ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-206/2022 от 26.07.2022 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 12-206/2022

УИД 22RS0065-02-2022-003750-32

РЕШЕНИЕ

26 июля 2022 года г. Барнаул

Судья Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края ФИО1, рассмотревпротест заместителя прокурора Индустриального района г. Барнаула Чулимовой Ю.В. на постановление № 08-02-0012-22 от 25.05.2022 г. административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району г. Барнаула № 2 о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 08-02-0012-22 от 25.05.2022 г. административной комиссии при администрации г. Барнаула по Индустриальному району г. Барнаула № 2 ФИО2 привлечена к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» с назначением наказания в виде предупреждения.

В протесте, поданном в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края, заместитель прокурора Индустриального района г. Барнаула Чулимова Ю.В. просит отменить постановление административной комиссии при администрации города по Индустриальному району города Барнаула № 2, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения. В обоснование протеста ссылается на то, что ФИО2 не могла быть привлечена к административной ответственности, поскольку административная комиссия не описала в постановлении способ совершения административного правонарушения, не установила, предназначен ли земельный участок для торговли; не установила место совершения правонарушения и личность нарушителя.

Помощник прокурора Индустриального района г. Барнаула Смолина И.Г. в судебном заседании поддержала протест в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в нем.

Представитель административного органа - администрации Индустриального района города Барнаула ДАННЫЕ ФИО3 возражала по протесту прокурора на основании представленных возражений, согласно которым ФИО2 установила временную конструкцию, предназначенную для торговли, которая представляла собой специально оборудованное для торговли место - оборудована лотками для выкладки и демонстрации товара, с товаром, столом весами для взвешивания, ценниками на товар, что подтверждается актом от 20.05.2022 г. Таким образом, указанная конструкция относится к категории нестационарных объектов в том виде, в котором они определены в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Размещение палатки по указанному в постановлении адресу - ,б в 5 метрах от стационарного торгового объекта - магазина «Мария-РА» не предусмотрено Приложением № 2, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 27.11.2020 № 1905 (в редакции от 10.01.2022 № 5). Таким образом, постановление № 08-02-0012-22 от 25.05.2022 г. административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району г. Барнаула № 2 о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» является законным и не подлежит отмене.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о дате, месте и времени и месте рассмотрении дела.

В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав пояснения помощника прокурора Индустриального района г. Барнаула, представителя администрации Индустриального района г. Барнаула, проанализировав доводы протеста и возражений на протест, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления № 08-02-0012-22 от 25.05.2022 г. административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району г. Барнаула № 2 о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края».

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно протоколу об административном правонарушении от 20.05.2022 года 20.05.2022 г. в 15 часов 40 минут ФИО2 в 5-ти метрах от стационарного торгового объекта - магазина «Мария-РА» по ул. Новосибирской, д. 14 а, б, на земельном участке с кадастровым номером ***, широта 53.307491, долгота 83.61988, организовала открытую площадку, предназначенную для осуществления торговли с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города от 27.11.2020 № 1905, чем совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» (л.д. 11-12 административного дела).

Определением административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району города Барнаула № 2 назначены время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 09 часов 00 минут 25.05.2022 г. (л.д. 15 административного дела).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением № 08-02-0012-22 от 25.05.2022 г. административной комиссии при администрации города по Индустриальному району города Барнаула № 2 ФИО2 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» с назначением наказания в виде предупреждения (л.д. 18-19 административного дела).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, к которым относятся наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» размещение нестационарных торговых объектов с нарушением утвержденной муниципальным нормативным правовым актом схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула предусмотрена Приложением № 2, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 27.11.2020 № 1905 (в редакции от 10.01.2022 № 5).

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула предусмотрен Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2014 № 325.

Согласно п. 1.5. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула нестационарные торговые объекты размещаются на земельных участках и в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города. Места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются администрациями районов города в порядке, установленном разделом 5 настоящего Положения. Предоставление мест для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках и в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно разделу 5 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула, нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула, утверждаемой постановлением администрации города Барнаула, на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов.

Согласно п.п. 4, 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Пунктом 2.1. Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула приведены виды нестационарных торговых объектов: открытая площадка, павильон, киоск, киоск или павильон с остановочным навесом, палатка, выносное холодильное оборудование, торговый автомат (вендинговый автомат), передвижные средства развозной торговли - специально оборудованные нестационарные торговые объекты: автоцистерны, торговые лотки, морозильные лари, изотермические емкости, торговые столы.

Таким образом, административная ответственность по ч. 1 ст. 68.2 Закона наступает в случае если гражданин, должностное либо юридическое лицо разместит на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объект, соответствующий определению понятия нестационарного торгового объекта, с нарушением требований, предусмотренных постановлением администрации г. Барнаула от 27.11.2020 № 1905 и Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2014 № 325.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Исходя из положений КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Вместе с тем, согласно протоколу по делу об административном правонарушении от 20.05.2022 г. в отношении ФИО2 при описании объективной стороны административного правонарушения в части организации открытой площадки, предназначенной для осуществления торговли ФИО2 не вменялось нарушение требований, предусмотренных постановлением администрации г. Барнаула от 27.11.2020 № 1905 и Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 03.06.2014 № 325. Данный недостаток является существенным нарушением при составлении протокола по делу об административном правонарушении, что является основанием для признания его в качестве недопустимого доказательства.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», составляет два месяца.

Согласно материалам дела событие вмененного в вину ФИО2 административного правонарушения имело место 20.05.2022 г. Таким образом, срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности к моменту рассмотрения жалобы судьей Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края истек.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности, в том числе и о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Индустриальном районном суде г. Барнаула Алтайского края истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 68-2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», направление дела на новое рассмотрение невозможно. Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.5 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Протест заместителя прокурора Индустриального района г. Барнаула Чулимовой Ю.В. удовлетворить.

Постановление № 08-02-0012-22 от 25.05.2022 г. административной комиссии при администрации города Барнаула по Индустриальному району г. Барнаула № 2 о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 68.2 Закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» - отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края либо непосредственно в Алтайский краевой суд в десятидневный срок со дня получения его копии.

Судья

ФИО1

Копия верна, судья

ФИО1

Копия верна, секретарь с/з

ФИО4

Решение вступило в законную силу 26.07.2022 г.

Подлинный документ находится в деле № 12-206/2022

Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края

Верно, секретарь с/з

ФИО4