Дело № 12-4/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Липецк 25 февраля 2019 года
Судья Правобережного районного суда г. Липецка Харченко С.В., рассмотрев жалобу ООО «Акзо Нобель Коутингс» на постановление по делу об административном правонарушении Управления Росприроднадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ООО «Акзо Нобель Коутингс» было привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 125 000 рублей,
установил:
Согласно протоколу по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области ФИО1 по результатам рассмотрения информации АО «ЛГЭК» о несоблюдении экологических требований при обращении с опасными веществами в деятельности ООО «Акзо Нобель Коутингс» установлен состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ, а именно ДД.ММ.ГГГГ в 13-30 установлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными веществами – сточными водами, сбрасываемыми ООО «Акзо Нобель Коутингс» в контрольный колодец, расположенный по адресу: <адрес> в которых в нарушение Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644, и нормативов, утвержденных постановлением администрации г.Липецка от 29.11.2016 г. №2140, установлены превышения содержания загрязняющих опасных веществ: железа, свинца и цинка, меди.
Постановлением по делу об административном правонарушении Управления Росприроднадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Акзо Нобель Коутингс» было привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 125 000 рублей.
В жалобе на данное постановление генеральный директор ООО «Акзо Нобель Коутингс» просит его отменить.
В судебном заседании представители ООО «Акзо Нобель Коутингс» по доверенности ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 доводы жалобы поддержали.
Представитель Управления Росприроднадзора по Липецкой области по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, просила в ее удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ЛГЭК» и « ООО «Акзо Нобель Коутингс» (Абонент) заключен договор водоотведения, по условиям которого ОАО «ЛГЭК» осуществляет прием сточных вод Абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, а Абонент обязуется соблюдать режим и нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод.
В результате отбора ДД.ММ.ГГГГ АО «ЛГЭК» проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения по адресу: <адрес> выявлены превышения содержания загрязняющих веществ: железа, свинца и цинка, меди.
Из протокола об административном правонарушении следует, что в действиях ООО «Акзо Нобель Коутингс» установлены нарушения правил обращения с опасными веществами, которые содержатся в сточных водах, а именно Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644, и нормативов, утвержденных постановлением администрации г.Липецка от 29.11.2016 г. №2140.
Согласно пункту 113 Правил значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Согласно пункту 114 Правил организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон (п.114 Правил).
Таким образом, законодатель допускает возможность превышения с учетом установления определенных значимых обстоятельств.
Вместе с тем, в Российской Федерации все потенциально опасные химические и биологические вещества подлежат включению в Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ на основании Постановления Правительства РФ от 20.07.2013 г. N 609 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ", который ведет соответствующее федеральное бюджетное учреждение здравоохранения, находящееся в ведении Роспотребнадзора.
При этом, согласно пункту 6 Положения о ведении регистра содержащаяся в регистре информация может использоваться в целях осуществления государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальных веществ (соединений) природного или искусственного происхождения, способных в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду, предусмотренных разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, либо техническими регламентами Таможенного союза.
Таким образом, для признания вещества опасным предусмотрен определенный порядок его признания таковым.
Действительно, обнаруженные в составе сточных вод вещества включены в регистр, однако признание их таковыми осуществлено применительно к каждому веществу в отдельности, исходя, в частности, из области применения вещества, оценки опасности веществ для здоровья человека и окружающей среды с учетом физико-химических, токсикологических и экотоксикологических свойств; установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ в объектах окружающей среды, в том числе в объектах среды обитания человека, а также на основании данных о разработанных защитных мерах по предотвращению вредного воздействия веществ на здоровье человека и окружающую среду, в том числе условиях их утилизации и уничтожения.
Таким образом, содержание таких веществ в сточных водах автоматически не придает последним статус «опасного вещества» без его непосредственного включения в Регистр. Исходя из понятия «сточных вод», закрепленного в п.п.19 ст.1 Водного кодекса РФ, согласно которому сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади, а также в ГОСТ 30772-2001, согласно которому сточные воды - жидкие сбросы населенных пунктов с примесью атмосферных и производственных вод (п.3.42).
При этом, статья 56 Водного кодекса РФ запрещает сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, предоставляя, однако, как следует из положений ст.11 ВК РФ, водные объекты в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта для сброса сточных вод.
Таким образом, учитывая закрепленный законодателем порядок в области обращения со сточными водами, порядок признания вещества опасным, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отнесения сточных вод к «опасным веществам» и, соответственно, исходя из содержания объективной стороны вменяемого правонарушения, оснований для вывода о наличии в действиях ООО «Акзо Нобель Коутингс» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, производство по делу в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 29.11, 30.7 ч. 1, 30.8, 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Липецкой области, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Липецкой ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На решение может быть подана жалоба в Липецкий областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 15.03.2019 г.