ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-204/2021 от 21.06.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0<.......>-20

Дело № 12-204/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Галяутдинова Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО9 на постановление судьи Ишимского городского суда <.......> от <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО9,

у с т а н о в и л:

<.......> инспектором ГИАЗ МО МВД России «Ишимский» ФИО2 составлен протокол <.......> Е 00009797 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО9

<.......> указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены в Ишимский городской суд <.......> для рассмотрения.

Постановлением судьи Ишимского городского суда <.......> от <.......> ФИО9 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

С данным постановлением не согласен ФИО9, который в жалобе просит постановление судьи районного суда отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что противоправных действий не совершал, на площади в <.......> с плакатом и флагом <.......> в руках находился, чтобы почтить память своих соотечественников, погибших при геноциде армян. Обращает внимание на допущенные по делу нарушения, полагая, что не установлена форма публичного мероприятия, проведение которого ему вменяется, не допрошены очевидцы событий, что повлияло на полное и всестороннее рассмотрение дела.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО9 в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не завили, их участие обязательным не признано. Учитывая их надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения жалобы, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от <.......> № 54-ФЗ (далее – Федеральный закон от <.......><.......>).

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от <.......> № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от <.......> № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 1. и 2 ст. 5).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии с указанным Законом публичное мероприятие это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Положениями статьи 2 Федерального закона от <.......> № 54-ФЗ определены формы публичного мероприятия, которыми являются:

- собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

- митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

- демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

- шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

- пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

При этом в силу пп. 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона от <.......> № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия, проведение предварительной агитации и другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Частью 1 ст. 10 Федерального закона от <.......> № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Из разъяснений п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <.......><.......> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания п. 3 ч. 4 и ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от <.......> № 54-ФЗ под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать, в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, <.......> в 11 часов 35 минут на площади Привокзальной <.......> состоялось несогласованное с органами исполнительной власти публичное мероприятие в количестве не менее четырех человек с использованием флага <.......> и плаката с надписью «Геноцид армян не забыт и не прощен».

В числе данных граждан находился ФИО9, явившийся инициатором проведения данного мероприятия и его участником, который в ходе его проведения держал в руках плакат указанного содержания и флаг <.......>, привлекая к себе и участникам акции внимание неограниченного круга граждан.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых судьей районного суда проверены и сомнений не вызывают, а именно: рапортами ПОД дежурной части МО МВД России «Ишимский» ФИО3 от <.......>, инспектора ГИАЗ МО МВД России «Ишимский» ФИО2 от <.......>, объяснениями ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении <.......> Е 00009797 от <.......>, сообщением Администрации <.......> от <.......><.......> об отсутствии уведомлений о проведении указанного мероприятия, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, уведомительный порядок проведения публичного мероприятия, предусмотренный Федеральным законом от <.......> № 54-ФЗ, в целях регулирующего воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, ФИО7 соблюден не был.

Доводы ФИО9 о невиновности во вменяемом правонарушении опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе и объяснениями ФИО9, не оспаривавшего факт проведения публичного мероприятия без уведомления органа исполнительной власти в установленном законом порядке, а также объяснениями свидетеля ФИО10, подтвердившего, что именно ФИО9 сообщил ему о месте и времени проведения публичного мероприятия.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об участии ФИО9 в проведении публичного мероприятия в форме пикетирования в составе группы численностью не менее четырех человек, с использованием флага и плаката.

Доводы жалобы об отсутствии в протоколе об административном правонарушении указания на форму публичного мероприятия не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Несмотря на утверждения ФИО9, все доказательства, имеющиеся в материалах дела, в том числе объяснения свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, явившихся очевидцами события правонарушения, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Ходатайств о допросе иных лиц ФИО7 не заявлялось.

Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, являющегося одним из организаторов публичного мероприятия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.

Вывод о наличии в действиях ФИО9 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины ФИО9 в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

По существу доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Постановление о привлечении ФИО9 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений прав ФИО9, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении не усматривается, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено ФИО9 в пределах санкции ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с учетом требований ст. 3.1, 3.9, 4.1, 31.5 КоАП РФ.

При этом назначенное ФИО9 административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи по делу, не имеется.

При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, жалоба - не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Ишимского городского суда <.......> от <.......> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО9 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда ФИО8