ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-205/19 от 08.07.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№12-205/2019

решение

08 июля 2019 г. г.Саратов

Судья Волжского районного суда г.Саратова Гончарова Н.О.,

при секретаре Курмакаевой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы" на постановление старшего государственного инспектора Саратовского регионального отдела по газовому надзору и надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, ФИО1 от 08 апреля 2019 года о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора Саратовского регионального отдела по газовому надзору и надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, ФИО1
от 08.04.2019 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы" (далее – ФГБНУ РосНИИСК "Россорго") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе на данное постановление ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" не оспаривая наличия события административного правонарушения, просит его изменить, снизив размер назначенного штрафа на более низкий. В обоснование требований указано, что на момент вынесения оспариваемого постановления из 7 из 8 выявленных в ходе проверки нарушений были устранены. Кроме того, ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" является федеральным бюджетным научным учреждением и финансируется из бюджетных средств по плану финансово-хозяйственной, утвержденному Министерством сельского хозяйства. Уплата суммы штрафа в назначенном размере создаст угрозу для платежеспособности организации, затруднит текущую деятельность, поскольку может привести к задержке зарплат, социальных, налоговых выплат, невозможность расчетов с контрагентами., доходы организации незначительны.

Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" ФИО2, поддержавшей жалобу, государственного инспектора Саратовского регионального отдела по газовому надзору и надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, ФИО1 и представителя Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, не возражавших против удовлетворения жалобы в случае наличия оснований для снижения административного штрафа, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, заключается в нарушении требований промышленной безопасности и условий лицензирования в области промышленной безопасности.

Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, установлены ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Согласно материалам дела с 28.11.2018 по 07.12.2018 Нижне-Волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена плановая выездная проверка деятельности ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по адресу <...>.

Проверкой установлено, что организация эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности не отвечает требованиям нормативно-технической документации, выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, предусмотренных ст.9, 10, 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; подп. "б", "д", "е", "ж", "и", "п", "у" п.5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 №492; п.4, 5, 9 постановления Правительства РФ от 10.03.1999 №263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте"; пп. 10, 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 №37; п.7 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 №538; п.4, 9 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 №542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", а именно:

директор ФИО4 не аттестован в области промышленной безопасности на знание общих требований, так как в соответствии с п.5 постановления Правительства РФ от 10.03.1999 №263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" несет ответственность за организацию производственного контроля;

не обеспечено подтверждение срока безопасной эксплуатации технического устройства КЗГЭМ-У зав на опасный производственный объект – сеть газопотребления ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" (peг. № А51-04062-0001, дата регистрации 04.11.2003, III класс опасности), расположенная по адресу: <...>, экспертиза промышленной безопасности не проводилась, проектная документация с назначенным сроком эксплуатации отсутствуют, паспорт технического устройства отсутствует;

отсутствуют документы, подтверждающие обеспеченность укомплектованности штата работников объектов согласно требованиям, установленным в соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

отсутствуют допуск к самостоятельной работе операторов котельной оформляемый приказом по организации;

отсутствует высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта, ответственного за осуществление производственного контроля (согласно приказа №30-ахд от 18.07.2018 об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности) ФИО5;

производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности не осуществляется надлежащим образом, отсутствуют документы подтверждающие осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, не проводятся проверки соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (отсутствует план график проведения проверок соблюдения требований промышленной безопасности и документы подтверждающие проведение проверок);

не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации последствий в соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" аварий, а именно не проводится обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, отсутствуют: график тренировочных занятий персонала, журнал учебно-тренировочных занятий с работниками, акты о проведении учебно-тренировочного занятия;

отсутствуют распорядительные документы, определяющие порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации.

По результатам проверки 07.12.2018 составлен акт проверки №А-4961/24/423, а также вынесено предписание №П-4961/24/195 в адрес ФГБНУ РосНИИСК "Россорго".

24.01.2019 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФГБНУ РосНИИСК "Россорго", о времени и месте составления которого ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" извещалось надлежащим образом.

Оспариваемым государственного инспектора Саратовского регионального отдела по газовому надзору и надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, ФИО1 от 08.04.2019 ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в связи с допущенными нарушениями требований промышленной безопасности.

Факт совершения ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" нарушения законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и его вина в совершении административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, исследованными должностным лицом, в ходе проведения проверки: актом проверки, протоколом об административном правонарушении - от 24.01.2019.

Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Выводы должностного лица мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в жалобе не опровергнуты.

Постановление о привлечении ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.

Наказание ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" назначено в переделах санкции ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Между тем имеются основания и для снижения назначенного наказания.

Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

С учетом отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения, финансовое положение и порядок финансирования ФГБНУ РосНИИСК "Россорго", принимая во внимание, что на момент вынесения оспариваемого постановления ФГБНУ РосНИИСК "Россорго" устранило большинство выявленных в ходе проверки – не устранено единственное нарушение, связанное с отсутствием у директора ФИО4 аттестации в области промышленной безопасности на знание общих требований, при том, что приняты меры к его устранению в виде направления ФИО4 с целью последующего прохождения аттестации, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб. нельзя считать справедливым, оно подлежит снижению до 100000 руб.

Руководствуясь ст.30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление государственного инспектора Саратовского регионального отдела по газовому надзору и надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением, ФИО1 от 08.04.2019 года о привлечении Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изменить в части назначенного наказания, снизить размер штрафа до 100000 рублей.

В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья