№
УИД 41RS0№-12
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«24» марта 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу защитника Нам Н.З. на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о признании капитан-директора РС «Иртышск» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее - государственный инспектор) по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ капитан-директор РС «Иртышск» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с постановлением, защитник Нам Н.З. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой об отмене, сославшись на следующие доводы. Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР, Международная Конвенция МАРПОЛ, «Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации» содержат правило, согласно которого измельченные пищевые отходы могут сбрасываться за пределами 3 х миль от ближайшего берега (т.е. в пределах территориального моря и внутренних морских вод), за исключением такого сброса в зонах водопользования, санитарной охраны, в портовых акваториях и на рейдах, при условии, если указанные отходы пропущены через измельчитель и грохот с отверстиями диаметром не более 25 мм. Таким образом, судно «Иртышск» осуществило сброс пищевых отходов правомерно, в соответствии с вышеуказанными нормами, а также руководствуясь Судовым планом управления ликвидацией мусора для судна «Иртышск» (1288.547-901.003) от ДД.ММ.ГГГГ. Пищевые отходы, удаленные судном «Иртышск» относятся к отходам, которые образуется в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежит постоянному или периодическому удалению, в связи с чем, не могут считаться захоронением. Просил постановление отменить, дело об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием в действиях капитан-директора РС «Иртышск» ФИО2 события и состава административного правонарушения.
Капитан-директор РС «Иртышск» ФИО2 о месте и времени рассмотрения жалобы извещался в установленном законом порядке, мер к получению судебных извещений не принял, ходатайств не направлял.
Защитник Нам Н.З. о месте и времени рассмотрения жалобы извещался в установленном законом порядке, мер к получению судебных извещений не принял, ходатайств не направлял.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронение отходов и других материалов (далее - захоронение) - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или яв-
ляющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;
Захоронение отходов и других материалов, за исключением захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, а также сброс загрязняющих веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 1 Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (далее-Конвенция МАРПОЛ) стороны Конвенции обязуются осуществлять положения настоящей Конвенции и тех Приложений к ней, которыми они связаны, в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными веществами или стоками, содержащими такие вещества, путем их сброса в нарушение положений Конвенции. Всякая ссылка на настоящую Конвенцию, если специально не предусмотрено иное, означает одновременно ссылку на ее Протоколы и Приложения.
В Правиле 1 Приложения V «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» к Конвенции МАРПОЛ закреплены основные понятия целей настоящего Приложения, в том числе, пищевые отходы под которыми понимают любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне. Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.
Согласно ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Административная ответственность по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как усматривается из исследованных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ с 11 час. 15 мин. до 22 час. 00 мин., в географических координатах 53°00?сш 158°38?вд, старшим госинспектором РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району проведен осмотр судна РС «Иртышск», составлен Акт осмот-
ра судна, копию которого капитан-директор ФИО2 получил, замечаний по проведенному досмотру не имел. Согласно Акту осмотра судна, в деятельности капитан-директора ФИО2 выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 1-2).
С целью всестороннего и полного рассмотрения дела, определением от ДД.ММ.ГГГГ к материалам дела об административном правонарушении № в отношении капитан-директора РС «Иртышск» ФИО2 приобщены копии документов из дела об административном правонарушении № в отношении капитан-директора РС «Иртышск» ФИО2 по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно указанному перечню (л.д. 24-25).
На основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр морского рыбного порта под № от ДД.ММ.ГГГГ, судно РС «Иртышск» принадлежит на праве собственности АО «Океанрыбфлот», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно (л.д. 27).
Как усматривается из свидетельства соответствия ТСК № ДВ-000791 от ДД.ММ.ГГГГ, судно РС «Иртышск» оснащено средствами контроля АИС: модели Транзас Т-105, идентификационный №, серийный №Е477; INMARSAT-C/GPS, модели SAILOR 6110, идентификационный №, серийный №ТТ094А03А3D, соответствующими требованиям ОСМ (л.д. 28).
Согласно сведениям судового журнала № (начат ДД.ММ.ГГГГ), журнала операций с мусором № (начат ДД.ММ.ГГГГ), судно РС «Иртышск» ДД.ММ.ГГГГ в 05 час. 00 мин., в географических координатах 57°28,1?сш 163°30,1?вд, осуществило сброс измельченных пищевых отходов. Общий объем сброшенных в море измельченных пищевых отходов составил 2,4 м? (л.д. 37-48).
В соответствии с судовой ролью, приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу, капитаном судна РС «Иртышск» в рассматриваемый период являлся ФИО2 (л.д. 29-34).
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, имеющий значение для правильного разрешения дела устанавливаются, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей.
В материалах дела представлено письменное объяснение капитан-директора «Иртышск» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он высказал несогласие с вменяемым административным правонарушением, так как при удалении пищевых отходов руководствовался документом «Судовой план управления ликвидацией мусора» 1288.547-901.003 (л.д. 6).
Однако, письменное пояснение капитан-директора «Иртышск» ФИО2 не может быть признано допустимым доказательством по делу, поскольку перед дачей письменного объяснения ему не разъяснялись ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом, признание данного доказательств, указанного в протоколе, недопустимым доказательством, не свидетельствует о недопустимости самого протокола об административном правонарушения, как процессуального документа.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Определением старшего государственного инспектора РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ, для нанесения на навигационную карту прокладку движения РС «Иртышск» в том числе ДД.ММ.ГГГГ с нанесением промежуточных точек и точек поворота согласно координатам, указанным в судовых журналах; в каких координатах осуществлялся сброс пищевых отходов с РС «Иртышск»; соответствуют ли координаты сброса пищевых отходов территориальному морю РФ, основываясь на сведениях судового журнала и журнала операций с мусором, в ходе производства по делу в качестве специалиста привлечен ФИО4, имеющий необходимые знания в области судовождения (л.д. 14-17,21-23).
В соответствии с письменным пояснением специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, из анализа графического нанесения на морскую навигационную карту №, масштабом 1:250 000, и морскую навигационную карту №, масштабом 1:250 000, местонахождение РС «Иртышск», следует, что данным судном ДД.ММ.ГГГГ в 05 час. 00 мин., в географических координатах 57°28,1?сш 163°30,1?вд, сброшены измельченные пищевые отходы в количестве 2,4 м3. Данные координаты соответствуют территориальному морю РФ (л.д. 18-20).
Письменное пояснение специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ расцениваю допустимым доказательством, поскольку он предупрежден о наступлении административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложного пояснения.
На основании вышеизложенного, госинспектор РФ по госконтролю в сфере охраны морских биоресурсов ПУ ФСБ России по восточному арктическому району установил, что капитан-директор «Иртышск» ФИО2 нарушил правила захоронения с судов отходов, осуществив ДД.ММ.ГГГГ в 05 час. 00 мин. (кмч), в географических координатах 57°28,1?сш 163°30,1?вд, (Карагинская промысловая подзона 6102.1, территориальное море РФ, Берингово море), сброс измельченных пищевых отходов в количестве 2,4 м3, как о том указано в письменном пояснении специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства явились основанием к составлению ДД.ММ.ГГГГ в отношении капитан-директора «Иртышск» ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 7-11).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени совершения административного правонарушения, о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Постановлением государственного инспектора по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ капитан-директор «Иртышск» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В действиях капитан-директора «Иртышск» ФИО2 установлено нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ (л.д. 116-126).
Виновность капитан-директора «Иртышск» ФИО2 установлена на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, судового журнала, журнала операций с мусором, пояснения специалиста ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, иных материалов дела.
Деяние капитан-директора «Иртышск» ФИО2, имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и порядка природопользования, правильно квалифицировано по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды в территориальном море.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, в том числе, место и время совершения административного правонарушения.
Достоверность и допустимость всех доказательств должностным лицом проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка по правилам, установленным в ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не усматриваю.
В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Капитан-директор «Иртышск» ФИО2 при осуществлении промысловой деятельности обязан соблюдать требования Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и Водного кодекса РФ.
Доказательства тому, что административное правонарушение совершено капитан-директором «Иртышск» ФИО2 вследствие непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения жалобы не установлены.
Ссылки защитника Нам Н.З. на требования к сбросу мусора, установленные Конвенции МАРПОЛ, на наличие на судне действующего Судового плана управления ликвидацией мусора, которыми он руководствовался, об измельчении пищевых отходов с помощью измельчителя, не опровергают выводы государственного инспектора о наличии в действиях капитан-директора «Иртышск» ФИО2 состава административного правонарушения, на основании следующего.
Правилом 4 Приложения V к Конвенции МАРПОЛ установлено, что сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее 3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм (подп. 1.1); 12 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые не были переработаны в соответствии с подп 1.1 (подп. 1.2).
Пункт 2 ст. 37 Федерального закона № 155-ФЗ, ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ содержат прямой запрет на сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации. Запрещение касается и сброса измельченного мусора (включающего, в том числе, все виды пищевых отходов), а также отходов, образующихся при промышленной переработке водных биоресурсов на судах промыслового флота.
Как установлено при рассмотрении дела, судном РС «Иртышск», под руководством капитан-директора ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в 05 час. 00 мин. (кмч), в географических координатах 57°28,1?сш 163°30,1?вд, (Карагинская промысловая подзона 6102.1, территориальное море РФ, Берингово море), осуществлен сброс измельченных пищевых отходов в количестве 2,4 м3.
Представленный в материалах дела Судовой план управления ликвидацией мусора 1288.547-901.003 разработан с целью предоставить рекомендации капитану и лицам командного состава на борту судна в отношении мер и процедур, которые должны быть приняты в целях предотвращения загрязнения теми категориями мусора, сброс которых запрещен Конвенцией (л.д. 55-104).
Учитывая изложенное, Судовой план управления ликвидацией мусора не освобождает капитана-директора РС «Иртышск» ФИО5 от исполнения норм действующего законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
При установленных обстоятельствах, предварительное размельчение капитан-дирек-тором РС «Иртышск» ФИО5 мусора (пищевых отходов) не имеет правового значения для данного дела.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях капитан-директора РС «Иртышск» ФИО5 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указание в жалобе об отсутствии в действиях капитан-директора РС «Иртышск» ФИО5 факта захоронения отходов основан на неверном толковании норм материального права.
Деяние капитан-директора РС «Иртышск» ФИО5, имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, правильно квалифицировано по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, совершенное капитан-директором РС «Иртышск» ФИО5 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Иных доводов, могущих послужить основанием к отмене постановления либо его изменению по иным основаниям, в жалобе не содержится и в судебном заседании не заявлено.
По результатам рассмотрения дела капитан-директору РС «Иртышск» ФИО5 назначено наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о личности виновного, а также характеру совершенного противоправного деяния.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в числе прочего решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При установленных обстоятельствах, проставление государственного инспектора по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о признании капитан-директора РС «Иртышск» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району по делу № от ДД.ММ.ГГГГ о признании капитан-директора РС «Иртышск» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу защитника Нам Н.З. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская