№ 7-207/13
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 15 ноября 2013 года
Судья Астраханского областного суда Лапшина Л.Б.,
при секретареРедькиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ОАО «Российские железные дороги»на постановлениеАхтубинского районного суда Астраханской области от 18 октября 2013 годапо делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Российские железные дороги»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 18 октября 2013 года ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
В жалобе представителем ОАО «Российские железные дороги»ставится вопрос об отмене постановления суда по основаниям нарушения норм процессуального права, так как в нарушение требований статей 24.5, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо не извещалось о составлении протокола об административном правонарушении.
Выслушав представителяОАО «Российские железные дороги» ФИО1,поддержавшую жалобу, представителяУправления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (Управление Росприроднадзора) ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Управления от 20 мая 2013 года № 626 в период с 23 мая 2013 года по 20 июня 2013 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области проведена внеплановая проверка в отношении ОАО «Российские железные дороги» в части соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в филиалах юридического лица, расположенных на территории Астраханской области.
В ходе проверки установлено, что ОАО «Российские железные дороги» по месту нахождения филиала юридического лица – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Приволжской дирекции инфраструктуры- Верхнебаскунчакской дистанции пути осуществляло свою деятельность по ремонту железнодорожных путей на площадках по адресу: <...>.
Верхнебаскунчакской дистанцией пути проведена инвентаризация источников образования отходов, разработан и утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 23 июля 2010 года, согласно которому в результате основной производственной деятельности при ремонте железнодорожных путей образуются отходы -шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак в количестве 12100 штук (762,3 тонны) в год, из них 7000 штук (441 тонн) используются повторно и укладываются в путь, остальные 5100 штук (321, 3 тонн) раздаются сотрудникам для различных хозяйственных нужд.
Однако, в период с 25 сентября 2012 года по 20 июня 2013 года в результате деятельности юридического лица при ремонте железнодорожных путей образовывались, накапливались и использовались отходы 3 класса опасности – шпалы железнодорожные, деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные и брак, без согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
21 июня 2013 года государственным инспектором по Астраханской области, ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора, надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Астраханской области ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № 06-280/2013 в отношении ОАО «Российские железные дороги», и при составлении протокола в качестве представителя юридического лица присутствовал юрисконсульт Астраханского отдела правового обеспечения юридической службы Приволжской железной дороги –филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО4
Согласно статье 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным представителем юридического лица являются его руководитель, в также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
В материалах дела имеется уведомление о времени и месте составления протокола об административной правонарушении от 20 июня 2013 года, адресованное ОАО «Российские железные дороги», расположенному по адресу: <...> и филиалу ОАО «Российские железные дороги» - структурному подразделению Центральной дирекции инфраструктуры – структурному подразделению Приволжской дирекции инфраструктуры –Верхнебаскунчакской дистанции пути, расположенному по адресу: <...>.
Из пояснений представителя Управления Росприроднадзора по Астраханской области известно, что юридическому лицу ОАО «Российские железные дороги» данное уведомление не направлялось, а лишь было вручено представителю по доверенности ФИО4, что свидетельствует о нарушении процессуальных требований законодательства.
Поскольку при составлении протокола об административном правонарушении были нарушены требования статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то такой протокол не может являться допустимым доказательством по делу.
Допущенные при производстве и при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушения процессуального законодательства являются существенными,влекущими отмену постановления судьи как незаконного,поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30-8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Р Е Ш И Л:
постановление судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 18 октября 2013 года отменить.
Материалы административного дела возвратить в Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (Управление Росприроднадзора), в связи с неправильным составлением протокола об административном правонарушении, неполнотой представленных материалов, для пересоставления протокола и представления материалов административного дела о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме.