Судья Яконов В.В. дело N 12-2073/2019
РЕШЕНИЕ
11 июля 2019 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Морозова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО1 на решение судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 07 марта 2019 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Урожай» ФИО2,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО1 от 27 декабря 2018 года директор ООО «Урожай» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 07 марта 2019 г. по результатам рассмотрения жалобы ФИО2 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО1 просит отменить решение судьи. В обоснование жалобы указывает на недостаточное исследование судьей имеющихся в деле доказательств, несоответствие выводов судьи обстоятельствам дела.
В возражениях на жалобу ФИО2 просит решение судьи Курганинского районного суда от 07 марта 2019 года оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края на основании доверенности ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, ФИО2 и его представителя на основании доверенности ФИО4, полагавших решение суда законным и обоснованным, судья вышестоящей инстанции не находит оснований к отмене постановленного решения.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считая невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Часть 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ч.3 ст.9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах (ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статьёй 19 Закона «О недрах» предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространённых полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объём извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных Полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Согласно п. 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке Лицензирования пользования недрами», утверждённой председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 14.04.1994 г., не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Таким образом, судья районного суда правильно указал, что для установления наличия в действиях директора ООО «Урожай» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, необходимо исключить наличие обстоятельств, установленных ст. 19 Закона «О недрах», п. 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 26.05.1994 N 583), утверждённой председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 14.04.1994 г и позволяющих сделать вывод об использовании воды в коммерческих целях.
Как усматривается из постановления № <...> от 27.12.2018 г. директор ООО «Урожай» ФИО2 привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ на нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в добыче воды из водозаборных скважин, расположенных по адресу: <...>, территория земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного на территории ГПЗЗ РЗ «Средне-Лабинский», при отсутствии лицензии. Скважины используются для бытовых нужд ООО «Урожай» объём добычи пресных подземных вод составляет 150 литров в сутки.
Согласно справке по обследованию хозяйствующего субъекта в ходе проведённой проверки соблюдения требований законодательства ООО «Урожай» выявлено, что ООО «Урожай» в процессе осуществления хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием зерновых культур, эксплуатирует 2 водозаборные скважины для забора пресных подземных вод. Водоподъём производится при помощи электронасосов, централизованное водоснабжение отсутствует.
Согласно материалам административного производства (протокола об административном правонарушении, справки по обследованию хозяйствующего объекта, материалов, поступивших из прокуратуры Курганинского района), должностное лицо Министерства природных ресурсов Краснодарского края пришло к выводу о доказанности наличия в действиях директора ООО «Урожай» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ только исходя из указанных данных.
Должностным лицом не учтено, что административным органом должно быть установлено из какого по счёту от поверхности водонасосного горизонта в рассматриваемом случае забирает воду обнаруженные у ООО «Урожай» скважины, ее глубину, а также доказать использование обществом добываемой воды в предпринимательской деятельности, так как сам факт, что общество является коммерческой организацией не может свидетельствовать о том, что добываемая вода используется в коммерческих целях.
Указанные обстоятельства в ходе производства административном правонарушении не были установлены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Судьей достоверно установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> принадлежит на праве собственности ООО «Урожай» и используется им для выращивания зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масленичных культур. На момент приобретения земельного участка на нём находились водозаборные скважины, которые использовались обществом в бытовых целях. Глубина используемых обществом скважин не превышает 5 метров. Объем добываемой воды не более 100 кубометров в сутки.
Таким образом, судья достоверно, обоснованно и правомерно пришел к выводу, что общество на основании ст. 19 Закона «О недрах» осуществило на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке без применения взрывных работ добычу подземной пресной воды. Добыча воды осуществлена на глубине в пределах 5 метров, что соответствует требованиям ст.19 Закона «О недрах». В данном случае добыча обществом пресной подземной воды не требовало оформление лицензии.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь нормами действующего законодательства, судья правильно сделал вывод, что действия заявителя не могут быть квалифицированы по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, как пользование недрами без лицензии на пользование недрами, поскольку необходимость получения данной лицензии в силу положений ст.19 Закона «О недрах», у него отсутствовала.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, в том числе событие административного правонарушения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 и статьей 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Как предусмотрено статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Приведенные требования действующего законодательства судьей первой инстанции учтены.
Доказательства, положенные судьей нижестоящей инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Судьей вышестоящего суда не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение решения судьи первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение судьи является законным и обоснованным, отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.8 – 30.9 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Курганинского районного суда Краснодарского края от 07 марта 2019 г. оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды ФИО1 – без удовлетворения.
Судья краевого суда