ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-208/18 от 26.11.2018 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-207/2018

Дело № 12-208/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Советского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Шилина Л.В.,

с участием должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - ст. государственного инспектора ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО1,

при секретаре Корчемкиной Е.С.,

рассмотрев жалобы генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Турсунт» на постановления старшего государственного инспектора ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО1 (номер) и (номер) от 10.10.2018 г. о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 и ч.1 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО1 (номер) от 10.10.2018 г. ООО «Турсунт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО1 (номер) от 10.10.2018 г. ООО «Турсунт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с принятыми постановлениями должностного лица, генеральный директор ООО «Турсунт» обратился в Советский районный суд ХМАО-Югры с жалобами, в которых просит постановления отменить, обосновывая свои доводы тем, что ООО «Турсунт» незаконно привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.32 и ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, так как ответственность за данные административные правонарушения должно нести иное лицо - ИП ФИО2, с которым у ООО «Турсунт» ранее был заключен договор на выполнение работ по расчистке трассы нефтепровода, они всего лишь выполняли подрядные работы на (Наименование) лицензионных участках по договору (номер) от 23.11.2017г. для ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», именно он является арендатором земельного участка, на котором выявлено нарушение правил санитарной и пожарной безопасности в лесах.

В судебное заседание представитель юридического лица - ООО «Турсунт» не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя юридического лица.

Ст. государственный инспектор ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, начальник Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО1 просит оставить оспариваемые постановления без изменения, указав, что вина юридического лица в инкриминируемых правонарушениях доказана имеющимися материалами.

Определением судьи Советского районного суда ХМАО - Югры от 26.11.2018г. жалобы генерального директора ООО «Турсунт» ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.31 и ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, объединены в одном производстве.

Судья, проверив материалы административных дел, изучив доводы жалоб, выслушав мнение должностного лица, приходит к следующему.

Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1 Правил).

Так, на основании пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, а согласно подп. «а» пункту 33 тех же Правил, при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется: содержать территории, отведенные под буровые скважины и другие сооружения, в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии.

Приказом Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2018 г. № 17- нп "Об установлении пожароопасного сезона 2018 года на территории Ханты - Мансийского автономного округа - Югры" установлен пожароопасный сезон с 23.04.2018 г. по настоящее время.

Частью 1 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.

В соответствии со статьей 60.3 ЛК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 14 которых при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Пунктом 25 Правил установлено, что не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Из материалов дела следует, что 24.07.2018 г. в 10:33 при проведении плановой выездной проверки на основании распоряжения заместителя руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2018г. (номер) на участке лесного фонда в границах (адрес) на прилегающей территории к кустовой площадке (номер) ЦДНГ-1 ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», установлено размещение (хаотично, навалом) порубочных остатков древесины хвойных и лиственных пород, (не очищенных от сучьев), которые являются горючими материалами, в непосредственной близости с лесными насаждениями, примыкающими к границе вышеуказанного объекта, на протяжении 50 м., при этом минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра, отсутствует, тем самым нарушены требования п.16, подп. «а» п.33 Правил пожарной безопасности в лесах, требования п.14, п.25 Правил санитарной безопасности в лесах, выразившиеся в непринятии мер для своевременного выполнения работ по очистке мест рубок от порубочных остатков, древесины; прокладке минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра и содержании ее в очищенном от горючих материалов состоянии.

В связи с этим уполномоченным должностным лицом в отношении ООО «Турсунт» 19.09.2018г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32, ч.1 ст.8.31 КоАП РФ, и 10.10.2018г. вынесены обжалуемые постановления.

Факт совершения ООО «Турсунт» названных административных правонарушений подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: актом проверки (номер) от 30.08.2018, отчетом Советского отдела Природнадзора Югры о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Лукойл-Западная Сибирь» с фототаблицей, договором (номер) 3269 от 23.11.2017г. на выполнение подрядных работ на ФИО14 лицензионных участках ООО «Турсунт» для ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», протоколом об административном правонарушении (номер) и (номер) от 19.09.2018. Существенных нарушений при составлении вышеуказанных документов, влекущих безусловную отмену оспариваемых постановлений, не установлено.

Согласно данных Интернет-ресурса «публичная кадастровая карта», обследованный лесной участок поставлен на учет 03.12.2005 г., имеет (номер) и относится к категории «Земли лесного фонда».

Вышеуказанный земельный участок по договору аренды (номер) от 01.12.2009 г., администрацией Советского района передан с 23.10.2009 г. на неопределенный срок ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» под промобъекты на (Наименование) месторождении нефти, в том числе и под размещение куста (номер), что подтверждается п.п. 38-40, 51-54, 63-66 приложения к вышеуказанному договору. Данная кустовая площадка является действующей и эксплуатируется ООО «Турсунт» на основании п. 2.1 договора (номер) от 23.11.2017г.

Факт нарушения правил санитарной и пожарной безопасности на лесном участке и аренды этого участка ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» никем не оспаривается.

Следует признать несостоятельными доводы жалобы о том, что нарушение правил санитарной и пожарной безопасности на арендованном ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» лесном участке стало возможным вследствие ненадлежащего выполнения договорных обязательств другим лицом - ИП ФИО2, которое было привлечено ООО «Турсунт» по договору от 01.04.2018г. для выполнения работ по расчистке трасс нефтепровода от поросли (древесной и кустарниковой растительности) на ФИО14 месторождении и утилизации порубочных остатков.

Как усматривается из договора, на который ссылается автор жалоб, срок оказания услуг по этому договору сторонами был определен с 01.04.2018г. по 31.05.2018г. (п.1.2 Договора), тогда как лесонарушение выявлено 24.07.2018г., сведений о продлении договора или о заключении между ИП ФИО2 и ООО «Турсунт» нового договора по тому же предмету не имеется.

Во-вторых, речь в договоре идет о выполнении работ на (Наименование) месторождении ((адрес)), тогда как вменяемое правонарушение совершено на (Наименование) месторождении, которое находится на территории Советского района ХМАО-Югры в границах (адрес), т.е. представленный договор никакого отношения к рассматриваемому делу не имеет.

В данном случае нельзя говорить и об ответственности арендатора (заказчика) ООО «Лукойл-Западная Сибирь», т.к. ООО «Турсунт» по договору (номер) от 23.11.2017г. выполняет подрядные работы - все виды деятельности, направленные на рациональное функционирование и эффективную эксплуатацию (Наименование) лицензионных участков с целью добычи углеводородов, в т.ч. разработка, добыча, включая геологические, геофизические и геохимические исследования и анализы, хранение и транспортировка углеводородов до места их оперативного учета, подземный и капитальный ремонт скважин, капитальный и текущий ремонт оборудования, зданий и сооружений, содержание автомобильных дорог, а также прочие работы, относящиеся к выполняемым по настоящему Договору. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса Работ, направленных на рациональное функционирование и эксплуатацию (Наименование) лицензионных участков с целью добычи углеводородов. Работы подлежат выполнению с 01.01.2018 года по 31.12.2018года (п.1.1.2, п.2.1, п. 3.3 Договора).

В виду того, что ООО «Турсунт» является единственным пользователем обследованного лесного участка и присутствия иных хозяйствующих субъектов на данном участке в 2018 году не установлено, вывод должностного лица о привлечении ООО «Турсунт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение требований п. 16, подп. «а» п. 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. (номер), и части 1 статьи 8.31 КоАП РФ за нарушение требований п. 14, п. 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 г. (номер), следует признать обоснованным.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.

Вместе с тем суд считает необходимым изменить обжалуемые постановления в части назначенного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

По смыслу абзаца 9 п. 4 указанных разъяснений, высшей судебной инстанции, если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

При вынесении указанных постановлений в отношении ООО «Турсунт» должностным лицом положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.

Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения требований природоохранного законодательства, выявленные в ходе одной проверки, были допущены в результате как действия, так и бездействия.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении ООО «Турсунт» было подведомственно одному должностному лицу.

Следовательно, ООО «Турсунт», совершив в результате действия и бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.8.31 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

С учетом характера и степени общественной опасности выявленных нарушений экологического законодательства, считаю необходимым изменить обжалуемые постановления (номер) и (номер) ст. государственного инспектора ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО1 и назначить ООО «Турсунт» наказание по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб., в остальной части указанные постановления должностного лица оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление (номер) ст. государственного инспектора ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО1 от 10.10.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, постановление (номер) старшего государственного инспектора ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры ФИО1 от 10.10.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении ООО «Турсунт» изменить, назначить ООО «Турсунт» административное наказание за совершение указанных правонарушений по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части указанные выше постановления оставить без изменения, жалобы генерального директора ООО «Турсунт» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Л.В. Шилина