ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-208/2018 от 11.04.2018 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-208/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Абакан Республика Хакасия 11 апреля 2018 г.

Судья Абаканского городского суда Республики Хакасия Ю.В. Шипанов,

при секретаре Е.С. Конгаровой,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, министра спорта Республики Хакасия ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, на постановление заместителя Министра финансов Республики Хакасия – руководителя контрольно-правового департамента по делу об административном правонарушении от 13.02.2018 о его привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.02.2018 должностное лицо ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1, обратился в суд с жалобой на постановление заместителя Министра финансов Республики Хакасия – руководителя контрольно-правового департамента по делу об административном правонарушении от 13.02.2018, которым он привлечён к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. Указал, что расходы на содержание имущества, находящегося в оперативном управлении Министерства спорта Республики Хакасия, относятся к текущей деятельности аппарата и предусмотрены республиканским бюджетом Республики Хакасия в рамках реализации мероприятий государственной программы « Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2016-2020 годы». В ведомственной структуре расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2017 год, утвержденной Законом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, расходы по КБК относятся к текущему содержанию аппарата и направлены на оплату коммунальных услуг. Соответственно принцип адресности и целевого характера расходования бюджетных средств республиканского бюджета Республики Хакасия соблюден. В оперативном управлении Министерства спорта Республики Хакасия имеется 8 служебных квартир, в том числе квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 1 статьи 158. Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Министерством в рамках действующего законодательства, предусматривающего заключение с собственником помещения договора на предоставление коммунальных услуг заключен Контракт от 22.04.2016 года с <данные изъяты>», сроком действия с 01.01.2016 года по 31.12.2016 года. На 01.01.2017 года по данному контракту возникла кредиторская задолженность на сумму 11119,99 рублей. Получатель бюджетных средств имеет право направить на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет часть объемов текущего финансирования в пределах утвержденных на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств. При этом необходимым условием принятия обязательства прошлого года в текущем году для казенного учреждения является соблюдение условия не превышения лимитов бюджетных обязательств, доведенных на текущий финансовый год по соответствующим кодам классификации расходов бюджета (письмо Минфина России от 25.03.2013 ДД.ММ.ГГГГ). Как правило, погашение кредиторской задолженности, возникшей у получателей средств бюджета публично-правового образования в прошлом финансовом году, осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего публично-правового образования. Таким образом, кредиторская задолженность прошлого года может быть исполнена за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года, в том числе и за счет дополнительно доведенных. Погашение указанной задолженности осуществляется с соблюдением условия непревышения лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению на текущий финансовый год по соответствующему коду классификации расходов бюджета. Считает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения. Также считает, что в его действиях отсутствует умысел в совершении противоправного деяния. При этом специалисты финансового ведомства, а также арбитры неоднократно указывали на то, что при квалификации нарушений, выразившихся в нецелевом использовании бюджетных средств, следует рассматривать только правонарушения с умышленной формой вины. Просил постановление от 13.02.2018 отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал по тем же основаниям.

Представитель Министерства финансов по Республике Хакасия ФИО2, действующая на основании доверенности от 29.12.2017, считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.

Судья, выслушав участвующих лиц, огласив жалобу, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с ст. 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Прокуратурой Республики Хакасия проведена проверка соблюдения Министерством спорта РХ бюджетного законодательства при использовании бюджетных средств на оплату коммунальных услуг за пользование жилыми помещениями, предоставленными сотрудникам подведомственных учреждений по договорам найма служебного помещения.

Установлено, что распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Министерству на праве оперативного управления переданы следующие жилые помещения (квартиры):

в <адрес> по адресам: <адрес>;

в <адрес> по адресам: <адрес>

Данным квартирам присвоен статус служебных квартир, что подтверждается информацией Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия.

Министерством заключены договоры найма служебного жилого помещения: от 14.05.2015 с ФИО5 (<адрес> от 14.09.2015 с ФИО6 (<адрес>), от 16.02.2017 с ФИО12 (<адрес>), от 20.11.2015 с ФИО8 (<адрес> от 30.05.2014 с ФИО9 (<адрес>

Согласно части 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу требований статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ч. 1).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 2).

Частями 3, 4 и 4.1 названной выше статьи ЖК РФ также предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного и или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

Таким образом, наниматели служебных жилых помещений, переданных им по соответствующим договорам найма служебных жилых помещений, обязаны вносить плату за потребленные ими коммунальные услуги.

Как установлено проверкой. Министерством заключены следующие договоры на предоставление коммунальных услуг для вышеобозначенных жилых помещений:

- от 20.03.2017 с <данные изъяты> на поставку и использование тепловой энергией в горячей воде (в отношении жилых помещений в <адрес>

- от 22.04.2016 и от 20.01.2017 с <данные изъяты> на управление, содержание, и текущий ремонт помещения в многоквартирном жилом <адрес>;

от 10.05.2016 и от 23.03.2017 с <данные изъяты>» на управление, содержание и текущий ремонт помещения в многоквартирном жилом доме по <адрес>;

от 23.03.2017 с <данные изъяты>» на предоставление коммунальных услуг по жилому помещению по адресу: <адрес>

от 11.01.2016 с <данные изъяты>» на предоставление услуг энергоснабжения жилых помещений (<адрес>

- от 29.01.2016 с <данные изъяты> на предоставление коммунальных услуг (в отношении жилых помещений в <адрес>

В период 2016 г. - июль 2017г. перечисленными выше организациями за предоставленные услуги Министерству выставлены акты выполненных работ.

На основании данных актов Министерством произведена оплата выполненных работ заявками на кассовый расход по КБК , назначение платежа «коммунальные услуги»: в пользу <данные изъяты> от 28.07.2017 № на общую сумму 27 640,01 руб.; в пользу <данные изъяты> от 13.09.2017 №, № на общую сумму 11741,45 руб.; в пользу <данные изъяты> от 28.07.2017 № на общую сумму 465,82 руб.

Всего Министерством в указанный период произведено расходование бюджетных средств на оплату коммунальных платежей в пользу названных выше ресурсоснабжающей и управляющих компаний на общую сумму 43847,28 руб.

Вместе с тем, статьей 38 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В статье 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с ведомственной структурой расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2017 г., утвержденной Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 , расходы по целевой статье , по которой произведены рассматриваемые расходы, относятся к реализации мероприятий Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2016 - 2020 годы».

Перечень основных мероприятий государственной программы Республики Хакасия «Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2016 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 554 (в ред. от 22.08.2017), не включает расходы по оплате коммунальных услуг, предоставленных по договорам найма служебных помещений.

В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает, в том числе целевой характер использования предусмотренных бюджетных ассигнований.

В нарушение указанной нормы Министерством не обеспечен целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Следовательно, расходование Министерством бюджетных средств на общую сумму 43 847,28 руб. на оплату коммунальных услуг за пользование жилыми помещениями, предоставленными сотрудникам подведомственных учреждений по договорам найма служебного помещения, за счет средств, предусмотренных на выполнение программных мероприятий «Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2016 - 2020 годы», не соответствует целям, определенным Законом Республики Хакасия от 23.12.2016 № 114-ЗРХ о республиканском бюджете на 2017 г. и в силу статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Постановлением заместителя Министра финансов Республики Хакасия - руководителем контрольно-правового департамента по делу об административном правонарушении должностное лицо - министр спорта Республики Хакасия ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.

Статьей 2.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в Кодексе понимается лицо, постоянно, временно, или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

На момент совершения административного правонарушения ФИО1 являлся исполняющим обязанности Министра спорта Республики Хакасия (распоряжение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах должностное лицо административного органа, рассматривавшее дело, оценив полно, объективно и всесторонне в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1, как исполняющего обязанности руководителя учреждения, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Доводы в жалобе, которые сводятся к отрицанию в действиях ФИО1 состава инкриминированного правонарушения, не могут являться основанием к отмене оспариваемого акта, поскольку опровергаются представленными административным органом доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Между тем, с учетом всех обстоятельств данного дела, полагаю возможным признать совершенное ФИО1 правонарушение малозначительным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя Министра финансов Республики Хакасия – руководителя контрольно-правового департамента по делу об административном правонарушении от 13.02.2018, о привлечении Министра спорта Республики Хакасия ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.

Объявить Министра спорта Республики Хакасия ФИО1 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток, путем подачи жалобы через Абаканский городской суд.

Судья

Абаканского городского суда Ю.В. Шипанов