12- 204/2021
УИД 18RS0001-01-2021-001716-57
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Пестряков Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора общества с ограниченной ответственностью «Ижевская верфь» Китаевой Н.П. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Нижегородской области о назначении административного наказания от 14 апреля 2021 года, которым директор ООО «Ижевская верфь» Китаева З.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.55 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной Антимонопольной службы по Нижегородской области о назначении административного наказания от 14 апреля 2021 года №052/04/14.55-1263/2021 директор общества с ограниченной ответственностью «Ижевская верфь» Китаева З.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.55 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Китаева З.П. не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, указывая, что между ООО «Ижевская верфь» и ГУ МЧС России по УР был заключен контракт 01131000019200000260002226-01 от 20.07.2020 года, согласно которому ООО «Ижевская верфь» приняла на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту маломерных судов для Центра Государственной инспекции по маломерным судам. Данный контракт заключен в рамках исполнения государственного оборонного заказа (ИГК 2020177100262000000000000).
Согласно п.7.1 вышеуказанного договора срок выполнения работ – не более 60 календарных дней с момента подписания контракта сторонами. Таким образом, конечной датой выполнения работ является 18.09.2020 года. Фактически работы приняты 25.09.2025 года. Следовательно, период просрочки выполнения и сдачи работ составил не более 5 рабочих дней. В связи с вышеизложенной просрочкой, прокуратура Ленинского района г.Ижевска вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора «Ижевская верфь» Китаевой З.П., предусмотренном ч.1 ст. 14.55 КоАП РФ. В ходе рассмотрения вышеуказанного правонарушения было вынесено предписание об устранении нарушения законодательства о государственном оборонном заказе. ООО «Ижевская верфь» 19.04.2021 года данные замечания были устранены.
Просрочка исполнения обязательств по государственному контракту не повлекла за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и окружающего мира, объектам культурного наследия, отсутствовала угроза безопасности государства, а также из-за него не возникло угрозы чрезвычайных ситуаций. Что так же подтверждается письмом от ГУ МЧС России по УР № ИВ-176-4044 от 07.06.2021 года. В силу ст. 4.1.1.КоАП РФ и ч.3 ст. 3.4 КоАП РФ просила заменить штраф на предупреждение, в виду того, что ООО «Ижевская верфь» является субъектом малого предпринимательства, и ни Общество, ни его генеральный директор как должностное лицо ранее к административной ответственности (в тои числе предусмотренной ч.1 ст. 14.55 КоАП РФ) не привлекались.
Заказчик в актах приема-передачи маломерных судов после капитального ремонта по государственному контракту от 20.07.2020 года указывает, что работы выполнены полностью и он не имеет претензий по объему и качеству выполненных работ.
Податель жалобы Китаева З.П. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просила отменить обжалуемое постановление и заменить административный штраф на предупреждение.
Старший помощник прокурора Ленинского района г.Ижевска Кириллов А.В. возражал по доводам жалобы.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, суд приходит к выводу о том, что вина Китаевой З.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления годных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому снований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, ДД.ММ.ГГГГ настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», лица, виновные в нарушении норм Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов РФ в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из представленных материалов следует, что прокуратурой Ленинского района г.Ижевска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа. 14.04.2021 года вынесено постановление о возбуждении административного производства в отношении директора ООО «Ижевская верфь» Китаевой З.П.
Данной проверкой установлено, что между ООО «Ижевская верфь» и ГУ МЧС России по УР был заключен контракт № от 20.07.2020 года, согласно которому ООО «Ижевская верфь» приняла на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту маломерных судов для Центра Государственной инспекции по маломерным судам. Данный контракт заключен в рамках исполнения государственного оборонного заказа (ИГК №).
Согласно п.7.1 Контракта срок выполнения работ по капитальному ремонту не более 60 календарных дней с момента подписания государственного контракта сторонами.
В соответствии с п.7.3 контракта обязательства головного исполнителя по выполнению работ считается исполнителем с момента подписания Государственным заказчиком Акта выполненных работ.
Таким образом, конечной датой выполнения работы является 18.09.2020 года. В соответствии с актом выполненных работ №1 от 25.09.2020 года ООО «Ижевская верфь» выполнила работы лишь 25.09.2021 года.
Согласно п.7 чт. 3 Федерального закона от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их ответственность.
В силу п.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результаты работы и оплатить его.
По смыслу п.3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» ООО «Ижевская верфь» является головным исполнителем, осуществляющим поставки продукции по государственному оборонному заказу.
В соответствии с п.п. 1,10,11,12,15,15 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам); обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений; принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа; обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта; обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта.
Должностным лицом ООО «Ижевская верфь» ответственным за надлежащее исполнение обязательств по Договору, является Китаевой З.П.
Каких-либо документов, свидетельствующих об отсутствии у Китаевой З.П. возможности соблюдать требования законодательства в сфере государственного оборонного заказа, должностному лицу при рассмотрении протокола о привлечении к административной ответственности не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что возможность для выполнения требований законодательства имелась, однако не выполнялась, что Китаева З.П. не приняла все зависящие от неё меры по исполнению установленных законом требований, не организовала надлежащий контроль за исполнением Контракта.
Вина Китаевой З.П. заключается в бездействии, то есть в отсутствии принятых мер, направленных на выполнение обязательств по Договору, касающихся сроков выполнения работ.
Таким образом, действия (бездействия) Китаевой З.П. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, т.е. нарушение должностным лицом исполнителя условий Контракта, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся сроков поставки и выполнения работ.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
ООО «Ижевская верфь» как субъект предпринимательской деятельности, должно осознавать все связанные с ведением такой деятельности риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, а именно: в силу статьи 2 Гражданского кодекса РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае. Соответственно Исполнитель, взявший на себя обязательство по исполнению вышеуказанного договора, должен был предусмотреть все особенности выполнения обязательств.
Какие-либо доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения отсутствуют, в том числе по причине того, что объектом посягательства в данном случае выступают общественные отношения в сфере государственного оборонного заказа, непосредственно связанные с обороной страны и безопасностью государства.
Суд, проверив материалы дела в полном объеме, приходит к выводу о том, что должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Китаевой З.П., состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.55 КоАП РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений при рассмотрении данного дела, влекущих обязательную отмену по существу законного и обоснованного постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, суд не усматривает.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих его прекращение, судом не установлено.
При рассмотрении дела выяснены все необходимые для правильного его разрешения фактические обстоятельства, которые подтверждены отвечающими требованиям допустимости доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении, в соответствии с требованиями ст. 26.11 К о АП РФ.
Постановление о привлечении Китаевой З.П. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, сроком в один год.
Оценивая доводы лица, привлекаемого к административной ответственности о малозначительности совершенного деяния, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
ООО «Ижевская верфь», должностным лицом которого является Китаева З.П., являясь исполнителем государственного оборонного заказа, допустило нарушения сроков выполнения работ.
В рассматриваемом случае правонарушение посягало на отношения в области государственного оборонного заказа, что свидетельствует о существенной угрозе охраняемым законом отношениям.
Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного должностным лицом, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения директора ООО «Ижевская верфь» Китаевой Н.П. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Китаевой З.П. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, является справедливым.
При указанных обстоятельствах, суд признает постановление № №052/04/14.55-1263/2021 от 14.04.2021 года заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Кирьяновой С.Е. законным, обоснованным и мотивированным, оснований для отмены или изменения постановления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Кирьяновой С.Е. № 052/04/14.55-1263/2021 от 14.04.2021 о признании должностного лица ООО «Ижевская верфь» Китаевой З.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч.1 ст. 14.55 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу Китаевой З.П. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ижевска УР.
Судья: Пестряков Р.А.