ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-204/20 от 17.11.2020 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

Дело № 12-204/2020

РЕШЕНИЕ

г. Усть-Илимск

(ул. Братская, д. 45, каб. 108) 17 ноября 2020 года

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Оглоблин Денис Сергеевич, с участием ведущего аналитика территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО1,

рассмотрев жалобу защитника Тарасова О.А. на постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника территориального отдела министерства Иркутской области по Илимскому лесничеству – главного государственного лесного инспектора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Группа Илим» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Защитник Тарасова О.А. обратилась в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, считая его незаконным, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что оформление и подача лесной декларации регламентирована лесным законодательством, и является в силу статьи 26 Лесного кодекса РФ заявлением об использовании лесов, соответственно, отражение сведений об использовании общераспространенных полезных ископаемых (далее по тексту - ОПИ), которые относятся к правоотношениям в области недропользования, в лесных декларациях законом не предусмотрен. Вместе с тем использование ОПИ осуществляется в рамках статьи 19 Закона о недрах для собственных нужд в целях создания объектов лесной инфраструктуры, на основании поданных уведомлений в органы природных ресурсов и экологии Иркутской области. Согласно статье 19 Закона РФ «О недрах», собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе. Строительство и содержание лесных дорог Обществом на арендуемом лесном участке представляет собой подготовительную часть технологического процесса заготовки древесины, оперативного реагирования при проведении мероприятий по тушению лесных пожаров, а также лесовосстановительных работ. - является обязанностью АО «Группа «Илим», использование ОПИ производится для собственных нужд с соблюдением требований законодательства, таким образом использование ОПИ осуществляется без получения лицензии. Порядок использования ОПИ определен в Положении о порядке использования собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для собственных нужд в границах данных земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод", утвержденный Постановление Правительства Иркутской области от 07.09.2015 N 442-пп. В соответствии с пунктом 2 указанного Положения добыча ОПИ. подземных вод, а также строительство подземных сооружений осуществляются при условии уведомления заявителем министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в порядке, установленном настоящим Положением. В отношении рассматриваемого лесного участка заблаговременно было подано уведомление в МПР от 23.07.2019г. и в целях использования ОПИ на указанном участке с предполагаемым сроком использования 5 лет. Цель использования ОПИ - строительство и ремонт лесовозных дорог для осуществления вывозки леса, тушения лесных пожаров, лесовосстановительных работ. В соответствии с письмом МПР и экологии Иркутской области от 08.08.2019г. до сведения АО «Группа «Илим» доведено о включении заявленного участка в книгу учета пользователей ОПИ, чем подтверждено право пользования Обществом ОПИ в безлицензионном порядке. Таким образом, изъятие грунта на рассматриваемом арендованном лесном участке производилось в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление в отношении АО «Группа «Илим» не соответствует требованиям закона и подлежит отмене.

На рассмотрение жалоба защитник Тарасова О.А. не явилась, о месте и времени рассмотрения жалобы извещёна заблаговременно надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не внесла, ее участие при рассмотрении жалобы необязательно, свою позицию относительно обстоятельств дела изложила подробно, в связи с чем ее участие при рассмотрении жалобы не признаю обязательным.

Ведущий аналитик территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО1 возражала по доводам жалобы, указала на законность и обоснованность постановления.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ закрепляет, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.

В соответствии со статьей 8.30 КоАП РФ, уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Лесного кодекса Российской Федерации «Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов».

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ОАО «Группа «Илим» к административной ответственности на основании названных выше норм послужили следующие обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении.

При производстве по делу установлено, что 13 августа 2020 года в отношении акционерного общества «Группа Илим» начальником отдела Воробьевского участкового лесничества ТУ МЛК Иркутской области по Илимскому лесничеству составлен протокол об административном правонарушении со ссылкой на нарушение п. 2 ст. 13 Лесного Кодекса РФ.

На основании указанного протокола ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Группа «Илим» начальником ТУ МЛК Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО3 вынесено Постановление о назначении административного наказания, в соответствии с которым АО «Группа «Илим» признано виновным в нарушении, предусмотренном статьи 8.30 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 (пяти тысяч) рублей.

Приходя к выводу о виновности ОАО «Группа «Илим» в совершении вмененного административного правонарушения, должностное лицо указало, что согласно протоколу об административном правонарушении, в ходе внепланового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка, в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, был осуществлен выезд в составе: ФИО5 - заместитель начальника отдела по Воробьевскому участковому лесничеству территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству (удостоверение от 16.10.2017г.), ФИО6 – старший инспектор отдела по Воробьевскому участковому лесничеству территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству.

И в ходе проверки 6 июля 2020 года в 14 часов 00 минут установлено, что на лесном участке (лесная дорога), расположенном в квартале выделе Ершовской дачи Воробьевского участкового лесничества, указанного в соответствии с Лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ, как лесная дорога АО «Группа Илим» при использовании лесною участка в целях выполнения работ по заготовки древесины произвело выемку грунта на месте лесной дороги, что привело ее к уничтожению, путем ее перекапывания и углубления в почву около 4 (четырех) метров, шириной 148 м., вследствие чего лесной участок приведен в состояние, не обеспечивающее его эксплуатацию по назначению, а также в целях патрулирования.

Согласно ст. 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.

Делая вывод о виновности ОАО «Группа «Илим» в совершении административного правонарушения, должностное лицо полагает, что все обязанности по соблюдению лесного законодательства на указанном арендованном участке несет АО «Группа «Илим», в соответствии с договором аренды №№ 91-12-1 10/08 от 23.12.2008 года.

Согласно Распоряжению правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1283-р «Об утверждении перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» - Лесная дорога входит в указанный перечень.

Данные доказательства получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Указанные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.30 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Как правильно указано в постановлении должностного лица, Акционерное общество «Группа «Илим» является стороной в договоре аренды, заключенном с территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству имело за собой обязанность объекты лесной инфраструктуры содержать в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами должностного лица не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.30 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено ОАО «Группа «Илим» в пределах, установленных санкцией статьи 8.30 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах состоявшееся постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО3 от 27 августа 2020 года, сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

решил:

постановление начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Акционерного общества «Группа «Илим» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Группа Илим» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Оглоблин Д.С.