ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2041/2016 от 14.12.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья: Дудник А.С. Дело №12-2041/2016

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2016 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Хожаинова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2016 года по делу № 5-3012/2016 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

Постановлением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2016 года ФИО2 признан виновным по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 подал жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что вышеуказанное постановление не соответствует всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела в соответствии с законом. Также указывает на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку исполняющий обязанности директора филиала ГУП РК «КМП» «ЕТП» ФИО2 не является должностным лицом органа власти, органа местного самоуправления и органа, осуществляющего публично-значимые функции. Кроме того, допущенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку не причинило значительного вреда интересам общества и государства, не привело к негативным последствиям. Ссылается на малозначительность административного правонарушения и признание вины, как смягчающее обстоятельство. Указывает на то, что обращение ФИО4 было направлено в профком предприятия для дачи мотивированного ответа, что и было сделано.

В судебном заседании ФИО2, его защитник Доморникова Ю.А., доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Помощник Крымского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Давыдов М.И. просил оставить жалобу без удовлетворения, постановление – без изменения.

Выслушав явившихся участников, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

Из анализа ст. 1 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012г. N19-П следует, что указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации, объединениями граждан, включая юридические лица закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, а также в осуществляющие публично значимые функции государственные и муниципальные учреждения и иные организации.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 мая 2015 года N 1163-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 данного Федерального закона, государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Такое регулирование, будучи основанным на положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагает, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия и что государственные органы не могут подменять друг друга.

Согласно ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которое возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 5.39, 5.63 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).

Согласно положений ч.3 ст.8 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 года, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, в отношении ФИО2 Крымским транспортным прокурором старшим советником юстиции ФИО7 20 октября 2016 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому, в ходе проверки установлено, что 04 августа 2016 года согласно Журналу регистрации входящей корреспонденции филиала ГУП РК «КМП» «ЕТП» под зарегистрировано обращение ФИО8 на имя и.о. директора предприятия ФИО2 о причинах прекращения удержания членских взносов в первичную профсоюзную организацию из заработной платы после восстановления на работе 15.04.2015 года.

Согласно резолюции и.о. директора филиала ГУП РК «КМП» «ЕТП» ФИО2 от 04.08.2016 г. в отношении обращения ФИО8, его рассмотрение и предоставление ответа в установленном порядке поручено председателю Первичной профсоюзной организации филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» Евпаторийский торговый порт» профессионального союза работников морского транспорта Республики Крым - ФИО10

В силу положений ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее - ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ) профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связан­ных общими производственными, профессиональными интересами по роду их де­ятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально­-трудовых прав и интересов.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подкон­трольны.

Таким образом, ФИО10, как председатель первичной профсоюзной организации филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Евпаторийский торговый порт» профессионального союза работников морского транспорта Республики Крым, является са­мостоятельным должностным лицом и не подчиняется и.о. директора филиала ГУП РК «КМП» «ЕТП» ФИО2

В связи с изложенным, исполняющий обязанности директора филиала ГУП РК «КМП» «ЕТП» ФИО2 обращение ФИО4 по принадлежности председателю первичной профсоюзной организации филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Евпато­рийский торговый порт» профессионального союза работников морского транс­порта Республики Крым ФИО10 не направил, а фактически передал, о переадресации обращения заявителя не уведомил, чем грубо нарушил положения части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 года.

Фактически филиалом ГУП РК «КМП» «ЕТП» ответ на обращение ФИО4 не предоставлялся.

Установленные судом первой инстанции обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом судебном акте, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия ФИО2 судом первой инстанции правильно квалифицированы по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судья учитывает положения статей 4.1 - 4.5 КоАП РФ. Так, согласно ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий, вопреки указанию заявителя в жалобе, само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

С учетом характера состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, который выражен в пренебрежительном отношении субъекта к конституционному праву гражданина на обращение, оснований для освобождения ФИО2 от административной ответственности по признакам малозначительности не имеется.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, основаны на неправильном установлении обстоятельств, входящих в предмет доказывания, а также на неверном толковании норм действующего законодательства, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств, которым дана правильная оценка и сомнений у суда апелляционной инстанции не вызывают.

Несогласие заявителя с выводами судебной инстанции не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с положениями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 5.59 КоАП РФ. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности, не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

В соответствии с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суда по основаниям, указанным в жалобе, не имеется.

Руководствуясь ч.1 ст.29.10, ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 31 октября 2016 года по делу № 5-3012/2016 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Хожаинова