ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-206/2022 от 21.03.2022 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело №12-206/2022

РЕШЕНИЕ

21 марта 2022 года г. Симферополь

Судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым Каралаш З.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя контрактной службы ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Сметанина Алексея Алексеевича на постановление начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 23 декабря 2021 года № 26 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 23 декабря 2021 года № 26, Сметанин Алексей Алексеевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения, руководитель контрактной службы ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Сметаниным А.А. подана жалоба на указанное постановление в которой последний просит постановление отменить, производство по делу прекратить, либо заменить административное наказание на предупреждение, при наличии оснований предусмотренных ч. 2 ст.2.9 КоАП РФ, освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Жалоба мотивирована тем, что выводы Службы финансового надзора о превышении утвержденных объемов закупок и лимитов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что не все контракты по закупкам у единственного поставщика, которые были суммированы Службой финансового надзора при проведении закупки, должны быть учтены в годовом объеме закупок. В действиях Сметанина А.А. отсутствует состав административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Сметанина А.А., Запара В.В. поддержала довод жалобы.

В судебном заседании представитель Службы финансового надзора Республики Крым Крылова Л.Н. полагала постановление законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в дела и дополнительно представленных материалов.

В силу ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ, принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон № 44-ФЗ), закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 5 статьей 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 Закона № 44-ФЗ «Осуществление закупок». При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Закона № 44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Согласно части 2 статьи 12 Закона № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, являющееся контрактным управляющим, работником контрактной службы, совершившее административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ определено, что настоящий закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе при планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, которыми установлен порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов), информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок, представления заказчиками информации и документов для включения в реестр контрактов.

При этом, пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 (за исключением закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона), 5 (за исключением закупки у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона), 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 Федерального закона.

Следовательно, информация о контрактах, заключенных в соответствии с п.1 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не входит в перечень вышеуказанных исключений, в связи с чем, информация по таким контрактам подлежит направлению в реестр контрактов, указанный упомянутым пунктом вышеназванных правил.

Пунктом 16 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, об особенностях включения информации в такие планы-графики и о требованиях к форме планов-графиков закупок, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 № 1279, предусмотрены требования к заполнению графов раздела Информации о закупках товаров, работ, услуг на определенный финансовый год и на плановый периоды, где в подпункте а) названного пункта указано: «в графе 2 указывается идентификационный код закупки в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона».

Службой финансового надзора Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка в ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении закупок для нужд Республики Крым за период с 01.01.2019 по 31.08.2021.

ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» является заказчиком и осуществляет закупочную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно утвержденному директором ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» Олефиренко С.С. плану финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год по коду строки 2600 определены расходы на закупку товаров, работ, услуг в 2020 финансовом году в размере 1 736 241 483,67 рублей.

Согласно плану-графику закупок для обеспечения деятельности ГБУЗ РК «КРЦМК и СМП» в 2020 году (версия № 61), размещенному ГБУЗ РК «КРЦМК и СМП» в ЕИС 13.01.2021 объем закупок, осуществляемых на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ составляет 50 000 000,00 руб.

В соответствии с Реестром заключенных контрактов согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ за 2020 год, подписанным руководителем контрактной службы Сметаниным А.А., учреждением было заключено 606 договоров (контрактов) по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на закупку товаров, работ или услуг, а также осуществлены кассовые расходы (исполнено) на общую сумму 73 504 861,69 рублей.

При этом, Реестр заключенных контрактов согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ за 2020 год содержит и контракты, заключенные в 2019 году на общую сумму 831 969,55 рублей, а именно – от 28.12.2019 № 28\12, от 16.12.2019 № 1-2020, от 05.01.2019 № 21, от 06.01.2019 № 22, от 06.01.2019 № 4.

Из предоставленного Реестра заключенных контрактов согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ за 2020 год следует, что ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» в 2020 году заключен 601 договор, по которым осуществлены кассовые расходы (исполнено) на сумму 72 672 892,14 рублей (73 504 861,69 рублей - 831 969,55 рублей).

Десять процентов совокупного годового объема закупок ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» в 2020 году составляет 173 624 148,36 рублей (1 736 241 483,67*10% = 173 624 148,36), что превышает пятьдесят миллионов рублей, в связи с чем годовой объем закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» составляет 50 000 000,00 рублей, что соответствует показателю план-графика закупок в 2020 году.

Из материалов дела следует, что 30.12.2020 ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключен контракт от 30.12.2020 № 506 с ООО «Фирма Леди+» на сумму 48 545,50 рублей, при этом на момент заключения контракта общая сумма кассовых расходов (исполнение) по ранее заключенным в 2020 году контрактам по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ составила 72 624 346,64 рублей, что указывает на превышение годового объема закупок.

Таким образом, ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» неправомерно принято решение о заключении контракта от 30.12.2020 № 506 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), чем нарушены требования части 5 статьи 24, пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Приказом ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» от 08.04.2019 № 947-к «О переводе работника на другую работу» Сметанин Алексей Алексеевич переведен на должность руководителя контрактной службы с 08.04.2019 по настоящее время.

В соответствии с пунктами 2.5, 2.6 должностной инструкции руководителя контрактной службы, утвержденной приказом директора ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» от 05.04.2019 № 280/1, руководитель контрактной службы осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график и размещает в ЕИС внесенные в план-график изменения.

В соответствии с пунктом 2.7 должностной инструкции руководитель контрактной службы формирует описание объекта закупки.

Согласно пункту 2.12 должностной инструкции руководитель контрактной службы обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.

Согласно пункту 2.18 должностной инструкции руководитель контрактной службы исполняет иные обязанности, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 2.19.3 пункта 2.19 должностной инструкции руководитель контрактной службы осуществляет общее руководство контрактной службой.

Согласно пункту 4.4 должностной инструкции руководитель контрактной службы несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в пределах, определенных, в том числе, административным законодательством Российской Федерации.

Также, приказом ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» от 23.11.2017 № 947 утверждено Положение о контрактной службе, пунктом 2 которого предусмотрено, что контрактная служба создается в целях обеспечения планирования и осуществления заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 13 Положения о контрактной службе к полномочиям контрактной службы при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относится выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Письмом ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» от 17.09.2021 № 2927/11-01 предоставлена справка от 17.09.2021 № 2925/11-01 за подписью директора Олефиренко С.С., где исполнителем указан Сметанин А.А., в которой указано, что ответственным за выбор способа поставщика по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ является руководитель контрактной службы Сметанин А.А.

Таким образом, в нарушение части 5 статьи 24, пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ должностным лицом Сметаниным Алексеем Алексеевичем, руководителем контрактной службы ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП», принято решение о заключении с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта от 30.12.2020 № 506.

Вина руководителя контрактной службы ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Сметанина А.А. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами по делу: протоколом по делу об административном правонарушении от 09.12.2021 года № 26, Актом внеплановой выездной проверки управления финансового контроля и надзора в сфере социальной защиты и здравоохранения Службы финансового надзора Республики Крым от 14.10.2021 № 07.2-05/15, копией служебной записки от 15.10.2021 № 07-357, копиями писем от 15.09.2021 № 2900/11-01, от 17.09.2021 № 2927/11-01 со справкой и пояснениями, копией приказа от 08.04.2019 № 947-к, копией должностной инструкции, копией приказа от 23.11.2017 № 947 с приложением в части касающейся, копией Реестра договоров по пункту 4 за 2020 год, копией Плана ФХД на 2020 год, скринкопией из ЕИС план-графика закупок на 2020 год.

Таким образом, фактические обстоятельства, свидетельствующие о совершении Сметаниным А.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.

Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Совершенное Сметаниным А.А. административное правонарушение правильно квалифицировано по части 1 ст.7.29 КоАП РФ.

Наказание должностному лицу назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ.

Исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснений пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела, при этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

В рассматриваемом случае доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное Сметаниным А.А. как малозначительное, не представлено. Допущенное правонарушение существенным образом посягает на установленный нормативными правовыми актами единый порядок регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, который, как следует из содержания статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ направлен на обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Отсутствие вредных последствий для участников контрактных правоотношений либо их последующее устранение, само по себе, не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ, является формальным.

Прихожу к выводу, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении, вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Сметанина А.А. в его совершении.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях руководителя контрактной службы ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Сметанина А.А. объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Сметанина А.А., по делу не усматривается.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 23 декабря 2021 года № 26 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.12.15, 30.1-30.7 КоАП Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

Постановления начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от 23 декабря 2021 года № 26 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.29 КоАП РФ в отношении руководителя контрактной службы ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Сметанина Алексея Алексеевича, оставить без изменения, жалобу Сметанина А.А., без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии его копии.

Судья З.Ю. Каралаш