Дело №12-206/2021
УИД 13RS0025-01-2021-002645-03
РЕШЕНИЕ
25 августа 2021 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Парамонов С.П.,
рассмотрев жалобу заместителя директора Департамента по правовым вопросам Администрации го Саранск ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы го Саранск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Мордовия – заместителя главного государственного инспектора го Саранск Республики Мордовия по пожарному надзору ФИО2 №30 от 01 июля 2021 г. о привлечении Администрации городского округа Саранск к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы го Саранск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Мордовия – заместителя главного государственного инспектора го Саранск Республики Мордовия по пожарному надзору ФИО2 №30 от 01 июля 2021 г. Администрация городского округа Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП Российской Федерации), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Саранска, директор Департамента по правовым вопросам Администрации го Саранск ФИО1 по доверенности, ставит вопрос об отмене вышеназванного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что в действиях администрации отсутствовал состав вменённого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Администрации го Саранск ФИО3 доводы жалобы поддержал.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО2, вынесший постановление об административном правонарушении, счел постановление законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, исследовав представленные суду документы дела, иные, представленные суду доказательства, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Субъектом данного правонарушения могут выступать граждане, должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения правил, норм и стандартов пожарной безопасности на вверенном им участке работы; индивидуальные предприниматели; юридические лица и их структурные подразделения. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Статьей 38 названного Федерального закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
Согласно статье 63 названного Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации г.о. Саранск от 28.10.2020 №1658 утверждена программа «Безопасность жизнедеятельности населения городского округа Саранск». В указанную программу входит подпрограмма «Пожарная безопасность городского округа Саранск».
Ответственным исполнителем подпрограммы в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Саранск является Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». В задачи подпрограммы входит разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности.
На реализацию мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности на территории городского округа Саранск выделены лимиты бюджетных ассигнований в сумме 500000 руб. в соответствии с решением Совета депутатов городского округа Саранск «О бюджете городского округа Саранск на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 30.12.2020 №331.
Таким образом, реализация мероприятий по уборке территории, расположенной в границах городского округа Саранск, от мусора и сухой травы, является первичной необходимой мерой противопожарной безопасности и лицом, ответственным за реализацию противопожарных мероприятий, является Казенное учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».
Таким образом, Администрация г.о. Саранск не является субъектом, который может нести административную ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, за выявленные в ходе данной проверки нарушения требований пожарной безопасности.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобудиректора Департамента по правовым вопросам Администрации го Саранск ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы го Саранск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Мордовия – заместителя главного государственного инспектора го Саранск Республики Мордовия по пожарному надзору ФИО2 №30 от 01 июля 2021 г. о привлечении Администрации городского округа Саранск к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы го Саранск управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Мордовия – заместителя главного государственного инспектора го Саранск Республики Мордовия по пожарному надзору ФИО2 №30 от 01 июля 2021 г. о привлечении Администрации городского округа Саранск к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента получения или вручения копии настоящего решения через Ленинский районный суд г.Саранска.
Судья С.П.Парамонов
1версия для печатиДело № 12-206/2021 (Решение)