2021 в 10 часов 20 минут в ходе проведения осмотра лесосеки № 2 в квартале 34 выделах 3/1, 20/2, 21/1, 22/3 Усть-Печенгского участкового лесничества Тотемского государственного лесничества Вологодской области НАО «СВЕЗА Новатор», производившее заготовку древесины по договору аренды лесного участка от 19.10.2017 № ... (лесная декларация от 17.02.2020) в период с февраля 2020 г. по февраль 2021 г. не произвело работы по очистке лесосеки на период пожароопасного сезона, на площади 0,255 га, порубочные остатки оставлены на лесосеке 2 квартале 34 выделах 3/1, 20/2, 21/1, 22/3 Усть-Печенгского участкового лесничества Тотемского государственного лесничества Вологодской области на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, чем нарушен п. 27 п. п. Б Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614.
Согласно договору аренды лесного участка № ... от 19.10.2017, заключенному между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и НАО «СВЕЗА Новатор», последнему в аренду (временное пользование) передан лесной участок, в том числе включающий в себя Усть-Печенгское участковое лесничество, лесной квартал № 34.
Согласно акту осмотра лесосеки от 14.05.2021 произведен осмотр мест осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки) в квартале 34 выделах 3/1, 20/2, 21/1, 22/3 лесосеке 2 Усть-Печенгского участкового лесничества, установлено, что первый волок с северной стороны проходит вблизи границы лесосеки, на расстоянии 8,5 м. На указанном волоке на расстоянии 8,5 м от прилегающих лесных насаждений оставлены разбросанные порубочные остатки. При обследовании восточной и западной границ лесосеки обнаружено 33 пасечных волока, которые подходят к границе лесосеки на расстоянии менее 10 м, на которых оставлены разбросанные порубочные остатки. В ходе осмотра лесосеки производилась фотосъемка, измерения осуществлялись при помощи измерительной ленты. При осмотре лесосеки представитель НАО «СВЕЗА Новатор» отсутствовал, извещение получено 04.05.2021. Копия акта с приложениями получена представителем НАО «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО3 03.06.2021, замечаний не высказано.
Таким образом, факт совершения НАО «СВЕЗА Новатор» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом осмотра лесосеки от 14.05.2021, фототаблицей к акту, договором аренды от 19.10.2017 и другими материалами дела в их совокупности.
Оценив конкретные обстоятельства по делу с учетом вышеуказанных норм, должностное лицо Департамента лесного комплекса Вологодской области обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях НАО «СВЕЗА Новатор» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что НАО «СВЕЗА Новатор» не является в настоящем случае субъектом правонарушения, в связи с заключенным договором подряда с ИП ФИО1., согласно п.2.1.2 которого ИП ФИО1 обязан осуществлять комплекс работ по заготовке древесины в полном объеме в соответствии с технологической картой и соблюдением требований действующего законодательства, в том числе правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, являются несостоятельными, так как согласно договору аренды от 19.10.2017 НАО «СВЕЗА Новатор» является арендатором лесного участка и обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке, право аренды лесного участка обязывает НАО «СВЕЗА Новатор» соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с ЛК РФ. Заключение договора подряда с ИП ФИО1 01.02.2020 не освобождает НАО «СВЕЗА Новатор» как арендатора лесного участка от исполнения обязанностей, вытекающих из заключенного договора аренды лесных насаждений и возложенных им, а также названными выше правовыми актами обязанностей лесопользователя.
В силу ч. 1 ст. 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Наличие отношений по договору подряда от 01.02.2020 по осуществлению заготовки леса ИП ФИО1 не свидетельствует о том, что указанный индивидуальный предприниматель, а не арендатор лесного участка НАО «СВЕЗА Новатор» является субъектом административного правонарушения.
НАО «СВЕЗА Новатор» допущено бездействие в части осуществления должного контроля за действиями подрядчика по заготовке древесины, не приняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства, регулирующего заготовку древесины в РФ.
Таким образом, НАО «СВЕЗА Новатор» является надлежащим субъектом выявленного административного правонарушения.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае суд приходит к выводу о том, что ООО «СВЕЗА Новатор» имело возможность для соблюдения Правил пожарной безопасности, должно было и могло предвидеть возможность наступления вредных последствий, но рассчитывало на их предотвращение, что указывает на наличие вины общества исходя из общих норм КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что акт осмотра лесосеки от 14.05.2021 является недопустимым доказательством несостоятелен.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 3, ч. 4 ст. 16.1 ЛК РФ после выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки.
Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок осмотра лесосеки утвержден Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки».
Исходя из материалов дела и анализа составленного акта осмотра лесосеки нарушений законодательства при проведении осмотра лесосеки судом не установлено, в связи с чем данный акт является допустимым доказательством.
При проведении осмотра лесосеки плановое задание, издание приказа (распоряжения) не предусмотрено действующим законодательством.
Акт осмотра содержит данные характеризующие осматриваемую территорию, указывая лесничество, квартал и выделы, указывает на использование измерительного прибора в виде мерной ленты, использование фотоаппарата, в качестве приложения к акту значится фототаблица.
Согласно п. 11 Порядка осмотра лесосеки по результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему приказу в двух экземплярах.
Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки.
Согласно п. 4 Порядка осмотра лесосеки лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек.
Извещение о проведении осмотра лесосек направляется способом, обеспечивающим подтверждение его получения (заказное письмо, факс, электронная почта).
При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.
Как следует из представленных суду документов телефонограмма и извещение по электронной почте направлены представителю НАО «СВЕЗА Новатор», имеющему соответствующую доверенность, 29.04.2021, то есть более чем за 10 дней до проведения осмотра лесосек.
Как следует из акта осмотра лесосеки от 14.05.2021 осмотр производился в отсутствие представителя НАО «СВЕЗА Новатор», при этом общество было надлежащим образом и заблаговременно извещено о дате и времени осмотра, необходимости направления представителя.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Следовательно, обнаруженные при осмотре лесосеки нарушения, отраженные в акте осмотра, явились поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и не требовали дополнительного проведения контрольных мероприятий в рамках государственного федерального лесного надзора.
Оснований полагать, что 14.05.2021 должностными лицами лесничества проводился плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории лесного участка не имеется.
Поэтому не обоснованы ссылки представителя НАО «СВЕЗА Новатор» на нарушение требований при проведении осмотра лесосеки, несоблюдении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233.
Доводы жалобы на не указание в протоколе и постановлении какие порубочные остатки оставлены, отсутствие указания ширины вала с порубочными остатками, не влияют на квалификацию правонарушения, так как согласно п. п. Б п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах порубочные остатки не более 2 м, а также в измельченном виде (менее 2 м) должны укладываться (разбрасываться) на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, что в настоящем случае обществом не соблюдено, что следует из акта осмотра лесосеки, подтверждающего, что порубочные остатки находились на расстоянии 8,5 м от прилегающих лесных насаждений.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при издании акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания.
В настоящем случае указанные основания для прекращения производства по делу на основании данного пункта отсутствуют, поскольку такого акта в установленном законом порядке не издавалось.
Факт отмены противопожарного режима в лесах Вологодской области 27.09.2021 актом об амнистии не является.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения НАО «СВЕЗА Новатор» к административной ответственности соблюдены.
При назначении наказания учтено в качестве отягчающего обстоятельства повторное совершение однородного правонарушения, что является правомерным.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным, примененное наказание не является максимальным, предусмотренным ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Согласно материалам дела 16.06.2021 начальником Тотемского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ НАО «СВЕЗА Новатор» вынесено представление №20/5 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно представлению НАО «СВЕЗА Новатор» предписано исполнить требования п. п. Б п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614, произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 0,255 га, убрать порубочные остатки, оставленные на волоках лесосеки № 2 в квартале 34 выделах 3/1, 20/2, 21/1, 22/3 Усть-Печенгского участкового лесничества на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений. О принятых мерах по устранению вышеуказанных причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению сообщить в течение месяца со дня получения представления в Тотемский территориальный отдел - государственное лесничество. Разъяснена административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Суд приходит к выводу, что указанное выше представление не содержит причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, при этом меры, рекомендованные к принятию, предлагают устранить не причины, приведшие к совершению правонарушения, а устранить сами допущенные нарушения, что не предполагается положениями ст. 29.13 КоАП РФ.
В связи с чем суд приходит к выводу, что представление, вынесенное должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу защитника непубличного акционерного общества «СВЕЗА Новатор» по доверенности ФИО5 удовлетворить частично.
Постановление начальника Тотемского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 №... от 16 июня 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении непубличного акционерного общества «СВЕЗА Новатор», оставить без изменения.
Представление начальника Тотемского территориального отдела – государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО4 № 20/5 от 16 июня 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения либо получения с подачей жалобы через Тотемский районный суд.
Судья Т.А. Линькова