Дело № 12-207/2021 УИД-0
РЕШЕНИЕ
01 декабря 2021 года г. Облучье
Судья Облученского районного суда Еврейской автономной области
Полежаева Ю.С.,
при участии:
прокурора – заместителя прокурора Облученского района Королева В.В.,
защитника привлекаемого к ответственности лица, ФИО1,
рассмотрев по жалобе главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ФИО2 на постановление мирового судьи Теплоозерского судебного участка ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи Теплоозерского судебного участка ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На указанное постановление ФИО2 подана жалоба с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование вышеназванного постановления. В основание жалобы указано, что в полномочия и обязанности администрации входит выделение денежных средств муниципальным учреждениям при недостаточности денежных средства у учреждений для исполнения уставных полномочий. Бюджет района является дотационным, денежные средства выделяются для решения первоочередных нужд и исполнения только обязательных платежей, кредиторская задолженность растет, что не позволяет в полном объеме обеспечить исполнение большей части полномочий муниципального района, установленных законодательством РФ. При вынесении обжалуемого постановления судом не принято во внимание, что между администрацией МО «Облученский муниципальный район» и ООО «Оберег» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о реструктуризации долга, в связи с чем просит отменить вынесенное в отношении него постановление, производство по делу прекратить. Постановление мирового судьи автором жалобы получено не было, на судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ он не присутствовал, а так же было направлено ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с чем ему не было известно о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Глава администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» ФИО2, в судебное заседание не явился, извещался судом своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не просил.
Защитник привлекаемого к административной отнесенности лица ФИО1 просила восстановить срок для апелляционного обжалования постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку последнее в адрес главы не направлялось, было направлено по иному адресу, по которому должностное лицо не проживает. ФИО2 о вынесении в отношении него постановления узнал в начале октября и после того, как на «Госуслуги» ему поступили сведения о наложении административного штрафа в размере 10 000 рублей. Таким образом, данное постановление не получал и был лишен возможности своевременно подготовить и подать жалобу в установленные законом сроки. Доводы поданной апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.11 КоАП РФ. Суду показала, что администрацией района были утверждены объемы бюджетных ассигнований на содержание муниципальных образовательных учреждений и лимиты бюджетных обязательств до их получателей (распорядителей) были доведены, в подтверждение чему предоставила бюджетные сметы финансирования образовательных учреждений МО «Облученский муниципальный район» на 2021 финансовый год и плановый период 2022 и 2023 годов, планы финансово-хозяйственной деятельности. В дополнение указала, что для погашения образовавшейся перед ООО «Оберег» задолженности администрацией района с данной организацией был заключен договор реструктуризации задолженности, по которому обязательства исполняются и задолженность за рассматриваемый период погашена.
Прокурор ФИО в судебном заседании, не оспаривая доводы заявителя, по которым им не могла быть подана своевременно жалоба на постановление, и, полагая подлежащим восстановлению срок на апелляционное обжалование, с доводами самой жалобы не согласился, указав на ее необоснованность и напротив, законность вынесенного по делу постановления мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, … либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Как следует из материалов дела, постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО2 по указанному в постановлении прокурора Облученского района о возбуждении дела об административном правонарушении адресу - <адрес>.
Между тем, из данных паспорта о регистрации ФИО2, изучением доверенности и пояснений в судебном заседании защитника привлекаемого к ответственности лица ФИО1 установлено, что ФИО2 зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>.
По данному адресу вынесенное мировым судьей по делу об административном правонарушении постановление от ДД.ММ.ГГГГ не направлялось, соответственно не было получено адресатом по объективным причинам, а жалоба подана заявителем в десятидневный срок с того момента, когда он узнал о принятом в отношении него постановлении.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что срок на подачу жалобы должностным лицом не пропущен.
Рассмотрев доводы жалобы по существу, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, постановлением прокурора Облученского района от ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации МО «Облученский муниципальный район» ФИО2 по результатам анализа состояния законности в связи обращением генерального директора ООО «Оберег», в отношении главы администрации МО «Облученский муниципальный район» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.11 КоАП РФ по факту нарушения бюджетных обязательств при доведении денежных средств по оплате товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд по контрактам на огнезащитную обработку деревянных конструкций и обеспечению деятельности пожарной безопасности общеобразовательных учреждений.
Основанием возбуждения прокурором дела о правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.11 КоАП РФ, согласно описательной части одноименного постановления, послужили установленный им в ходе проверки факт образования у муниципальных образовательных учреждений <адрес> - МКОО ДО «Детская школа искусств» МО «Облученский муниципальный район», МБОУ «СОО №<адрес>», МБОУ СОШ №<адрес>, МБОУ СООШ №<адрес>, МБОУ СОШ №<адрес>, МБОУ СОШ №<адрес>, МКОУ СОШ №<адрес>, МКОУ СОШ №<адрес>, МКОУ «Основная общеобразовательная школа имени ФИО», МКОУ СОШ №<адрес>, МКОУ «Центр образования имени полного кавалера орлена Славы ФИО» <адрес>, МКДОУ «Детский сад №<адрес>», МКДОУ «Детский сад №<адрес>», МКДОУ «Десткий сад <адрес>», МКДОУ «Детский сад <адрес>», МКДОУ «Детский сад <адрес>», МКДОУ «Десткий сад <адрес>-завод» - задолженности перед ООО «Оберег» по муниципальным контрактам на огнезащитную обработку деревянных конструкций и обеспечению деятельности пожарной безопасности (услуг по сопровождению сигнала от контролера серии «Мираж/STEMAX») в размере 197 300 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Причиной образования указанной задолженности стало несвоевременное доведение администрацией Облученского района до указанных учреждений денежных средств из бюджета муниципального района.
По результатам рассмотрения постановления прокурора и материалов административного дела мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое должностным лицом постановление.
Принимая решение о возбуждении дела о правонарушении и по итогам его рассмотрения обжалуемое постановление, прокурор Облученского района и мировой судья пришли к выводу, что в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состав административного правонарушения установлен и доказан с соблюдением требований действующего законодательства.
Между тем данные выводы не учитывают следующее.
Статьей 15.15.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за несвоевременные распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются установленный порядок распределения, отзыва или доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до распорядителей или получателей бюджетных средств.
Объективная сторона правонарушения по ст. 15.15.11 КоАП РФ выражается в несвоевременном распределении, отзыве, доведении до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
При этом, под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. Лимит бюджетных обязательств может быть определен как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, в рамках которого подлежат установлению определенный на уровне соответствующего бюджета, а в данном конкретном случае – бюджета муниципального образования «Облученский муниципальный район», порядок распределения, отзыва, доведения до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, а так же его надлежащее соблюдение и исполнение уполномоченными на то субъектами.
Таковой порядок, как следует из представленных материалов, в рамках проведенной проверки прокурором не устанавливался, его соблюдение уполномоченными должностными лицами (лицом) администрации муниципального образования «Облучнский муниципальный район» не проверялось, равно, как и не проверялся сам факт доведения, в том числе и в предусмотренные нормативными документами сроки, бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до их распорядителей (получателей).
Между тем, данные признаки объективной стороны рассматриваемого правонарушения подлежали обязательному установлению, а безусловным подтверждением наличия его события сами по себе неисполненные образовательными организациями муниципального района обязательства перед ООО «Оберег» в виде образованной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженности по причине не доведения денежных средств из местного бюджета администрацией Облученского муниципального района, не является.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении. Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В силу ст. 28.4 КоАП РФ, закрепившей право прокурора в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое выносит прокурор, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Между тем, постановление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ описания события рассматриваемого правонарушения не содержит.
В данном постановлении указано, что главой администрации Облученского муниципального района ФИО2 не организовано своевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. При этом обстоятельства, при которых главой совершено данное деяние, в постановлении не описаны. В какие сроки, и в каком порядке должны были быть доведены бюджетные ассигнования до распорядителей и (или) лимиты бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств – муниципальных образовательных организаций, и которые не были соблюдены привлекаемым к ответственности лицом, при условии, что на него таковые обязательства возлагались, в постановлении не отражено.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Между тем, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю, защитнику юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
При рассмотрении дела мировым судьей указанное нарушение оставлено без должного внимания, событие вмененного главе администрации муниципального района административного правонарушения также не установлено, в принятом по делу судебном акте оно должным образом не описано. Судом первой инстанции оставлен без внимания вопрос о том, были ли фактически определены в муниципальном образовании предельные объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств в сфере образования, доводились ли лимиты бюджетных обязательств до их получателей – бюджетных и казенных учреждений образования муниципального района на их исполнение в текущем финансовом году, и лежала ли таковая обязанность непосредственно на главе администрации муниципального района, тогда как данные обстоятельства имеют правовое значение для привлечения лица к административной ответственности по ст. 15.15.11 КоАП РФ и правильного разрешения дела.
Между тем в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, составленное с нарушением требований статьи 28.2 указанного Кодекса, подлежало возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола (постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении) для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого решения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи Теплоозерского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ, внесенное в отношении главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» ФИО2 подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении, прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Постановление мирового судьи Теплоозерского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ, внесенное в отношении главы администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район ЕАО» ФИО2 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.11 КоАП РФ, прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, и вступает в силу по истечении указанного срока.
Судья Ю.С. Полежаева