Дело № 12-208/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Бор, Нижегородская область 11 ноября 2020 года
Судья Борского городского суда Нижегородской области Калынова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Экстремальные виды спорта» на постановление заместителя начальника Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области №83 от 05.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ООО «Экстремальные виды спорта»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области №83 от 05.08.2020 года ООО «Экстремальные виды спорта» (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
ООО «Экстремальные виды спорта» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление.
В судебном заседании защитник ООО «Экстремальные виды спорта» - адвокат А.Н.А., действующий на основании ордера, которому разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, пояснил, что Общество фактически соглашается с вменяемым правонарушением, на данный момент нарушение устранено. Просил изменить наказание, назначив наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего.
Заместитель начальника Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Е.Д.А. не возражал против снижения судом размера административного штрафа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая взывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. «д» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Пунктом 1 статьи 27 Закона № ЗЗ-ФЗ определено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Частью 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что в соответствии с Паспортом на охраняемый объект природного комплекса населенных пунктов регионального значения «Озеро Юрасовское», утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 07.08.2009 № 572, на территории памятника природы запрещаются следующие виды деятельности, влекущие за собой нарушение сохранности памятника природы: предоставление земельных участков в частную собственность, геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых, взрывные работы, проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, любые другие действия, приводящие к изменению гидрологического режима, складирование и захоронение любых отходов, загрязнение и замусоривание территории, применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств залиты растений и стимуляторов роста.
Вместе с тем, в Паспорте указано, что на территории охраняемого объекта природного комплекса населенных пунктов регионального значения «Озеро Юрасовское» могут проводиться мероприятия по благоустройству.
Согласно Паспорту, работы по благоустройству охраняемого объекта природного комплекса населенных пунктов регионального значения «Озеро Юрасовское» должны проводиться по специальному проекту, согласованному с министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
На основании Постановления администрации городского округа г.Бор Нижегородской области от 07.04.2020 № 1684 между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Бор Нижегородской области и ООО «Экстремальные виды спорта» заключен Договор о размещении объекта «элементы благоустройства территории» от 07.04.2020 № 48 на земельных участках, расположенных по адресу: г.Бор, к юго-западу от ул.Юрасовская, д.26 в районе озера Юрасовское.
В апреле-мае 2020 года Минэкологии Нижегородской области рассмотрены материалы по вопросу согласования предпроектной документации по строительству парка активного отдыха рядом с о.Юрасовским.
Согласно представленным ООО «Экстремальные виды спорта» материалам, земельный участок, испрашиваемый для строительства парка активного отдыха находится в непосредственной близости, но не затрагивает границы охраняемого объекта природного комплекса населенных пунктов регионального значения «Озеро Юрасовское».
В рассмотренной Минэкологии Нижегородской области предпроектной документации по строительству парка активного отдыха рядом с озером Юрасовским информации о расположении объектов строительства в границах ООПТ ( т.е. в самом озере) отражено не было.
Согласно п. 3.4.6. Договора о размещении объекта, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г.о.г.Бор Нижегородской области и ООО «Экстремальные виды спорта» № 59 от 20.05.2020, ООО «Экстремальные виды спорта» обязуется осуществлять размещение объекта «элементы благоустройства территории» в границах территории охраняемого объекта природного комплекса населенных пунктов регионального значения «Озеро Юрасовское» по специальному проекту, согласованному с министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Поскольку проектируемый парк активного отдыха связан со строительством вейкбордического парка в акватории озера Юрасовского, проектная документация объектов, строительство которых предполагается осуществлять в границах ООПТ регионального значения, подлежит, согласно Паспорту, обязательному согласованию с Минэкологии Нижегородской области.
Между тем, проект на осуществление работ на территории охраняемого объекта природного комплекса населенных пунктов регионального значения «Озеро Юрасовское» на согласование в Минэкологии Нижегородской области не поступал.
Таким образом, ООО «Экстремальные виды спорта» производят работы по монтажу металлических опор непосредственно на водном объекте (в границах ООПТ) без согласования проектной документации на проведение работ с Минэкологии Нижегородской области, что является нарушением п.1 ст.27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ч.1 ст.34, ч.1 ст.58, ч.2 ст.59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Нижегородской области от 07.08.2009 г. № 572, т.е. осуществляет хозяйственную деятельность, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, связанную с использованием охраняемого объекта природного комплекса населенных пунктов регионального значения «Озеро Юрасовское».
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении №83 от 16.07.2020 г. (л.д.10-14 административного материала),
- сообщением от 16.06.2020 г. (л.д.25 административного материала),
- фотоматериалом (л.д.26-28 административного материала),
- актом обследования территории №368 от 17.06.2020 г. (л.д.30-31 административного материала),
- проектом благоустройства (л.д.63-69 административного материала) и другими.
Не доверять указанным документам у суда нет оснований, поскольку они составлены с учетом требований КоАП РФ и являются допустимыми.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.
Таким образом, действия ООО «Эктремальные виды спорта» правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по ст.8.39 КоАП РФ.
Вынесенное должностным лицом постановление отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст.24.5 КоАП РФ, по делу не усматривается.
Между тем, судья приходит к выводу о том, что заслуживает внимания довод об уменьшении (снижении размера) административного штрафа по делу об административном правонарушении ниже низшего предела по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Согласно положений ч.ч.1, 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеназванные положения КоАП РФ, санкцию ст.8.39 КоАП РФ, предусматривающую наложение на юридических лиц административного штрафа от 300 000 до 500 000 рублей, учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние общества, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к выводу о том, что имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер наложенного на ООО «Эстремальные виды спорта» административного штрафа до 150 000 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица в части размера назначенного ООО «Экстремальные виды спорта» административного наказания, подлежат изменению, в остальной их части – оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области №83 от 05.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ООО «Экстремальные виды спорта» изменить, снизив размер административного штрафа до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление заместителя начальника Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области №83 от 05.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ООО «Экстремальные виды спорта» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.М. Калынова