ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-205/2016 от 22.03.2016 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 12-205/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Абдрахманова Н.В.,

с участием представителя Живновской ФИО9. - Шулепова ФИО8, действующего на основании доверенности от < дата >,

представителя ... в ... - Тихончук ФИО10

в отсутствии Живновской ФИО11 - лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, извещенной надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,

рассмотрев жалобу Живновской ФИО12 на постановление руководителя ... Десяткиной ФИО13. ... от < дата >, вынесенное в отношении должностного лица - начальника отдела финансового хозяйственного обеспечения ... Живновской ФИО14, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

у с т а н о в и л :

Постановлением руководителя ... Десяткиной ФИО15... от < дата > должностное лицо - ... Живновская ФИО16., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ... КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей за то, что не соблюдены требования Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина РФ от < дата >...н - допущено несвоевременное представление сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, Живновская ФИО17 просит отменить вынесенное в отношении нее постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ... КоАП РФ, производство по делу прекратить, считая, что за указанное в постановлении нарушение не должна наступать административная ответственность.

Контрольный орган в ходе выездной проверки установил совершение Живновской ФИО18. нарушения сроков предусмотренных п. 2.1 порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств.

Вменяемой же Живновской ФИО19 статье 15.15.6 КоАП РФ, предусмотрена ответственность, с учетом настоящего административного дела (как указано в оспариваемом постановлении) за представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В свою очередь согласно п. 2 ст. 219 БК РФ (в редакции, действующей в период совершения Живновской ФИО20 нарушения сроков представления сведений - 2014 г.) исполнение бюджета по расходам предусматривало: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Таким образом, в < дата > году (на момент совершения правонарушения) ст. 219 БК РФ исполнение бюджета не предусматривала необходимость учета бюджетных обязательств.

Следовательно, нарушение сроков представления сведений о заключении государственного контракта в < дата > году, не образует состав нарушения, предусмотренный статьей ... КоАП РФ.

Контрольный орган в протоколе административного нарушения не установил действительную дату совершения правонарушения.

Живновская ФИО21 считает, что контрольный орган не учел и не принял во внимание малозначительность административного нарушения.

В судебное заседание Живновская ФИО22. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом. Причина неявки суду не известна.

Представитель Живновской ФИО23 - Шулепов ФИО24 действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ... - Тихончук ФИО25 действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что факт административного правонарушения должностным лицом - начальником отдела финансового хозяйственного обеспечения ... по ... Живновской ФИО26 полностью подтверждается собранными в соответствии с действующим законодательством материалами.

Изучив и оценив материалы, выслушав представителя Живновской ФИО27. - Шулепова ФИО28., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ... - Тихончук ФИО29., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы и возражений, прихожу к следующему.

Статьей ... КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей ... КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по непредставлению или представлению с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представлению заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

Как следует из материалов дела, должностным лицом ... проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности ... за период с < дата > по < дата >, по результатам которой установлено нарушение пункта 2.1 порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - Порядок), утвержденного приказом Минфина РФ от < дата >... н.

Так, в соответствии с пунктом 2.1 порядка сведения об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора.

В связи с чем, за несвоевременное предоставление получателем средств федерального бюджета Сведений о принятом бюджетном обязательстве, утвержденных Приказом N 98н, предусмотрена административная ответственность в отношении должностных лиц казенных учреждений (получателей средств федерального бюджета), допустивших несвоевременное представление сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по статье ... КоАП РФ.

Выборочной проверкой соблюдения сроков постановки на учет в УФК по ... принятых бюджетных обязательств (заключенных государственных контрактов и договоров) установлено, что в нарушение пункта 2.1 Порядка в 2014 году сведения о контрактах, заключенных ... по ... направлены в УФК по ..., от 2 до 20 рабочих дней максимально позже допустимого срока постановки на учет государственного контракта (договора) в 27 случаях (согласно приведенного ниже реестра), на общую сумму ... рублей.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от < дата >...-н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.

Согласно п. 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от < дата >...н основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению ... к указанному Порядку (код формы по КФД ... представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло из государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов.

Также п. 2.1 Порядка предусмотрено, что сведения об обязательстве, возникшем на основании контракта (договора), представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора).

Согласно ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта.

Следовательно, учет бюджетных обязательств, предусмотренный Порядком учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, осуществляется с целью санкционирования оплаты денежных обязательств, принимаемых получателями средств федерального бюджета.

Таким образом, сведения о принятом бюджетном обязательстве необходимы для санкционирования оплаты денежных обязательств и, следовательно, для исполнения федерального бюджета.

Вместе с тем, из ст. 15.15.6 КоАП РФ следует, что виновными являются действия по непредставлению или представлению с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых в том числе для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Без предоставления таких сведений получателем бюджетных денежных средств невозможен контроль исполнения бюджета.

При таких обстоятельствах, несвоевременное предоставление получателем средств федерального бюджета Сведений о принятом бюджетном обязательстве, предусмотренных Приказом 98н, следует рассматривать в контексте ст. ... КоАП РФ, предусматривающей ответственность в отношении должностных лиц казенных учреждений (получателей средств федерального бюджета), допустивших несвоевременное представление сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Ссылка представителя заявителя на Письмо Минфина России от < дата >... нельзя признать обоснованной, поскольку письма не являются нормативными правовыми актами и не устанавливают порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, носят рекомендательный характер и к применению необязательны, при том, что в ходе рассмотрения дела объективная и субъективная стороны правонарушения были доказаны.

Между тем, неверное определение административным органом даты совершения правонарушения не влияет на законность оспариваемого постановления, поскольку материалами административного дела, и в частности, протоколом об административном правонарушении подтверждается событие правонарушения, предусмотренного ст. ... КоАП РФ. Кроме того, в силу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение не истек.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом от < дата >... на должность начальника отдела финансового и хозяйственного обеспечения ... с < дата > назначена Живновская ФИО30.

В соответствии с должностным регламентом от < дата >, утвержденным начальником ..., начальник отдела финансового и хозяйственного обеспечения ... находится в непосредственном подчинении начальника .... Должностными обязанностями на начальника отдела финансового и хозяйственного обеспечения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по ... возлагаются следующие функции:

обеспечивать выполнение планов работы отдела в пределах своей компетенции;

качественно и своевременно рассматривать материалы по вопросам, относящимся к направлениям деятельности отдела в пределах своей компетенции;

осуществлять разработку и реализацию мер по эффективному использованию средств федерального бюджета, направляемых в соответствии с действующим законодательством на содержание и материально-техническое развитие инспекции;

обеспечивать бухгалтерский учет финансовых и материальных ресурсов, хозяйственных операций, представлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность по единой системе данных об имущественном и финансовом положении инспекции и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности;

проводить работы по бухгалтерскому учету имущества, обязательств, финансовых и хозяйственных операций в инспекции, представлять в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность по единой системе данных об имущественном и финансовом положении инспекции и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности;

реализовывать в установленном порядке оборудование,

инвентарь и иное имущество, не подлежащее дальнейшему использованию по причине неэффективности и нецелесообразности, подготавливать

документы для списания в установленном порядке пришедшего в негодность или утраченного имущества инспекции;

обеспечивать и осуществлять складское хранение имущества и материальных ценностей инспекции.

Сведений о возложении указанных обязанности и ответственности на иное должностное лицо, в материалах дела не имеется, сама Живновская ФИО31. об этом в ходе производства по делу не заявляла.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 КоАП РФ). Живновская ФИО32. обязана была знать и соблюдать нормы законодательства, а также обеспечить выполнение всех зависящих от неё мер по предотвращению правонарушения.

Таким образом, у Живновской ФИО33 имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Живновская ФИО34. не проявила должного контроля за соблюдением требований финансово-бюджетного законодательства РФ, что указывает на её виновность в совершении административного правонарушения по ст. ... КоАП РФ. Это говорит об умышленном совершении административного правонарушения, так как мотивы, которые Живновская ФИО36ФИО35. приводит в обоснование своих действий, не свидетельствуют об отсутствии ее вины и не могут быть признаны убедительными. Данное правонарушение совершено в форме действия, следовательно, данное правонарушение умышленное.

Вина Живновской ФИО37. подтверждается имеющимися материалами дела.

Правонарушение малозначительным признать оснований не имеется.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата >... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к соблюдению Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом МФ РФ от < дата >...н.

Порядок привлечения к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.

Протокол об административном правонарушении составлен < дата > с участием Живновской ФИО38.

Постановление вынесено < дата > в присутствии Живновской ФИО39

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление руководителя ... Десяткиной ФИО40... от < дата >, вынесенное в отношении должностного лица - начальника отдела финансового хозяйственного обеспечения ... Живновской ФИО41, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу должностного лица - начальника отдела финансового хозяйственного обеспечения ... Живновской ФИО42 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья Н. В. Абдрахманова