Дело №12-206/16
Р Е Ш Е Н И Е
8 сентября 2016 года город Ульяновск
Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Санатуллова Ю.Р.,
при секретаре Писаревой М.В.,
с участием заявителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Сервисного локомотивного депо «Ульяновск» ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, по которому
начальник Сервисного локомотивного депо «Ульяновск» Куйбышевсукого управления сервиса ООО «СТМ-Сервис» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>,
у с т а н о в и л а:
Государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении № о признании начальника Сервисного локомотивного депо «Ульяновск» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО2 обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с жалобой на указанное постановление. В своей жалобе ФИО2 просит постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Жалоба мотивирована тем, что уведомлением Приволжского управления государственного железнодорожного надзора от ДД.ММ.ГГГГг. № он был извещен на составление в отношении него протокола об административном правонарушении по ст. 11.16 КоАП РФ на ДД.ММ.ГГГГг. на <данные изъяты>. Но фактически протокол об административном правонарушении по ст. 11.16 КоАП РФ был составлен в его отсутствие ДД.ММ.ГГГГг. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГг. он привлечен к административной ответственности по ст. 11.16 КоАП РФ, но на рассмотрение дела об административном правонарушении также не извещался. Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ. Кроме того, нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте им не допущено. В постановлении по делу об административном правонарушении неверно определена вина Сервисного локомотивного депо «Ульяновск» в технической неисправности, произошедшей ДД.ММ.ГГГГг. с тепловозом <данные изъяты>№; не указаны конкретные правовые нормы с требованиями пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, нарушение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.16 КоАП РФ. Согласно письму Отдела надзорной деятельности по Лениногорскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГг. № случай возгорания в тепловозе <данные изъяты>№ государственному статистическому учету не подлежит. В связи с этим, просит постановление отменить.
В судебном заседании ФИО2 поддержал доводы, указанные в жалобе.
Представитель Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ознакомившись с жалобой, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статьей 11.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч.3 ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч.ч. 4, 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (4.1.).
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, должностное лицо при возбуждении дела об административном правонарушении и при его рассмотрении обязано известить (уведомить) лицо о факте, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные КоАП РФ.
В материалах дела имеется уведомление № от ДД.ММ.ГГГГг. на имя начальника Сервисного локомотивного депо «Ульяновск» ФИО2 о том, что ДД.ММ.ГГГГг. в <данные изъяты> в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 11.16 КоАП РФ, однако фактически протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГг. в <данные изъяты>. Извещение ФИО1 о рассмотрении дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствует.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГг. и постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГг. составлены при отсутствии надлежащего извещения ФИО2
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 постановления от 24.03.2005. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Нормы права, содержащиеся в ч.ч. 3-6 ст. 28.2 КоАП РФ, по своей правовой природе являются регулятивными и призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении, безукоснительное соблюдение регламентированных законом прав привлекаемого лица.
Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не извещено о времени и месте составления протокола, то оно (при совершении важного процессуального действия, результат которого имеет принципиальное значение для завершения административной процедуры) лишено предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не может квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника (представителя) при неоднозначной оценке нормативных положений.
Согласно ч. 1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При указанных обстоятельствах у государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имелись препятствия для вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 26 июля 2016г. № 1019.
Допущенные должностным лицом процессуальные нарушения требований КоАП РФ являются существенными, не позволяющими суду всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности по рассматриваемому деянию не истекли, обжалуемое постановление подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочным рассмотреть дело об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь 30.2-30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, отменить, возвратить дело на новое рассмотрение в Приволжское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.Р. Санатуллова