№ 12-207/2022
66RS0001-01-2022-001114-97
РЕШЕНИЕ
25 марта 2022 года город Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Гейгер Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Коковина Ивана Николаевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 января 2022 года заместителю директора по реализации услуг производственного отделения «Нижнетагильские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» Коковину И.Н. по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе Коковин И.Н. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, указывает на отсутствие возможности выполнения работ по технологическому присоединению объекта энергоснабжения в установленный срок по независящим от сетевой организации причинам. Также указывает на отсутствие в своих действиях состава административного правонарушения, поскольку ответственность за нарушение сроков технологического присоединения на него, как на заместителя директора по реализации услуг, не возложена.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности Коковин И.Н., доводы жалобы поддержал в полном объеме. Указал, что решением Арбитражного суда Свердловской области постановление, вынесенное в отношении юридического лица, оставлено без изменения, вместе с тем, полагает, что ответственность за нарушение сроков технологического присоединения возложена на заместителя директора по капитальному строительству, он (Коковин И.Н.) не может повлиять на сроки технологического присоединения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности Коковина И.Н., оснований для отмены постановления не нахожу.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила № 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил № 861).
В пункте 7 Правил № 861 прямо предусмотрено, что заключение договора является одним из этапов процедуры технологического присоединения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать, в том числе, следующее существенное условие: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, не может превышать 1 год.
Согласно пункту 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил № 861;
д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
Как следует из материалов дела, между ОАО «МРСК Урала» и <иные данные> заключен договор № от 20 июля 2020 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Выданы технические условия № от 13 апреля 2020 года, которые являются неотъемлемой частью договора.
Из пункта 5 договора № следует, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения, то есть с 20 июля 2020 года по 20 января 2021 года.
В связи с тем, что со стороны <иные данные> не были выполнены мероприятия по технологическому присоединению, 26 февраля 2021 года было заключено дополнительное соглашение № к договору №, согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению продлен до 30 июня 2021 года.
Одним из существенных условий договора, в соответствии с пунктом 16 Правил № 861, является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срока, установленного Правилами № 861.
Правилами № 861 четко определены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению и на усмотрение сетевой организации такие сроки не относятся. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный в абзаце 9 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 – 06 месяцев.
Согласно пункту 1 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 90 Правил № 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранений - замечаний вне зависимости от факта выполнения технических условий со стороны сетевой организации.
По результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация составляет акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению № 15 (абзац 1 пункта 88 Правил № 861).
Акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, указанных в пункте 14 Правил № 861, и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра (абз. 3 пункта 88 Правил № 861).
Согласно представленным материалам, датой окончания осуществления сетевой организацией мероприятий, предусмотренных пунктом 10.2.1 технических условий №, является 09 ноября 2021 года (акт о приемке выполненных работ от 09 ноября 2021 года)
Выполнение сетевой организацией мероприятий, предусмотренных пунктами 10.2.1, 10.2.2 технических условий, подтверждается актом о приемке выполненных работ за февраль 2021 года №.
Письмом от 26 ноября 2021 года № «Об окончании мероприятий по технологическому присоединению», подписанным заместителем директора по реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Коковиным И.Н., ОАО «МРСК Урала» уведомило заявителя о готовности произвести фактическое присоединение энергетических установок к сетям ОАО «МРСК Урала».
Таким образом, ОАО «МРСК Урала» не соблюден срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный пунктом 16 Правил № 861 и публичным договором, а именно мероприятия до границ участка заявителя, предусмотренные пунктами 10.1.1, 10.2.1, 10.2.2 технических условий, выполнены после истечения шестимесячного срока со дня заключения договора, то есть после 20 января 2021 года.
На основании вышеизложенного, с учетом требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Коковин И.Н., являясь заместителем директора по реализации услуг производственного отделения «Нижнетагильские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго», ответственным за своевременное и качественное выполнение договоров о подключении (технологическом присоединении), имея возможность организовать своевременное технологическое присоединение к сетям энергоснабжения, не принял к этому исчерпывающих мер.
По факту выявленного нарушения должностным лицом УФАС по Свердловской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующий требованиям статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Коковиным И.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела, в том числе: актами о приемке выполненных от 09 ноября 2021 года, актом о приемке выполненных работ за февраль 2021 года, договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20 июля 2020 года №, техническими условиями № от 13 апреля 2020 года; письмом от 26 ноября 2021 года № «Об окончании мероприятий по технологическому присоединению», подписанным заместителем директора по реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Коковиным И.Н., приказом (распоряжением) о приеме от 16 июля 2019 года о приеме Коковина И.Н. на должность заместителя директора по реализации услуг производственного отделения «Нижнетагильские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».
Оценив добытые доказательства, в совокупности с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности Коковина И.Н. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно квалифицировав его действия.
Доводы Коковина И.Н. о том, что он не является субъектом административной ответственности, опровергаются материалами дела. Так в силу пункта 4.7.8 Приказа от 09 октября 2019 года № 884 «О распределении обязанностей, прав и ответственности между заместителями директора, главным инженером» заместитель директора по реализации услуг обязан контролировать своевременное исполнение мероприятий по процедуре технического присоединения в соответствии с договором ТП в рамках компетенции. В силу пункта 4.9 данного Приказа заместитель директора по реализации услуг несет ответственность за нарушение сроков технологического присоединения по причинам, связанным со сроками строительства объектов электросетевого хозяйства. Таким образом, прихожу к выводу, что Коковин И.Н. является надлежащим субъектом правонарушения, поскольку материалами дела подтверждается, что нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению непосредственно связано с нарушением сроков строительства линии электропередач.
Доводы жалобы о невозможности исполнения договора № в установленные сроки в связи с введенными на территории Свердловской области ограничениями, вызванными распространением коронавирусной инфекции, не являются обоснованными и не свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено Коковину И.Н. в минимальном размере санкции нормы частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное, не имеется.
Существенного нарушения процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя директора по реализации услуг производственного отделения «Нижнетагильские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» Коковина Ивана Николаевича оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Е.Ф. Гейгер