№12-205/2015
РЕШЕНИЕ
07 мая 2015 года г. Стерлитамак
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Салихова Э.М. (<адрес> рассмотрев в открытом судебном жалобу мастера открытого акционерного общества «<данные изъяты>ФИО1 на постановление государственного инспектора Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора СТУ Минэкологии РБ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. № мастер ООО «<данные изъяты>ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 подал жалобу об отмене постановления СТУ Минэкологии РБ, считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по тем основаниям, что производство бумажной упаковки является безотходным производством, проверка проведена за пределами компетенции должностного лица, так как было несколько протоколов об административном правонарушении, должностное лицо должно было вынести одно постановление, не только ООО «<данные изъяты>» размещает отходы на полигоне ТБО.
ФИО1, защитник ФИО1 по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержали, просят удовлетворить.
Представитель СТУ Минэкологии РБ по доверенности ФИО4 возражает в удовлетворении жалобы.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, постановление СТУ Минэкологии РБ без изменения по следующим основаниям.
В ходе плановой выездной проверки в деятельности ООО «<данные изъяты>» выявлены факты образования отходов: <данные изъяты>
В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ч.1 ст.39 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст.11 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
ООО «<данные изъяты> инвентаризация проведена, однако в акте отражена недостоверная информация, не учтены отходы от производственного цеха по производству бумажной упаковки. Довод жалобы о том, что производство бумажной упаковки является безотходным производством, однако данный довод является несостоятельным, так как при производстве используется не только бумага, но и полиэтиленовая пленка, тара.
Согласно ст.1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В соответствии с ч.2, 3 ст.14 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности определены постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013г. №712, согласно п.7 данных правил. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В связи с тем, что в процессе деятельности ООО «<данные изъяты> образуются отходы <данные изъяты> классов опасности, возникает необходимость составления паспортов на данные отходы. Паспорта утверждены директором ООО «<данные изъяты> однако не направлены в территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В нарушение требований законодательства ООО «<данные изъяты>» не составлены паспорта на отходы <данные изъяты> классов опасности, образующихся от цеха по производству бумажной упаковки.
Согласно ст.1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с ч.1, ч.2, ч.3 ст.51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается, в том числе, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5, ч.6, ч.7 ст.12 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст.12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Полигон ТБО <адрес> расположен в черте <адрес>. Данный объект размещения отходов не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Довод жалобы о том, что не только ООО «<данные изъяты>» размещает отходы на полигоне ТБО, несостоятелен, поскольку нарушение законодательства другими лицами не освобождает от ответственности ФИО1
Согласно п.1 ст.19 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок учета в области обращения с отходами определен Приказом МПР РФ от 01 сентября 2011г. №721, согласно которому учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учету подлежат все виды отходов I – V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных за учетный период.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в ДД.ММ.ГГГГ. ООО «<данные изъяты>» не велся.
В соответствии со ст.11 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч.3 ст.18 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
ООО «<данные изъяты>» не предоставляет отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в Управление Росприроднадзора по РБ.
Мастер АХО ООО «<данные изъяты>» ФИО1 несет обязанность по соблюдению норм природоохранного законодательства на предприятии. Он обязан проводить инвентаризацию отходов производства и потребления, образующихся в результате деятельности ООО «<данные изъяты>»; составить паспорта отходов <данные изъяты> классов опасности; проконтролировать движение отходов, в частности размещение отходов; вести в установленном порядке учет образования и движения отходов, предоставлять необходимую информацию в области обращения с отходами.
Суд считает верным выводы административного органа, что в деятельности ООО «<данные изъяты>» выявлены нарушения нормативно правовых актов природоохранного законодательства.
Согласно ч.1 ст.4.4. при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Довод жалобы о том, что постановление и наказание должно быть одно, несостоятелен, так как ФИО1 совершены несколько административных правонарушений.
Согласно п.1.1 Постановления Правительства РБ от 17.05.2013 N 200 "Об утверждении Положения о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан" Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование, контроль и надзор за обращением с отходами производства и потребления.
Согласно п.3.89 Министерство осуществляет региональный государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Согласно п.3.92. Министерство принимает в пределах своей компетенции представляемую субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Таким образом, довод жалобы о том, что постановление вынесено не полномочным лицом, подлежит отклонению.
Своими действиями, выразившимися в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования ФИО1 совершил правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РБ.
Судом не усматривается нарушение процессуальных норм при рассмотрении дела в отношении ФИО1
Наказание, назначенное ФИО1 смягчению не подлежит, соответствует характеру совершенного правонарушения, и всех обстоятельств дела, назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РБ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
государственного инспектора Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении мастера открытого акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток.
Судья: подпись Салихова Э.М.
Копия верна: судья: Салихова Э.М.