ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-204/18 от 29.01.2019 Костромского районного суда (Костромская область)

№12-6/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома

29 января 2019 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Чудецкий А.В.

с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО1,

должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2,

рассмотрев жалобу на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области от 20.11.2018, которым МУП «Коммунсервис» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

МУП «Коммунсервис» признано виновным в том, что в нарушение требований ст. 212 Трудового Кодекса РФ, Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на предприятии не заключен договор на проведение специальной оценки условий труда, комиссией не утвержден перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, не издан приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки, на рабочем месте электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования не проведена специальная оценка условий труда с указанием индивидуального номера рабочего места и класса (подкласса) условий труда.

Не согласившись с постановлением, защитник юридического лица ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что просит постановление отменить по тем основаниям, что согласно законодательству специальная оценка условий труда (СОУТ) может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018. Предприятием заключен договор о проведении СОУТ, создана комиссия и составлен график проведения, однако по независящим от предприятия обстоятельствам исполнитель не приступил к работам в назначенный срок до 22.10.2018. Считает, что не имеется сведений о наличии оснований для проведения внеплановой СОУТ, установленных ст. 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Кроме того, не принято во внимание, что предприятие ранее не привлекалось к административной ответственности, негативных последствий не наступило. В постановлении указано время совершения правонарушения 19.11.2018, в то время как протокол составлен 15.11.2018.

В судебном заседании защитник жалобу поддержал, представил копии контракта по оказанию услуг по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест от 10.07.2018 между МУП «Коммунсервис» и ООО «*****», акта выполненных работ по контракту, конкурсной документации, приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда работников, приказа о работе комиссии, графика проведения работ по подготовке и проведению специальной оценки условий труда в МУП «Коммунсервис».

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО2 пояснила, что, по мнению административного органа, специальная оценка условий труда должна была быть проведена с момента возникновения законодательных требований и предприятие не должно оттягивать этот процесс до 31.12.2018. Проект протокола и постановления по делу об административном правонарушении готовил работник, проводивший проверку. Видимо, им были допущена описка при указания даты правонарушения.

Судья, рассмотрев жалобу, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Как следует из материалов дела, специалистом Государственной инспекции труда в Костромской области в ходе проведения расследования тяжелого несчастного случая в МУП «Коммунсервис» в период с 19.10.2018 по 02.11.2018 установлено:

- отсутствие приказа о создании комиссии по проведению специальной оценки труда;

- неутверждение комиссией перечня рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;

- незаключение договора на проведение специальной оценки условий труда;

- непроведение на рабочем месте электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования специальной оценки условий труда.

Суд не может принять во внимание приказ МУП «Коммунсервис» от 01.10.2018 о создании комиссии по специальной оценке условий труда работников, поскольку установить достоверность указанных в нем сведений и реальную дату его изготовления не представляется возможным.

При составлении протокола по делу об административном правонарушении защитник не заявлял о наличии данного приказа, а указал только на проведение муниципальной закупки по специальной оценке условий труда

Решения об утверждении перечня рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, комиссией до сих пор не принято и суду не представлено. Наличие перечня в конкурсной документации не является надлежащим исполнением требования ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», поскольку данная норма предполагает принятие отдельного решения и именно комиссией. Сама же комиссия создана позже оформления конкурсной документации.

Поэтому данные нарушения судья считает установленными и доказанными.

Вместе с тем судья не может согласиться с наличием других нарушений.

Согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении: рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда; рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Должностным лицом инспекции приведенные положения не учтены.

В ходе производства по делу не исследован вопрос о том, относится ли к числу приведенных должностей должность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования; данных о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных ст. 17 Федерального закона, не имеется.

Выяснение этих обстоятельств имеет существенное значение, однако при рассмотрении дела требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ соблюдены не были.

При таких обстоятельствах выводы о непроведении МУП «Коммунсервис» специальной оценки условий труда на рабочем месте электромонтера, о незаключении договора на проведение специальной оценки условий труда сделаны бездоказательно и противоречат нормам трудового законодательства, позволяющего исполнить данную обязанность до 31.12.2018.

Более того, МУП «Коммунсервис» и ООО «Экостандарт» контракт по оказанию услуг по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест заключен 10.07.2018, о чем защитник указал при составлении протокола об административном правонарушении, однако данное обстоятельство также никак не было оценено при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В остальном факт нарушения МУП «Коммунсервис» требованийпорядка проведения специальной оценки условий труда, который включает в себя создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда, принятие данной комиссией решения об утверждении перечня рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, нашел свое подтверждение.

Действия МУП «Коммунсервис» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер для соблюдения требований трудового законодательства, отсутствуют. При должной осмотрительности и заботливости требования нормативных правовых актов могли быть соблюдены.

Существенных нарушений, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Указание времени совершения правонарушения «19.11.2018» явно является технической ошибкой, которую судья считает возможным устранить, уточнив постановление. Исходя из материалов дела проверка в отношении МУП «Коммунсервис» проведена в период с 19.10.2018 по 02.11.2018. Поэтому временем нарушения судья признает день окончания проверки - 02.11.2018.

Кроме того, судья считает возможным изменить назначенное наказание.

Санкцией ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, кроме административного штрафа, предусмотрено также наказание в виде предупреждения.

При назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Назначая наказание, должностное лицо выбрало более строгий вид наказания - административный штраф, возможность назначения наказания в виде предупреждения не рассмотрена.

Вместе с тем оставшиеся нарушения не причинили вреда и не представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, то есть не относится к правонарушениям, к которым невозможно назначение наказания в виде предупреждения (ст. 3.4 КоАП РФ).

Поэтому и, учитывая изменение объема нарушений, отсутствие сведений о привлечении к ответственности за однородные правонарушения, установленное тяжелое финансовое положение юридического лица, судья считает возможным изменить назначенное наказание на предупреждение.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Костромской области от 20.11.2018 о привлечении МУП «Коммунсервис» к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить:

1) исключить из описательно-мотивировочной части постановления выводы о следующих нарушениях:

- незаключение договора на проведение специальной оценки условий труда;

- непроведение на рабочем месте электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования специальной оценки условий труда.

2) считать временем совершения правонарушения - 02.11.2018;

3) изменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

В остальном постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья А.В. Чудецкий