Р Е Ш Е Н И Е
г.о.Химки 14 марта 2017 года
Судья Химкинского городского суда Московской области Федорченко Л.В., с участием старшего помощника Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО1, защитника Фролова М.А., при секретаре Щербина Е.Г., рассмотрев протест заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО2 на постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО3 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в отношении ФИО4,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО3 по делу об административном правонарушении <№ обезличен> от <дата> ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере трех четвертых от стоимости товаров, явившихся предметом правонарушения, а именно в размере 114 787 рублей 50 копеек, без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО2 обратился в суд с протестом, в котором просит постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО3 от <дата> принятое по делу об административном правонарушении <№ обезличен> отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Шереметьевскую таможню.
В судебном заседании старший помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО1, доводы протеста заместителя Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте ФИО2 поддержал в полном объеме и просил постановление от <дата> отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Шереметьевскую таможню.
Защитник ФИО4- Фролов М.А. оставил решение на усмотрение суда.
Выслушав прокурора, защитника, изучив материалы дела, проверив доводы письменного протеста, суднаходит, что обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, по следующим основаниям:
В соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов дела следует, что <дата>, примерно в 05 часов 25 минут, ФИО4, прибывший рейсом <№ обезличен> из <данные изъяты>, при прохождении таможенного контроля по «зеленому» коридору сектора «А» зала прилета терминала F Международного аэропорта Шереметьево, предназначенному для перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, не требующих таможенного декларирования, пересек линию таможенного контроля, имея при себе одно место ручной клади и два места багажа, весом брутто 54 кг. Он был остановлен для проведения таможенного контроля. При проведении рентгеноскопии вышеуказанного багажа, предъявленного гражданином ФИО4 к таможенному контролю, было выявлено большое количество однородных товаров. В результате проведенного таможенного досмотра одного места ручной клади и двух мест багажа, принадлежащих гражданину ФИО4 были обнаружены: предметы одежды, общим количеством 171 изделие, что отражено в акте таможенного досмотра товаров <№ обезличен>.
По результатам изучения материалов проверки, руководствуясь положениями ст.28.7 КоАП РФ, старшим государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур №2 таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни <данные изъяты><дата> вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ и проведении административного расследования (л.д.1-4).
Действия ФИО4 квалифицированы по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования в соответствии с ч.1 ст.26.4 КоАП РФ Шереметьевской таможней вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы товаров, производство которой поручено ЦЭКТУ ФТС России.
Согласно заключению эксперта ЦЭКТУ ФТС России от <дата><№ обезличен> рыночная стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения, а именно: швейно-трикотажных изделий верхней бытовой женской одежды (топы, туники, брюки, блузы, юбки, фуфайки, блузки, майки, платья), национальной женской одежды (сари), платочно-шарфовых изделий (палатины) и отрезов ткани, общим количеством 171 изделие, по состоянию на <дата> составляет 153 050 рублей 00 копеек.
Указанная стоимость принята Шереметьевской таможней с целью исчисления административного штрафа.
В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно п.п. 8, 9, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением - издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации». Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации и федеральными органами государственной охраны. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009, предусмотрено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Полномочия ФТС России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего, кроме прочего, функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, были определены Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 №459, согласно которому ФТС России имела право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности.
В разделе 2.1 заключения эксперта в качестве источника информации приведены учебно-практическое пособие «Методика определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России».
Анализ содержания указанных методик позволяет сделать вывод, что некоторые их положения имеют нормативные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Так, в Методике определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России установлено, что товароведческие экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости назначаются должностными лицами таможенных, следственных и судебных органов в целях: определения размеров пошлин, налогов и сборов, подлежащих уплате в отношении этих товаров в процессе проведения таможенного оформления и таможенного контроля, определения размеров штрафов при производстве экспертиз по делам об административных правонарушениях, дознании и слушании по уголовным и гражданским делам, иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и нормативно-распорядительными документами ФТС России.
Разделом II «Предмет, объект, задачи товароведческой экспертизы при решении вопроса о рыночной стоимости исследуемых объектов» установлен порядок проведения экспертного товароведческого исследования: товарная принадлежность исследуемых объектов - принадлежность объектов к общепринятому классу с известным комплексом свойств, уровень качества, фактическое состояние исследуемых объектов, стоимость товара с учетом фактического состояния.
Объектами товароведческой экспертизы являются продовольственные и непродовольственные товары, изделия бывшие в употреблении, части изделий, образцы (пробы), образцы-эталоны, другие изделия (продукция) (аналоги), маркировка, упаковка, а также материалы уголовных, административных и гражданских дел, в которых изложена информация о товарных характеристиках исследуемых объектов, и иная информация об обстоятельствах, повлекших изменение качества продукции (условиях упаковки, транспортировки, хранения), а также документы, предоставленные в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, содержащие информацию об объекте товароведческой экспертизы.
В разделе III «Программа экспертного товароведческого исследования в целях определения рыночной стоимости товара» установлена конкретная очередность действий товароведческого исследования, а именно на первом этапе исследования решается группа задач, связанных с установлением товарной принадлежности исследуемых объектов, включающая исследование товарных свойств объектов, на втором этапе исследования решается группа задач, связанная с определением уровня качества и фактического состояния объекта, на третьем этапе проводится анализ рынка исследуемого товара в конкретном регионе в конкретный период времени. Стоимость представленного на исследование товара, определяется на основе его среднерыночной цены с учетом фактического состояния наличия (отсутствия) дефектов товара, в том числе внешнего вида и упаковки, сопроводительной и технической документации, комплектности и др., так как наличие перечисленных дефектов снижает качество и стоимость товара), количества и иных факторов, влияющих на его стоимость.
Разделом VI «Оформление результатов исследования» установлен способ и порядок оформление результатов экспертных исследований в экспертно-криминалистических службах ФТС России.
С учетом изложенного следует сделать вывод о том, что Методика определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России содержат положения, имеющие признаки нормативно-правовых и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Аналогичные положения содержатся в «Базовые методики определения рыночной стоимости товара», одобренной Научно-техническим советом ЦЭКТУ, вследствие чего они подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.
Однако в нарушение приведенных выше норм Конституции Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 №763 указанная методика не прошла государственную регистрацию в Минюсте России и не была официально опубликована в установленном порядке.
Таким образом, в основу проведенного экспертного исследования положена методика, не отвечающая требованиям ст.3 Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» вследствие чего выводы эксперта о рыночной стоимости предметов, перемещенных ФИО4 через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС не могут являться достоверными.
Указанные недостатки не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела по существу.
Данный вопрос, влияющий на наказание по административному правонарушению, является существенным для правильного разрешения дела и подлежит дополнительному исследованию таможенным органом.
Таможенному органу необходимо провести экспертизу по правилам ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ, поскольку это в наибольшей степени гарантирует обеспечение прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
При этом до направления определения о назначении экспертизы для исполнения согласно требованиям ч. 4 ст. 26.4 КоАП РФ орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъяснить ему права, в том числе выяснить мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения, право заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц или экспертных учреждений, право самостоятельно формулировать и ставить вопросы перед экспертом для дачи на них ответов в его заключении
Учитывая, что в силу ст. 28.2 КоАП РФ установление всех обстоятельств и юридической квалификации совершённого административного правонарушения возложена на орган административной юрисдикции, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу этого лица, поэтому органу административной юрисдикции необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении <№ обезличен> подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в Шереметьевскую таможню на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7-30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности ФИО3 <№ обезличен> от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в отношении ФИО4 - отменить, дело направить на новое рассмотрение заместителю начальника Шереметьевской таможни по правоохранительной деятельности.
Настоящее решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья: