ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-204/2021 от 02.03.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-204/2021

УИД 41RS0001-01-2021-001020-18

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, 6

РЕШЕНИЕ

02 марта 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, при секретаре Толстяк А.Д., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району УИН от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица капитан-директора рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее - государственный инспектор) по делу об административном правонарушении УИН от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо капитан-директора рыболовного судна «Иртышск» (далее – РС «Иртышск», судно) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с постановлением, защитник ФИО1 действующий в интересах ФИО2, обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, указав, что Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР, Международная Конвенция МАРПОЛ, «Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации» содержат правило, согласно которого измельченные пищевые отходы могут сбрасываться за пределами 3 х миль от ближайшего берега (т.е. в пределах территориального моря и внутренних морских вод), за исключением такого сброса в зонах водопользования, санитарной охраны, в портовых акваториях и на рейдах, при условии, если указанные отходы пропущены через измельчитель и грохот с отверстиями диаметром не более 25 мм. Таким образом, судно «Иртышск» осуществило сброс пищевых отходов правомерно, в соответствии с вышеуказанными нормами, а также руководствуясь Судовым планом управления ликвидацией мусора для судна «Иртышск» (1288.547-901.003) от 26 марта 2018 года. Пищевые отходы, удаленные судном «Иртышск» относятся к отходам, которые образуется в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежит постоянному или периодическому удалению, в связи с чем, не могут считаться захоронением. На основании чего, просит постановление отменить, дело об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях должностного лица капитана судна «Иртышск» события и состава административного правонарушения.

ФИО2 о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал, ходатайств не направлял.

Защитник ФИО1 действующий в интересах ФИО2, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в судебном заседании также участие не принимал, согласно поступившему заявлению, просил рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО2 и его защитников, доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в них основаниям.

Изучив доводы жалобы, дополнительные документы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.

Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии со ст. 1 Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее-Конвенция МАРПОЛ) стороны Конвенции обязуются осуществлять положения настоящей Конвенции и тех Приложений к ней, которыми они связаны, в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества, путем их сброса в нарушение положений Конвенции. Всякая ссылка на настоящую Конвенцию, если специально не предусмотрено иное, означает одновременно ссылку на ее Протоколы и Приложения.

В Правиле 1 Приложения V «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» к Конвенции МАРПОЛ закреплены основные понятия целей настоящего Приложения, в том числе, пищевые отходы под которыми понимают любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне. Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

Согласно ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

Административная ответственность по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Как усматривается из исследованных материалов дела, с целью всестороннего и полного рассмотрения данного дела, определением от ДД.ММ.ГГГГ к материалам дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 приобщены копии документов из дела об административном правонарушении , согласно указанному перечню (л.д. 24-25).

ДД.ММ.ГГГГ в географических координатах <данные изъяты> старшим государственным инспектором проведен осмотр судна БМРТ «Иртышск», о чем составлен Акт осмотра судна, копию которого капитан ФИО2 получил, замечаний по проведенному осмотру не имел. Согласно Акту осмотра судна, выявлены признаки правонарушения в области охраны МБР по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следующего содержания сбросы пищевых отходов в ТМ РФ (л.д. 1-2).

На основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр под от ДД.ММ.ГГГГ, судно «Иртышск» принадлежит на праве собственности АО «Океанрыбфлот», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно (л.д. 27).

Согласно сведениям журнала операций с мусором, судового журнала рыболовного судна «Иртышск» (начат ДД.ММ.ГГГГ окончен ДД.ММ.ГГГГ), рыболовное судно «Иртышск» ДД.ММ.ГГГГ в географических координатах осуществляло сброс измельченных пищевых отходов в количестве 1,2 м3 (л.д. 37-41, 42-48).

В соответствии с судовой ролью, капитаном судна «Иртышск» в рассматриваемый период являлся ФИО2 (л.д. 29-33, 34).

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, имеющий значение для правильного разрешения дела устанавливаются, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей.

Капитан-директор судна «Иртышск» ФИО2 пояснил, с вменяемым правонарушением не согласен, так как в удалении пищевых отходов руководствовался следующим документом: «Судовой план управления ликвидацией мусора» (л.д. 6).

В соответствии с ч. 1 ст. 25.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Определением старшего государственного инспектора РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ, для нанесения на навигационную карту прокладку движения РС «Иртышск» в том числе ДД.ММ.ГГГГ с нанесением промежуточных точек и точек поворота согласно координатам, указанным в судовых журналах; в каких координатах осуществлялся сброс пищевых отходов с РС «Иртышск»; соответствуют ли координаты сброса пищевых отходов территориальному морю РФ, основываясь на сведениях судового журнала и журнала операций с мусором, в ходе производства по делу в качестве специалиста привлечен ФИО3, имеющий необходимые знания в области судовождения (л.д. 14-17, 22-23).

Согласно письменному пояснению специалиста ФИО3, из анализа копии судового журнала и копия журнала операций с мусором, а также графического нанесения на морскую навигационную карту и морскую навигационную карту местонахождение судна рыболовное «Иртышск» следует, что ДД.ММ.ГГГГ, находясь в координатах в ДД.ММ.ГГГГ были сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 1,2 м3. Данные координаты соответствуют территориальному морю РФ (л.д. 18-19, 20).

Специалист ФИО3 предупрежден о наступлении административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложного пояснения, в связи с чем, не имеется оснований усомниться в допустимости пояснений специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, расцениваю его допустимым доказательством.

На основании вышеизложенного, старший государственный инспектор РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов установил, что должностное лицо капитан-директор рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ (время камчатское) ДД.ММ.ГГГГ, находясь в географических координатах (<данные изъяты>) допустил осуществление сброса с судна измельченных пищевых отходов в количестве 1,2 м?.

Указанные обстоятельства явились основанием к составлению ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица капитан-директора рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 7-11).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени совершения административного правонарушения, о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Постановлением государственного инспектора от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо капитан-директор рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В действиях последнего установлено нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации (л.д. 116-126).

Виновность должностного лица капитан-директора рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 установлена на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, судового журнала, журнала операций с мусором, пояснения специалиста ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, иных материалов дела.

Деяние должностного лица капитан-директора рыболовного судна «Иртышск» ФИО2, имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и порядка природопользования, правильно квалифицировано по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды в территориальном море.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, в том числе, место и время совершения административного правонарушения.

Достоверность и допустимость всех доказательств должностным лицом проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не усматриваю.

В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Капитан-директор рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 обязан был соблюдать требования Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

Доказательства тому, что административное правонарушение совершено капитаном-директором рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 вследствие непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения жалобы не установлены.

Ссылки защитника на требования к сбросу мусора, установленные Конвенцией МАРПОЛ, на наличие на судне действующего Судового плана управления ликвидацией мусора, которыми руководствовался ФИО2, об измельчении пищевых отходов с помощью измельчителя, не опровергают выводы государственного инспектора о наличии в действиях должностного лица капитана-директора рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 состава административного правонарушения, на основании следующего.

Правилом 4 Приложения V к Конвенции МАРПОЛ установлено, что сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее 3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм (подп. 1.1); 12 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые не были переработаны в соответствии с подп 1.1 (подп. 1.2).

Часть 2 ст. 37 Федерального закона № 155-ФЗ содержит прямой запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации. Запрещение касается и сброса измельченного мусора (включающего, в том числе, все виды пищевых отходов), а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.

Как установлено при рассмотрении дела, судном «Иртышск», под руководством капитана-директора ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. в географических координатах <данные изъяты>) осуществлен сброс с судна измельченных пищевых отходов в количестве 1,2 м?.

Кроме того, имеющий в материалах дела Судовой план управления ликвидацией мусора разработан с целью предоставить рекомендации капитану и лицам командного состава на борту судна в отношении мер и процедур, которые должны быть приняты в целях предотвращения загрязнения теми категориями мусора, сброс которых запрещен Конвенцией (л.д. 55-104). Таким образом, указанный Судовой план управления ликвидацией мусора не освобождает капитана-директора от исполнения норм действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

При установленных обстоятельствах, предварительное размельчение капитаном-директором судна «Иртышск» ФИО2 мусора (пищевых отходов) не имеет правового значения для дела.

Административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО2, являясь капитаном-директором судна «Иртышск», в нарушение прямых установленных запретов на сброс мусора в территориальных водах Российской Федерации, допустил сброс пищевых отходов в указанной зоне, что по смыслу статьи 8.19 КоАП РФ признается захоронением отходов с судов в территориальном море.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с положениями статьи 37 Федерального закона N 155-ФЗ не является захоронением не любое удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, а лишь то, которое осуществлено с непревышением нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения дела капитану-директору судна «Иртышск» ФИО2 назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о личности виновного, а также характеру совершенного противоправного деяния.

Иных доводов, могущих послужить основанием к отмене постановления либо его изменению по иным основаниям, в жалобе не содержится и в судебном заседании не заявлено.

Постановление о привлечении капитана-директора судна «Иртышск» ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району УИН от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица капитан-директора рыболовного судна «Иртышск» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.В. Лубнин