УИД 18RS0013-01-2022-002099-34
Судья Гараева Н.В. Дело №12-203/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Габдрахманов А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 04 июля 2022 года дело по жалобе ФИО1 Иззата на постановление судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 Иззата,
установил:
постановлением судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2022 года (с учетом определений Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2022 года и 24 июня 2022 года об исправлении описки) ФИО1 Иззат признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 Иззат обратился с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, в которой просит постановление судьи изменить, заменив административное выдворение на контролируемый выезд. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что проживает со своей сожительницей по адресу: имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, которых одевает и занимается их воспитанием.
В судебном заседании ФИО1 Иззат и его защитник Гусева К.В., доводы жалобы поддержали.
Выслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В ходе рассмотрения дела судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что вмененные должностным лицом административного органа обстоятельства нашли свое подтверждение.
В соответствии с протоколом №292 от 21 июня 2022 года об административном правонарушении, 21 июня 2022 года сотрудниками 1 мобильного взвода 6 роты ПППСП УМВД России по г. Ижевску в ходе проведения 2 этапа ОПМ «Нелегальный мигрант», с целью проверки законности нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации и выявления иностранных граждан, осуществляющих незаконную трудовую деятельность на территории Российской Федерации, была осуществлена проверка адреса: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Старый Чультем, коттеджный поселок «Ближняя усадьба» (кадастровый №), адрес не присвоен. При проверке был выявлен гражданин Республики Узбекистан ФИО1 Иззат, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляющий трудовую деятельность в качестве каменщика. Гражданин Республики Узбекистан ФИО1 Иззат был доставлен в отдел по вопросам миграции ОМВД России по . В ходе проверки предоставленных документов иностранным гражданином и выяснении всех обстоятельств установлено, что гражданин Узбекистана ФИО1 Иззат, ДД.ММ.ГГГГ года рождения патент на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации не оформлял, чем нарушил статью 13.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В отношении ФИО1 отделом по вопросам миграции ОМВД России по Завьяловскому району был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 2 000 рублей. Регистрация по месту пребывания на территории российской Федерации отсутствует, имею регистрация по месту пребывания по адресу: Удмуртская Республика, 22 августа 2013 года до 08 ноября 2013 года.
С 09 ноября 2013 года находится на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет.
По учетам АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство, патент на право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации гражданин Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не оформлял.
В настоящее время находится на территории Российской Федерации незаконно, от выезда за пределы Российской Федерации уклоняется. Проживает по адресу: Удмуртская Республика, без постановки на миграционный учет.
Учитывая, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 Иззат, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в установленным законом порядке не исполнил обязанности иностранного гражданина по выезду с территории Российской Федерации в страну гражданства в установленный срок, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет, документы на пребывание на территории Российской Федерации отсутствуют, те есть нарушил части 1, 2, 3 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, пункт 20 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления миграционного учета» №9 от 15 января 2007 года, статью 2 абзаца 2 пункта 1 статьи 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пункт 2 статьи 5, статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В ходе проверки документов и объяснений, отобранных у ФИО1 установлено, что гражданин Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., въехал на территорию Российской Федерации 10 августа 2013 года по миграционной карте серии №, срок пребывания до 08 ноября 2013 года. После пересечения границы приехал в город Ижевск. Проживал по разным адресам в городе Ижевске. В настоящее время проживает по адресу: Удмуртская Республика, . По окончании срока законного пребывания на территории Российской Федерации, за пределы РФ не выехал. Три года назад потерял паспорт и миграционную карту, обращался с заявлением в полицию.
В дальнейшем обращался в посольство Республики Узбекистан в городе Казани, в апреле 2022 года получил свидетельство на возвращение № сроком действия с 29 апреля 2022 года по 29 июня 2029 года. Приобрел билет на самолет Москва-Ургенч на 10 июня 2022 года, впоследствии сдал его, так как не было денег для приобретения билета из Ижевска в Москву. Работал неофициально у физических лиц каменщиком, работодатель документы не проверял, о том, что ФИО1 работает без паспорта и патента не знал. ФИО1 хотел заработать денег и уехать в Узбекистан 25 июня 2022 года на автомобиле.
В судебном заседании судьей районного суда установлено, что лицо, привлекаемое к ответственности, ФИО1 Иззат (далее с учетом определения Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 24 июня 2022 года об исправлении описки) вину в совершенном административном правонарушении признал, пояснил, что не отрицает факт нарушения миграционного законодательства РФ, раскаивается, проживает по адресу: , с сожительницей Г.К.В. и детьми В.Н.И., В.М.И., пояснил, что опекунство оформлено на В.Н.Г. поскольку у него не было документов, выехать в Узбекистан не мог, потому что дети были маленькие, после привлечения его к административной ответственности в 2021 году обращался в посольство Республики Узбекистан, расположенное в г.Казань, спустя 7 месяцев получил документ для возвращения в Узбекистан со сроком действия до 29 июня 2022 года. Приобрел билет на самолет Москва-Ургенч (Республика Узбекистан) на 26 июня 2022 года.
В судебном заседании допрошена свидетель Г.К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая пояснила, что проживает с ФИО1 Иззатом 10 лет, девочки приезжают к ним в выходные, в каникулы, несмотря на то, что проживают они с опекуном В.Н.Г., ФИО1 Иззат участвует в их воспитании, заботится о них.
В судебном заседании свидетель В.Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся опекуном несовершеннолетних В.Н.И. и В.М.И. пояснила, что девочки живут с ней по адресу , учатся в школе №, после смерти матери отца выдворили за переделы территории РФ, а девочек поместили в МКОУ для детей-сирот «Понинский детский дом-школа». После оформления опекунства с 10 сентября 2015 года проживают вместе со свидетелем. ФИО1 Иззат навещает их, привозит овощи, фрукты, одевает, помогает материально. Как опекун В.Н.Г. получает пособие, около 7000 рублей, пенсию девочек, которая назначена им как детям-сиротам, опекун вносит на вклад.
10 июня 2021 года постановлением Индустриального районного суда города Ижевска привлечен к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей без выдворения за пределы Российской Федерации, штраф оплачен 10 августа 2021 года.
Личность ФИО1 Иззата установлена на основании свидетельства на возвращение № сроком действия с 29 апреля 2022 года по 29 июня 2029 года, из которого усматривается, что отчества ФИО1 Иззат не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которые оценены судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Сам Фарходов Иззат факт совершения административного правонарушения подтверждает.
Таким образом, действия ФИО1 Иззата образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что на территории РФ проживают его дети, а также проживание с сожительницей, не могут повлиять на существо принятого по делу постановления.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 Иззат не состоит в официальном браке, доказательств наличия семейных отношений на территории Российской Федерации материалы дела не содержат. В свидетельстве о рождении несовершеннолетних В.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и В.М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в графе «отец» стоит прочерк, опекуном В.Н.И. и В.М.И. согласно постановлений Администрации Глазовского района от 10 сентября 2015 года № 116.4.6 и № 116.4.5 является В.Н.Г. Проживание на территории России не исключает обязанности ФИО1 Иззата соблюдать требования миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе пункта 8 части 1 статьи 2, пункта 1 и пункта 2 статьи 5 Федерального Закона № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьи 25.10 Федерального закона № 114 от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Соответственно нарушений права на уважение семейной и личной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не усматривается.
Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
При таких обстоятельствах назначенное ФИО1 Иззату административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не нарушает его право на семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года), в связи с чем данный довод отклоняется.
Рассматривая довод жалобы о том, что нет оснований для принудительного выдворения, установлено следующее.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ), а именно совершение им в 2021 году правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ, а также длительное противоправное бездействие иностранного гражданина в виде незаконного нахождения на территории Российской Федерации.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ФИО1 Иззату указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Кроме того, обязательность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 Иззат официально не трудоустроен, что, в том числе, подтверждается объяснениями ФИО1 Иззата данными им при составлении протокола об административном правонарушении, согласно которым у него было намерение выехать с территории Российской Федерации, им был куплен авиабилет Москва-Ургенч на 10 июня 2022 года, вместе с тем у него отсутствовали финансовые возможности для приобретения поездных документов из Ижевска в Москву, в связи с чем авиабилет был им сдан.
Данные обстоятельства свидетельствуют о невозможности самостоятельного выезда из Российской Федерации, дают основания для применения административного выдворения и содержания ФИО1 Иззата в специальном учреждении в целях исполнения дополнительного наказания.
Постановление о привлечении ФИО1 Иззата к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивированно и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 22 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 Иззата оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.Р. Габдрахманов
Копия верна: судья А.Р. Габдрахманов