ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2080/2016 от 20.12.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-2080/2016

(в районном суде № 5-639/2016) Судья Тренина Л.А.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., рассмотрев 20 декабря 2016 года в открытом судебном заседании в помещении суда, с участием старшего прокурора отдела Санкт-Петербургской городской прокуратуры Рыбаловой О.А., при секретаре Николаенко А.С., административное дело по протесту прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга на постановление судьи Пушкинского районного суда города Санкт-Петербурга от 22 ноября 2016 г. в отношении

Кольца В. И., <дата> года рождения, уроженца <...>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, временно исполняющего обязанности <...>

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга от <дата> в отношении должностного лица <...>Кольца В.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, за умышленное невыполнение требования прокурора, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом, - отказ в предоставлении сведений и документов, а также проведении проверки.

Постановлением судьи Пушкинского районного суда города Санкт-Петербурга от 22 ноября 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении Кольца В. И. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте прокурора прокуратуры Пушкинского района Санкт-Петербурга Карпекина С.А. содержится просьба об отмене постановления суда как незаконного и необоснованного и о возврате дела на новое рассмотрение в Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга. В протесте указывается, что судом в нарушение требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Так, оставлены без внимания положения Указа Президента РФ от 01.04.2016 № 147, которым утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. В силу п. 3 указанного плана, органам прокуратуры поручено провести проверки соблюдения лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных органах исполнительной власти, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам. Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Вышеприведенное положение согласуется с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1), поскольку предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение

законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Прокурор на основании ч. 1 ст. 22 Закона № 2202-1 вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. При этом, ч. 2.1 ст. 4 Закона № 2202-1 предусмотрено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных. В силу п. 7.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора. Аналогичное положение закреплено в Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22.11.2013 № 506, согласно п. 2.1 которой получение персональных данных осуществляется, в том числе в области противодействия коррупции. Также, вышеуказанной Инструкцией предусмотрено, что основанием для запроса персональных данных является проведение проверки в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, а также реализация плановых и иных проверочных мероприятий. Кроме того, вопрос принятия должностными лицами органов прокуратуры специального мотивированного решения о проведении проверки регулируется ст. 17 Закона № 2202-1, которой предусмотрено право Генерального прокурора Российской Федерации на издание организационно-распорядительных документов, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации. На основании изложенного, органы прокуратуры наделены полномочиями по проведению проверок в сфере противодействия коррупции и им предоставлено право на обработку персональных данных при реализации возложенных полномочий. В силу ст. 52 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. При таких обстоятельствах действия должностного лица <...>Кольца В.И. образуют состав инкриминируемого ему административного правонарушения, выразившееся в умышленном невыполнении законных требований прокурора, отказ в предоставлении сведений о доходах должностного лица.

Старший прокурор отдела Санкт-Петербургской городской прокуратуры О.А. Рыбалова в ходе рассмотрения протеста изложенные в нем доводы поддержала.

В ходе рассмотрения протеста <...>Кольца В.И. и его защитник Аристова М.В. возражали против его удовлетворения, представили возражения, согласно которым проверка сотрудником прокуратуры может быть проведена только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов. При этом, правом на проведение проверки справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц ОМВД района сотрудники прокуратуры не наделены. Обязанности по предоставлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки, либо выходящих за ее пределы не допустимы.

Изучив материалы дела и доводы протеста, выслушав участников процесса, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда.

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности, а принятое решение должно быть мотивированным.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом указанные требования закона не выполнены.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Пушкинского района во исполнение задания прокуратуры города, п. 3 Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147, приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 04.05.2016 № 263 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы», п. 1 Комплексного плана противодействия коррупции на 2016-2018 годы, утвержденного прокурором Санкт-Петербурга 13.05.2016, на 02.08.2016 было запланировано проведение проверки соблюдения ОМВД России по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ), в связи с чем, 29.07.2016 в адрес руководителя ОМВД России по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга направлено соответствующее уведомление № 02-135в-2016, которое получено проверяемым органом 01.08.2016.

<дата> в 15 час. 06 мин. в ОМВД России по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, к <...>Кольца В.И. прибыли заместитель прокурора Пушкинского района Санкт-Петербурга <...> О.И., старший помощник прокурора района <...> Е.П. и помощник прокурора района <...> Ю.С. для проведения проверки соблюдения требований Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Однако требуемые документы, а именно справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должностных лиц ОМВД России по Пушкинскому району г. Санкт-Петербурга, замещающих должности категории «руководители», а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей за 2014-2015 гг. <...>Кольца В.И. работникам прокуратуры отказался предоставлять, при наличии такой возможности, в проведении проверки отказано по причине отсутствия соответствующих оснований и полномочий у органов прокуратуры, что отражено в акте проверки от <дата>№..., в котором Кольца В.И. поставил соответствующую отметку об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений и документов. Таким образом, законные требования прокурора не выполнены.

Прекращая производство по делу, суд указал, что должностное лицо <...>Кольца В.И., руководствуясь положениями ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", предусматривающей, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, правомерно отказал в предоставлении сведений по требованию прокурора.

Однако согласиться с указанным выводом суда не представляется возможным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение должностным лицом требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Ссылаясь в постановлении на отсутствие в запросе указания на положение федерального закона, устанавливающего право на получение конфиденциальной информации, суд не принял во внимание вышеприведенные положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", из которых следует, что требование прокурора, связанное с проведением в отношении должностного лица проверки, подлежит безусловному исполнению.

Судом также не было учтено, что согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в связи с осуществлением прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях необходимую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Таким образом, пределы реализации прокурором полномочий по надзору в сфере, на которую распространяется действие законодательства об охраняемой законом тайне (конфиденциальной информации), не ограничены, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Согласно п. 7.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, при этом указанным Федеральным законом не устанавливается абсолютный запрет на доступ к персональным данным.

По общему правилу операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Федерального закона "О персональных данных").

Как следует из положений ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 2.1) и ст. 10 Федерального закона "О персональных данных" (п. 7.1 ч. 2), органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать и иные сведения, относящиеся к персональным данным. В соответствии с Инструкцией о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора (утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 506), разработанной в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", федеральными законами "О персональных данных", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регламентирующей единый порядок обработки персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора, реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", прокуроры при осуществлении установленных законодательством Российской Федерации полномочий вправе получать следующую информацию о субъекте персональных данных: 1) анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания; 2) сведения о гражданстве, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность и гражданство (включая серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ); 3) сведения об образовании, квалификации и о наличии специальных знаний или специальной подготовки; 4) сведения о трудовой деятельности, опыте работы, занимаемой должности, трудовом стаже, повышении квалификации и переподготовке; 5) сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о месте работы или учебы членов семьи; 6) сведения о состоянии здоровья и наличии заболеваний, о нахождении на различных медицинских учетах; 7) сведения об отношении к воинской обязанности; 8) сведения о доходах, расходах, налоговых обязательствах и иных обязательствах имущественного характера; 9) сведения об идентификационном номере налогоплательщика; 10) сведения о социальных льготах и о социальном статусе; 11) сведения о судимости, о привлечении к уголовной, административной или иного вида ответственности; 12) сведения об имуществе (недвижимости, транспортных средствах и др.); 13) сведения о предпринимательской деятельности субъекта персональных данных и членов его семьи; 14) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иными правовыми актами Российской Федерации (в том числе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные их супругов и несовершеннолетних детей); 15) персональные данные лиц, на которых распространяются установленные законодательством о противодействии коррупции запреты, ограничения и обязанности; 16) персональные данные иных лиц в целях выявления правонарушений (в том числе нарушений законодательства о противодействии коррупции); 17) иные персональные данные, необходимые для целей осуществления прокурорского надзора.

Таким образом, требование прокурора о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данных работников организации не выходит за пределы предоставленных прокурору полномочий, а изложенные в постановлении выводы противоречат действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену вынесенного постановления и направление дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 22 ноября 2016 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица <...>Кольца В.И. – отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица <...>Кольца В.И., направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья А.В. Исаева