ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-204/2021 от 24.11.2021 Ставропольского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тольятти «24» ноября 2021 г.

Судья Ставропольского районного суда Самарской области ДЕМИДОВА Т.Н.,

при секретаре ЕФИМОВОЙ Е.А.

с участием заявителя КОЧЕТОВА А.А.

защитников заявителя БАЛАЕВА О.А. и МОРЕВА В.А.,

заинтересованного лица: представителя ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ТАНАНЫКИНА С.А. (по доверенности)

рассмотрев жалобу КОЧЕТОВА Алексея Алексеевича на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Кочетова А.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ Кочетов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Кочетов А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что обжалуемое постановление вынесено неправомерно, поскольку в его действиях ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало событие вышеуказанного правонарушения. Так, геодезические координаты местонахождения механизированного транспортного средства, указанного в протоколе , относятся к земельному участку с кадастровым номером 11977, расположенному в <адрес>, относящегося к землям общей долевой собственности в границах колхоза «Жигули», относящемуся к категории земель сельскохозяйственного назначения, не входящему в состав земель, переданных Правительством РФ в ведение ФГБУ «НП Самарская Лука» (отсутствует соответствующее Постановление Правительства РФ по отчуждению и переводу данного земельного участка в ведение ФГБУ «НП «Самарская Лука»). Данный земельный участок к юрисдикции ФГБУ НП «Самарская Лука» не имеет отношения и в соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ не относится к землям особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ), о чем свидетельствует отсутствие в месте остановки его транспортного средства «выделения на местности» границ функционально-режимных зон, предписанных ст.15 Закона № 33-ФЗ. Никаких визуальных признаков, ограничивающих его Конституционные права на свободное перемещение, в месте остановки его транспортного средства не имеется. Сведения в обжалуемом постановление о том, что механизированное транспортное средство находилось во втором квартале Больше-Рязанского участкового лесничества, не соответствуют действительности. В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона № 33-ФЗ пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, проживающих на территории национального парка. При этом на территории национального парка (за исключением заповедной и особо охраняемых природных зон) разрешается пребывание граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национального парка и их близких родственников без соответствующего разрешения. На публичной кадастровой карте Российской Федерации, являющейся отражением государственной регистрации недвижимости, земли национального парка «Самарская Лука» не зарегистрированы, так же не установлена категория земель, хотя на внутреннем документе национального парка «Самарская Лука» этот участок отнесен к категориям ООПТ, а на публичной кадастровой карте категория земли не установлена. Таким образом, утверждение сотрудников национального парка, что эти земли относятся к землям ООПТ, незаконные и не подтверждаются единственным основанием - это кадастровым реестром прав на недвижимое имущество (Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Постановление Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 года №161 незаконно относит вышеуказанный земельный объект к имуществу Федеральной собственности (при отсутствии отдельного Постановления Правительства РФ о создании национального парка). Кроме того, считает, что сотрудниками ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» с превышением должностных полномочий совершено преступление в части ограничения его конституционных прав, предусмотренных ст.27 Конституции РФ, и с целью извлечения денежных средств.

В судебном заседании заявитель Кочетов А.А. и его защитники Балаев О.А. и Морев В.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержали, подтвердив вышеизложенное. Просят отменить постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кочетова А.А. как незаконное.

Заинтересованное лицо - представитель ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» Тананыкин С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы Кочетова А.А., считает вынесенное заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косаревым А.М. постановление от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кочетова А.А. законным и обоснованным.

Суд, выслушав заявителя Кочетова А.А. и его защитников Балаева О.А. и Морева В.А., заинтересованное лицо – представителя ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» Тананыкина С.А., изучив материалы дела, считает постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гр.Кочетова А.А. законным и обоснованным.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе «Режим» («Режим особой охраны») соответствующих индивидуальных положений – о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории либо ее охранной зоне.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАПРФ, представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.39 КоАПРФ, является формальным, и не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия.

В соответствии с ч.1 ст.94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

На основании п.1 ч.2 ст.94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ч.ч.3,4 ст.94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий (ООПТ) относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно ч.3 ст.95 Земельного кодекса РФ, на землях государственных природных заповедников, в том числе национальных парков, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В соответствии с п.3 ч.7 ст.95 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий.

Государственный природный национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года № 161. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 990 государственный национальный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука».

Режим особой охраны территорий национальных парков установлен разделом 3 ст.15 Федерального Закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

Согласно п.п. «ж» п.2 ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков.

В соответствии с п.п. «в» п.2.1 ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территория»" в границах населенных пунктов, включенных в состав национальных парков, допускается движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.

Разделом 3 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2015 года № 69 (в ред. от 10.07.2017 года), установлен режим особой охраны территории национального парка, утвержденный в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно п.24 ст.10 раздела 3 названного Положения, на территории национального парка запрещается движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест.

Согласно п.6 ст.15, п.п.1,2 ст.34 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», которая устанавливает режим особой охраны территории национальных парков, пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком.

Государственный природный национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 г. № 161. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 г. № 990 государственный национальный природный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука». Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» национальный парк "Самарская Лука" передан в ведение Минприроды России.

ФГБУ «Национальный Парк «Самарская Лука» действует на основании Положения о федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Самарская Лука», утвержденного Приказом МПР России от 9 марта 2004 года N 259.

В соответствии с решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 10.08.1984 г. № 333 «О создании государственного природного национального парка «Самарская Лука» границы национального парка должны соответствовать естественным границам, а именно: от села Переволоки - на западе, по правому берегу Усинского залива, с севера, востока и юга по берегам Куйбышевского и Саратовского водохранилищ до села Переволоки с исключением территории собственно города Жигулевска и рабочего поселка Яблоневый Овраг. В состав государственного природного национально парка «Самарская Лука» включены 62 тыс. гектаров земель колхозов, совхозов и 2 тыс. гектаров земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

Согласно п.6 ст.95 Земельного кодекса РФ, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Организация движения и стоянки механизированного транспортного средства, а также нахождение вне дорог общего пользования, не связанные с функционированием национального парка, в рекреационных зона, а также в зонах хозяйственного назначения, без письменного разрешения администрации национального парка противоречит требованиям п.п. «ж» п. 2 ст.15 ФЗ № 33 от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 24 ст. 10 раздела 3 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» в редакции МПР России от 25.02.2015 г. № 69.

Из протокола об административном правонарушении от 11.03.2021 года следует, что Кочетов А.А. 11.03.2021 года, в 14 часов 30 минут, совершил нарушение правил установленного режима охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории – ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука», выразившееся в организации движения и стоянки механизированного транспортного средства – снегохода Буран, государственный регистрационный знак вне населенного пункта, на территории ООПТ НП «Самарская Лука» в Больше-Рязанском участковом лесничестве, вне дорог общего пользования, без разрешения администрации НП «Самарская Лука», что противоречит требованиям п.п. «ж» п.2, п.6 ст.15 ФЗ № 33 от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» и п.24 ст.10 раздела 3 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом МПР России от 25 февраля 2015 года № 69.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 11.03.2021 года и постановления от 23.03.2021 года, местом совершения административного правонарушения является территория Национального Парка «Самарская Лука», рекреационная зона - квартал Больше-Рязанского участкового лесничества с координатами N 53.33036 градусов, Е 049.29905 градусов, в котором Кочетов А.А. организовал движение механизированного транспортного средства – снегохода Буран, а в последующем был остановлен на территории земель хозяйственного назначения, расположенных в непосредственной близости от рекреационной зоны - квартала Больше-Рязанского участкового лесничества.

Таким образом, земельный участок, расположенный в квартале Больше-Рязанского участкового лесничества с координатами N 53.33036 градусов, Е 049.29905 градусов, на котором был задержан Кочетов А.А., входит в границы особо охраняемой природной территории Национального парка «Самарская Лука».

Доводы заявителя Кочетова А.А. о том, что он не видел никаких запрещающих знаков при въезде и на территории Национального парка «Самарская Лука», поскольку они отсутствуют, суд считает необоснованными и направленными на избежание административной ответственности, опровергаются исследованными судом материалами дела об административном правонарушении. Кроме того, данные доводы не могут служить основанием для отмены постановления заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении гр.Кочетова А.А.

Доводы заявителя Кочетова А.А. и его защитников Балаева О.А. и Морева В.А. о том, что отнесение земель НП «Самарская Лука» не подтверждается кадастровым реестром прав на недвижимое имущество, что свидетельствует о незаконном отнесении указанных земель к особой охраны природных территорий, являются несостоятельными, поскольку наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах национального парка, как о зоне с особыми условиями использования территорий, не свидетельствует о том, что данные границы установлены не были.

При указанных выше обстоятельствах заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарев А.М. пришел к обоснованному выводу о совершении гр.Кочетовым А.А. правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

Непризнание вины Кочетовым А.А. по ст.8.39 КоАП РФ суд расценивает как способ его самозащиты и стремление избежать административной ответственности.

Суд не находит оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, поскольку ст.8.39 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности, воздушного пространства над ними, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное лечение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенародного достояния. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований правил охраны и использования природных ресурсов, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Административное наказание Кочетову А.А. назначено в пределах санкции ст.8.39 КоАП РФ, с учетом совершенного правонарушения и его имущественного положения, имеющего подсобное хозяйство, в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, оснований к снижению или изменению указанного наказания суд не находит.

Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, по материалам не установлено, порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.3, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» Косарева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении КОЧЕТОВА Алексея Алексеевича, - оставить без изменения, а жалобу Кочетова А.А. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения через Ставропольский районный суд Самарской области.

Судья