ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-205/2021 от 23.09.2021 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 12-205/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Бор, Нижегородская область 23 сентября 2021 года

Судья Борского городского суда Нижегородской области Калынова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ахтонова И.С. на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл П-04-101/21 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Ахтонова И.С.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> Эл П-04-101/21 от ДД.ММ.ГГГГ Ахтонов И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Ахтонов И.С. обратился в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы указал на нарушения, допущенные должностными лицами при проведении проверки.

Стороны, в настоящее судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие Ахтонова И.С.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Положениями ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В судебном заседании достоверно установлено следующее.

Приказом -ООД от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план-график проведения административных обследований объектов земельных отношений на территории <адрес> на 2019 год.

В соответствии с названным приказом, утверждено задание на проведение административного обследования объектов земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому срок проведения административного обследования объектов земельных отношений, в том числе земельного участка с кадастровым номером 52:20:1400043:314, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам административного обследования объекта земельных отношений ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом - государственным инспектором отдела государственного земельного надзора – составлен соответствующий Акт , согласно которому в результате административного обследования объекта земельных отношений установлено, что земельный участок с кадастровым номером 52:20:1400043:314 на всей площади подвержен зарастанию древесно-кустарниковой растительностью. На земельном участке имеются признаки нарушения земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного земельного надзора на имя руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> Эл по результатам рассмотрения акта обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ составлено мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой выездной проверки в отношении Ахтонова И.С.

ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт проверки Управлением Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> Эл гражданина , по результатам рассмотрения которого составлен протокол об административном правонарушении 04-52/49 от ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление 52 №П-04-101/21 о привлечении Ахтонова И.С. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Привлекая Ахтонова И.С. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к выводам о доказанности вины Ахтонова И.С. в совершении административного правонарушения, и об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.

Между тем, указанные выводы судья, пересматривающий дело по жалобе, находит преждевременными.

В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.7 КоАП РФ, составляет один год.

Порядок осуществления государственного земельного надзора закреплен в статьях 71 Земельного кодекса Российской Федерации (все нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений). При его осуществлении применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, установленных названным Кодексом.

Подпунктом 4 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ установлено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Пунктом 3 ст.71.2 Земельного кодекса РФ, абзацем вторым пункта 8 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 251, определено, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.

При этом согласно п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, наличие достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Факт невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, установлен в ходе проведения обследования по приказу -ООД от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на наличие события административного правонарушения.

Днем обнаружения вменяемого Ахтонову В.И. административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ, что следует из акта административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ Фактически в акте проверки должностное лицо ссылалось на признаки административного правонарушения, уже зафиксированные в данном акте.

Таким образом, административное правонарушение выявлено уполномоченным должностным лицом органов Россельхознадзора ДД.ММ.ГГГГ.

Проведение обследования земельного участка ДД.ММ.ГГГГ с составлением акта проверки не изменяет порядок исчисления срока давности по факту правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует и не опровергнуто административным органом, что вменяемое правонарушение было выявлено должностным лицом административного органа, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ по результатам административного обследования спорного земельного участка, о чем составлен акт .

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и истек ДД.ММ.ГГГГ, поскольку при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Данная позиция полностью согласуется с положениями пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При таких обстоятельствах, настоящее дело об административном правонарушении было рассмотрено за пределами срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Не свидетельствует об обратном и факт составления акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, приказом Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что результаты административного обследования объекта земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений", или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации (п.97). Акт административного обследования объекта земельных отношений оформляется в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (п.98).

В случае выявления при проведении административного обследования объекта земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки (п.103).

Предметом внеплановой проверки является соблюдение в отношении объекта земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, выполнение предписаний территориального органа Россельхознадзора, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (п.66).

Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является, в том числе выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (п.п.3 п.69).

Так, из системного толкования приведённых выше норм в их взаимосвязи с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, КоАП РФ, следует, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, установленный в ходе проведения обследования по приказу -ООД от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, указывает на наличие события административного правонарушения.

Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу Ахтонова И.С. удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> Эл П-04-101/21 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Ахтонова И.С. отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.М. Калынова