Дело №12-205/2020 копия
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
18 мая 2020 года г.Тверь
Судья Московского районного суда г.Твери Орёл Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 на постановление №69502005917910500004 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области ФИО12 от 17 марта 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением №69502005917910500004 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области ФИО12 от 17 марта 2020 года, руководитель Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Руководитель Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11, обратился с жалобой на указанное выше постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст. 30.1 - 30.3 КоАП РФ, в которой просил признать незаконным и отменить постановление №69502005917910500004 о назначении административного наказания, вынесенное заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области ФИО12 от 17 марта 2020 года. В обоснование жалобы указано, что в 2018 году ООО «З-ТЕКС» были заключены трудовые договора с иностранными гражданами (нерезидентами). На основании указанных трудовых договоров ООО «З-ТЕКС» (работодатель) осуществлял выплату заработной платы иностранным гражданам (работникам) наличными денежными средствами. ООО «З-ТЕКС» обязано было совершать валютную операцию по выплате заработной платы иностранным гражданам. По смыслу ч.3 ст.4.1 КоАП РФ для подтверждения субъективного критерия вины необходимо установить наличие у юридического лица надлежащих материальных предпосылок, позволяющих ему соблюдать правила, нормы. В силу ч.1 ст.13 Федерального закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» открытие нерезидентом банковского счета на территории РФ это его право, а не обязанность. Законодательно закрепленных мер понуждения со стороны работодателя к открытию иностранными гражданами - нерезидентами (работниками) банковских счетов для перечисления денежных средств (заработной платы), действующее на территории РФ нормативно-правовые акты не содержат. Если работник не указал счет в банке при трудоустройстве на работу не выразил свою волю на открытие такого счета, то выплата заработной платы работнику в безналичной форме невозможна. В материалах дела представлены заявления иностранных граждан (нерезидентов), в которых ясно и однозначно выражена воля работников на отказ открывать расчетные счета в банке и указан желаемый способ получения заработной платы – наличными денежными средствами. Доказательств того, что но как руководитель ООО «З-ТЕКС» имел возможность для соблюдения требования ч.2 ст.14 Федерального закона №173-ФЗ, в материалах дела не имеется. В силу ч.6 ст.4 Федерального закона №173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Однако данная норма права не была применена налоговым органом при вынесении обжалуемого постановления.
В судебное заседание заявитель ФИО11 не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ходатайстве просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя ФИО11 и представителя Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, судья находит постановление должностного лица законным, обоснованным, а жалобу руководителя ООО «З-ТЕКС» ФИО11, не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Как следует из п.6 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к нерезидентам относятся: физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» настоящей части; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта; иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»; иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части.
Как следует из ч.1 ст.14 Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению; за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации; за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц; по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами - резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ООО «З-ТЕКС» были заключены трудовые договора с иностранными гражданами (нерезидентами), а именно: 23 марта 2018 года с гражданином Таджикистана ФИО1 трудовой договор №11, согласно которому ФИО1 принимается на работу на должность транспортировщика; ДД.ММ.ГГГГ с гражданином Таджикистана ФИО2 трудовой договор №10, согласно которому ФИО2 принимается на работу на должность оператора кручения и намотки химических волокон 5 разряда; 01 февраля 2017 года с гражданкой Узбекистана ФИО3 трудовой договор №106, согласно которому ФИО3 принимается на работу, на должность оператора кручения и намотки химических волокон 4 разряда; 01 февраля 2017 года с гражданкой Республики Беларусь ФИО4 трудовой договор №57, согласно которому ФИО4. принимается на работу, на должность оператора кручения и намотки химических волокон 5 разряда; 05 марта 2017 года с гражданином Узбекистана ФИО5 трудовой договор №173, согласно которому ФИО5 принимается на работу, на должность аппаратчик формирования химического волокна 4 разряда; 01 февраля 2017 года с гражданином Республика Беларусь ФИО6 трудовой договор №126, согласно которому ФИО6 принимается на работу, на должность аппаратчик формирования химического волокна 4 разряда; 02 июля 2018 года с гражданином Узбекистана ФИО7 трудовой договор №32, согласно которому ФИО7 принимается на работу, на должность подсобный рабочий; 21 сентября 2018 года с гражданином Узбекистана ФИО8 трудовой договор №46, согласно которому ФИО8 принимается на работу, на должность подсобный рабочий; 31 мая 2018 года с гражданином Узбекистана ФИО9 трудовой договор №26, согласно которому ФИО9 принимается на работу, на должность аппаратчик формирования химического волокна 4 разряда; 06 февраля 2017 года с гражданином Узбекистана ФИО10 трудовой договор №168, согласно которому ФИО10 принимается на работу, на должность аппаратчик формирования химического волокна 4 разряда.
Пунктом 10 договоров предусмотрена выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца: 30 числа – за первую половину расчетного месяца, 15 числа – за вторую половину расчетного месяца.
15 сентября 2018 года Обществом с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» произведена выплата заработной платы за августа 2018 года гражданину Таджикистана ФИО1., гражданину Таджикистана ФИО2, гражданке Узбекистана ФИО3, гражданке Республики Беларусь ФИО4, гражданину Узбекистана ФИО5, гражданину Республики Беларусь ФИО6 гражданину Узбекистана ФИО7, гражданину Узбекистана ФИО8, гражданину Узбекистана ФИО9; гражданину Узбекистана ФИО10 наличными денежными средствами по платежным ведомостям № от 15 сентября 2018 года и № от 15 сентября 2018 года на общую сумму 84001 рубль 19 копеек.
02 марта 2020 года в отношении руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ (л.д.36-42).
Факт совершения руководителем Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и виновность должностного лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: копиями заявлений о выплате заработной платы наличными денежными средствами (л.д.29-33); протоколом об административном правонарушении №69502005917910500002 от 02 марта 2020 года составленный в отношении руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ (л.д.36-42); копией трудового договора №11 от 23 марта 2018 года заключенного с гражданином Таджикистана ФИО1 (л.д.49-50); копией трудового договора №106 от 01 февраля 2017 года заключенного с гражданкой Узбекистана ФИО3 (л.д.51-52); копией трудового договора №173 от 05 марта 2018 года заключенного с гражданином Узбекистана ФИО5 (л.д.53-54); копией трудового договора №46 от 21 сентября 2018 года заключенного с гражданином Узбекистана ФИО8 (л.д.55-56); копией трудового договора №32 от 02 июля 2018 года заключенного с гражданином Узбекистана ФИО7 (л.д.57-58); копией трудового договора №26 от 31 мая 2018 года заключенного с гражданином Узбекистана ФИО9 (л.д.59-60); копией трудового договора №168 от 06 февраля 2017 года заключенного с гражданином Узбекистана ФИО10 (л.д.61-62); копией трудового договора №10 от 20 марта 2018 года заключенного с гражданином Таджикистана ФИО2 (л.д.63-64); копией трудового договора №57 от 01 февраля 2017 года заключенного с гражданкой Республики Беларусь ФИО4 (л.д.65-66); копией трудового договора №126 от 01 февраля 2017 года заключенного с гражданином Республики Беларусь ФИО6 (л.д.67-68); платежными ведомостями (л.д.69-104), а также иными материалами дела.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт совершения руководителем Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 инкриминируемого административного правонарушения.
Проверка законности и обоснованности постановления показывает, что вывод заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области ФИО12 о виновности руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, основан на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая выплата не входит.
Следовательно, при выдаче руководителем Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 иностранному работнику заработной платы, то есть осуществление валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Принимая во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения руководителем Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 упомянутых требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить, соблюдая обычную степень заботливости и осмотрительности, судья приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в материалах дела представлены заявления иностранных граждан (нерезидентов), в которых ясно и однозначно выражена воля работников на отказ открывать расчетные счета в банке и указан желаемый способ получения заработной платы – наличными денежными средствами, судья не принимает во внимание поскольку данный довод основан на неверном толковании норм права.
Оснований для признания данного правонарушения малозначительным и освобождения руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Иные изложенные в жалобе доводы не влекут отмены обжалуемого постановления, так как существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено.
Оснований для применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Бремя доказывания судом распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11, не усматривается.
При назначении наказания должностное лицо учел характер совершенного административного правонарушения.
Постановление о привлечении руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Административное наказание назначено руководителю Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 в минимальных пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа, предусмотренное санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, назначено руководителю Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления по жалобе, не допущено.
На основании изложенного судья находит вынесенное заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области ФИО12 постановление №69502005917910500004 о назначении административного наказания от 17 марта 2020 года о привлечении руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №10 по Тверской области ФИО12 №69502005917910500004 о назначении административного наказания от 17 марта 2020 года о привлечении руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей - оставить без изменения, жалобу руководителя Общества с ограниченной ответственностью «З-ТЕКС» ФИО11 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.А. Орёл
Дело №12-205/2020 копия