. . 12-206/2021 Р Е Ш Е Н И Е 18 октября 2021 года г. Новокуйбышевск Судья Новокуйбышевского городского суда Самарской области Бегишева Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главного технолога ООО «НЗМП» ФИО1 на постановление Старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взровыопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления РОСТЕХНАДЗОР ФИО2 <№> от 08.07.2021 о назначении административного наказания по ч.1ст.9.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением Старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взровыопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления РОСТЕХНАДЗОР ФИО2 <№> от 08.07.2021 Главный технолог ООО «НЗМП» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с постановлением административной комиссии, ФИО1 обратился в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить с связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что описание, характер и место выявленного нарушения не входит в перечень его служебных обязанностей, указанных в должностной инструкции, утвержденной генеральным директором ООО «НЗМП». Обязанность по ведению технологических процессов ( прием, отгрузка, хранение) химически опасных веществ (фенол, аммиак, соляная кислота) возложена на иных должностных лиц ООО «НЗМП». Согласно должностной инструкции, в функциональные обязанности главного технолога входит актуализация технологических регламентов основного производства и внесение изменений в техническую документацию. Структурное подразделение База товарно-сырьевая участка <№> цеха <№>, где было выявлено нарушение, не занимается производством продукции, в связи с чем не попадает под понятие производственного объекта, то есть объекта, где производится продукция заданного качества с использованием сырь и промежуточных и побочных продуктов. На продукцию, хранящуюся в цехе 8, нет рецептур, нет технологии производства. Все продукты, находящиеся на хранении в цехе 8, поступают со стороны, по своим НД, и просто хранятся в резервуарах цеха. Цех 8 находится в зоне ответственности заместителя генерального директора по снабжению. В судебное заседание представитель межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взровыопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления РОСТЕХНАДЗОР. ФИО1, надлежаще извещенные, не явились. Исследовав материалы административного дела, проверив доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующему. Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ). В силу статьи 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов Из материалов дела усматривается, что в рамках осуществления постоянного государственного надзора проведены мероприятия по контролю за соблюдением лицом обязательных требований при эксплуатации опасного производственного объекта I класса опасности «Площадка производства присадок», per. <№>, расположенного по адресу: 446207, <...>, Выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, обнаруженные (совершенные) 22 июня 2021 года в 15 часов 00 минут, допущенные при эксплуатации опасного производственного объекта I класса опасности: «Площадка производства присадок», per. <№>, I класса опасности, расположенного по адресу: 446207, <...>, должностным лицом - Главным технологом ООО «НЗМП» ФИО1, а именно:
Обстоятельства правонарушения зафиксированы в протоколе об административном :правонарушении от 25.06.2021 <№>, акте проверки <№> от 22.06.2021 (предписание <№> от 22.06.2021). Выявленные нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта I класса опасности «Площадка производства присадок», per. <№>, допущены по вине должностного лица - Главного технолога ООО «НЗМП» ФИО1, исполняющего свои должностные обязанности согласно Должностной инструкции Главного технолога ООО «НЗМП» <№>, утвержденной генеральным директором ООО «НЗМП» ФИО<Дата>. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года N 533 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" (далее также «Общие правила взрывобезопасности»). Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 декабря 2020 года N 500 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности химически опасных производственных объектов" (далее также «Правила ХОПО»). Пунктом 6 Правил ХОПО предусмотрено, что требования взрывопожаробезопасности для ХОПО применяют в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, устанавливающими общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных производств и объектов. В подпункте «а» пункта 2 Общих правил взрывобезопасности указано, что Общими правилами взрывобезопасности установлены требования к обеспечению взрывобезопасности технологических процессов, зданий, сооружений и технических устройств, применяемых (расположенных) на опасных производственных объектах (далее - ОПО): химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в том числе образовываются паровоздушные, газовоздушные и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси; Согласно пункту 5 Общих правил взрывобезопасности разработка технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее - ПАЗ) должны быть обоснованы в проектной документации, документации на техническое перевооружение результатами анализа опасностей технологических процессов, проведенного в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам, с использованием методов анализа риска аварий на ОПО и исходя из наименьших расчетных значений относительных энергетиче ских потенциалов в технологических блоках, входящих в технологическую систему, в соответствии с которыми устанавливаются категории взрывоопасности каждого технологического блока. Пунктом 7 Правил ХОПО предусмотрено, что технологические процессы (производственные процессы, при осуществлении которых изменяют химический состав перерабатываемого продукта с целью получения вещества с другими свойствами, процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ) следует разрабатывать на основании исходных данных на разработку документации ХОПО с учетом количества химически опасных веществ, предусмотренных пунктом 1 приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, которые одновременно находятся или могут находиться на ХОПО, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также анализа опасностей, возникающих при ведении процесса, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций. Согласно пункту 8 Правил ХОПО в проектной документации, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО (далее - проект) каждого технологического процесса ХОПО, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных зеществ, должны быть определены критические значения параметров или их совокупность для участвующих в процессе химически опасных веществ. Допустимый диапазон изменения параметров устанавливают с учетом характеристик технологического процесса. Технические характеристики системы управления и противоаварийной защиты (ПАЗ) должны соответствовать скорости изменения значений параметров процесса в требуемом диапазоне (класс точности средств измерений, инерционность систем измерения, диапазон измерения). Согласно пункту 11 Правил ХОПО химико-технологические системы (совокупность технических устройств и материальных, тепловых, энергетических потоков (связей) между ними, функционирующая как единое целое и предназначенная для переработки исходных веществ в продукты), включая оборудование стадий хранения и слива-налива исходных веществ и продуктов, необходимо оснащать средствами контроля за параметрами, определяющими химическую опасность процесса, с регистрацией показаний и предаварийной (а при необходимости предупредительной) сигнализацией их значений, а также средствами автоматического регулирования и ПАЗ. Требования к системам контроля, управления, сигнализации и ПАЗ, обеспечивающие безопасность ведения технологических процессов ХОПО, определены главой VI Правил. Согласно пункту 12 Правил ХОПО для химически опасных технологических процессов, включая процессы хранения и слива-налива химически опасных веществ, следует предусматривать системы ПАЗ, предупреждающие возникновение аварии при отклонении от предусмотренных технологическим регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе. Согласно пункту 49 Правил ХОПО описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и заканчивая отгрузкой готового продукта. Таким образом, Правилами ХОПО, а также Общими правилами взрывобезопасности предусмотрена необходимость ведения технологических процессов на основании технологических регламентов, основанных на проектной документации. Технологический процесс производства включает в себя процесс хранения, слива-налива. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. В соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 17 ФЗ № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Сидерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателюоб устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо постоянно или в соответствии со специальными полномочиями, осуществляющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции. Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения и ненадлежащего исполнения должностным лицом – Главным технологом ООО «НЗМП» своих обязанностей. Состав вмененного правонарушения формальный и не требует наступления общественно опасных последствий. Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, вмененного указанному лицу, материалами дела подтверждается в полном объеме. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения доказана полностью, действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения должностного лица- ФИО1 к административной ответственности соблюдены. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления Старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взровыопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления РОСТЕХНАДЗОР ФИО2 <№> от 08.07.2021 о назначении административного наказания Главному технологу ООО «НЗМП» по ч.1ст.9.1 КоАП РФ, не имеется. Каких либо нарушений норм КоАП РФ при привлечении заявителя к административной ответственности, суд не усматривает. Руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Постановление Старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взровыопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления РОСТЕХНАДЗОР ФИО2 <№> от 08.07.2021 о привлечении к административной ответственности по ч.1ст.9.1 КоАП РФ Главного технолога ООО «НЗМП» ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения. В соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области может быть обжаловано в Самарский областной суд. Судья /подпись/ Н.В.Бегишева . |