ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-204/19 от 13.05.2019 Альметьевского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16MS0085-01-2019-000273-26

Дело № 12-204/2019

РЕШЕНИЕ

13 мая 2019 года г. Альметьевск, РТ

Судья Альметьевского городского суда Республики Татарстан Исмагилов А.Т., при секретаре Трифоновой Г.Ю., рассмотрев жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан от 06 марта 2019 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Ильмуковой З.Р. по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) прекращено за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 подала на него жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, направить дело в мировой суд на новое рассмотрение.

В судебном заседании представители Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 жалобу поддержали.

Представитель Ильмуковой З.Р. с жалобой не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать, по основаниям, изложенным в возражении.

Выслушав представителей Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4, представителя Ильмуковой З.Р., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объёме или в искажённом виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2ст. 15.6 КоАП РФ, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трёхсот рублей; на должностных лиц - от трёхсот до пятисот рублей.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учёт в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днём получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В силу ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ); при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 336 НК РФ, признаются: полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях настоящей главы залежью углеводородного сырья признаётся объект учёта запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учёта запасов.

Согласно ст. 337 НК РФ в целях настоящей главы указанные в п. 1 ст. 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признаётся продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлечённом) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (п. 1 ст. 337 НК РФ).

Видами добытого полезного ископаемого являются углеводородное сырьё: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ)

Согласно ст. 338 НК РФ налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче углеводородного сырья (пп. 3 п. 2 ст. 338 НК РФ).

Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 339 НК РФ (п. 3 ст. 338 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объёма.

Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто.

В целях настоящей главы массой нетто признаётся количество нефти за вычетом отделённой воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определённых лабораторными анализами.

В соответствии с п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчётно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учётной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утверждённый налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

В силу п. 3 ст. 339 НК РФ при этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учётом фактических потерь полезного ископаемого.

Фактическими потерями полезного ископаемого (за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной) признаётся разница между расчётным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определённом по итогам произведённых измерений.

Согласно протоколу №6 об административном правонарушении от 04 февраля 2019 года в отношении должностного лица Ильмуковой З.Р., осуществляющей деятельность в АО «Булгарнефть», расположенном по адресу: <адрес>, Ильмукова З.Р., являясь уполномоченным представителем АО «Булгарнефть» в налоговых правоотношениях по доверенности № 6 от 01 марта 2016 года, не исполнила требование налогового органа № 2.7-0-40/60491 от 24 августа 2018 года, направленного по телекоммуникационным каналам связи, о предоставлении в срок не позднее 11 сентября 2018 года месячного геологического отчёта и итогов месячного геологического отчёта (сводный месячный эксплуатационный рапорт) за июнь 2018 года, актов снятия натуральных остатков нефти за июнь 2018 года, акта приёма-передачи сырой нефти за июнь 2018 года.

Согласно выписке из Положения об учётной политике АО «Булгарнефть» на 2018 год налоговой базой по НДПИ является масса подготовленной товарной нефти, значение которой (в тоннах) ПАО «Татнефть» приводит в актах выполненных работ (оказания услуг) по подготовке нефти, ежемесячно составляемых сторонами по условиям Договоров на выполнение работ и услуг по подготовке и транспортировке нефти, на поставку попутного нефтяного газа, заключённых с ПАО «Татнефть» в лице НГДУ «Нурлатнефть» и НГДУ «Прикамнефть», и которые являются первичными документами для заполнения Обществом регистров бухгалтерского и налогового учёта налоговой базы по НДПИ (л.д. 47).

Указанные документы необходимы и достаточны для заполнения обществом налоговой декларации по НДПИ и подлежат обязательному предоставлению по требованию налогового органа при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДПИ (п. 2.2.1.3 положения).

Общество не применяет налоговую ставку 0 процентов, поскольку стороны Договоров… определяют массу товарной нефти расчётным (косвенным) путём на выходе УПК ПАО «Татнефть» непосредственно в момент её получения, что исключает необходимость установления нормативов потерь товарной нефти, которые в дальнейшем могут возникнуть на объектах сбора, хранения и транспортировки товарной нефти в систему магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть». (п. 2.2.1.4. Положения).

В актах приёма-сдачи сырой нефти, ежемесячно составляемых сторонами по условиям Договоров…, приведены сведения о массе сырой нефти (в единицах масса брутто), переданной Обществом через СИКНС на УПН ПАО «Татнефть», и повторно приведены сведения о массе подготовленной товарной нефти, которые содержатся в первичных учётных документах, поименованных в п. 2.2.1.3 Положения. Поскольку указанные документы Общество не использует для заполнения регистров бухгалтерского и налогового учёта, а также налоговой декларации по НДПИ, то они предоставляются налоговому органу при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДПИ только по мотивированному требованию (п. 2.2.1.5. Положения).

Согласно п. 2.26 договоров № 120/22/05 от 25 декабря 2017 года (л.д. 75) и № 0100/19/3 от 19 декабря 2017 года (л.д. 97) на выполнение работ и услуг по подготовке и транспортировке нефти, на поставку попутного нефтяного газа между ПАО «Татнефть» (Исполнитель) и АО «Булгарнефть» (Заказчик) масса нетто товарной нефти, подлежащей возврату Заказчику в текущем месяце по завершению процесса подготовки принятой сырой нефти, определяется как разница между массой нетто принятой сырой нефти через СИКНС Заказчика и технологическими потерями нефти (масса нетто) в системе нефтесбора, подготовки сырой нефти и транспортировки товарной нефти Исполнителя до сдачи в систему МН, то есть до точки передачи подготовленной нефти Заказчику на СИКН Исполнителя. Масса нефти сырой нефти, принятой на подготовку, определяется согласно МВИ СИКНС (масса брутто нефти, измеренная массомером, за минусом балласта).

Поскольку в соответствии со ст. ст. 336, 337 НК РФ объектом обложения НДПИ – добытым полезным ископаемым – признаётся нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации, соответственно в целях главы 26 НК РФ массой нетто признаётся количество нефти за вычетом отделённой воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определённых лабораторными анализами.

По ГОСТ Р 8.615-2005, устанавливающим требования к измерению количества сырой нефти, массой нетто нефти признаётся разность массы брутто нефти и массы балласта, при этом балластом признаются содержащиеся в нефти вода, хлористые соли и механические примеси, то есть обезвоженная и обессоленная, но не стабилизированная - до извлечения из сырой нефти растворённого в ней газа.

Таким образом, понятия «масса нетто нефти» для целей налогообложения и для целей измерения сырой нефти различны.

Следовательно, СМЭР, содержащий «масса нетто» для сырой нефти не подлежит применению в соответствии с п. 1 ст. 339 НК РФ в целях определения налоговой базы по НДПИ акт снятия натурных остатков нефти. Указанный документ об остатках нефти в резервуарных (товарных, буферных, технологических) и технологических аппаратах установок подготовки нефти и воды, трубопроводах от групповых замерных установок (ГЗУ) или дожимных насосных станций (ДНС) и амбарах, был приведён в приложении 9.3 Инструкции по учёту нефти в нефтегазодобывающих объединениях, утверждённой 01 декабря 1981 года первым заместителем министра нефтяной промышленности, срок введения и действия которого был установлен с 01 января 1982 года до 01 января 1984 года.

Учитывая, что СМЭР, акт снятия натурных остатков нефти и акт приёма-передачи сырой нефти не содержат сведения, необходимые для налогового контроля по НДПИ, непредставление указанных документов не может повлечь ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Мировым судьёй всесторонне и полно исследованы представленные материалы, принято обоснованное решение о прекращении производства по делу в отношении Ильмуковой З.Р. за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан Латыповой М.М. от 06 марта 2019 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Ильмуковой З.Р. оставить без изменения, жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 4 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья: А.Т. Исмагилов

Копия верна

Судья Альметьевского городского суда

Республики Татарстан А.Т. Исмагилов