Дело №12- 209/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
25 октября 2018 г. г. Орёл
Судья Заводского районного суда города Орла Большакова Т.Н., рассмотрев жалобу Останковой Юлии Сергеевны на постановление о назначении административного наказания ТУ-54-ДЛ-18-12445 от 16 августа 2018 г. заместителя управляющего Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО1 о привлечении Останковой Юлии Сергеевны - (информация скрыта) к административной ответственности по статье 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением о назначении административного наказания ТУ-54-ДЛ-18-12445 от 16 августа 2018 г. заместителя управляющего Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО1. (информация скрыта) Останкова Ю.С. привлечена к административной ответственности по статье 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей
Не согласившись с данным постановлением защитник Останковой Ю.С. Суханова Н.И. обратилась в суд с жалобой, считая постановление незаконным и необоснованным, поскольку АО «Альфа Страхование» не отказывало ФИО2 в заключении договора ОСАГО. При этом ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, какие именно действия совершила Останкова Ю.С., составляющие объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.15.34.1 КоАП РФ, т.к. материалы дела не содержат доказательств, что директором филиала было принято решение об отказе в заключении договора ОСАГО, или доказательств того, что она дала указания (письменные, либо устные) подчиненным сотрудникам относительно отказа в заключении договора ОСАГО. Ссылается на то, что Останковой Ю.С. были предприняты все меры, направленные на недопущение нарушений законодательства при заключении договоров ОСАГО. Полагала, что в действиях Останковой Ю.С. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.34.1 КоАП РФ и просила постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Останковой Ю.С. Суханова Н.И. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила признать постановление о назначении административного наказания незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель заместителя управляющего Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО1 по доверенности Зенов М.А. полагал, что жалоба Останковой Ю.С. не подлежит удовлетворению, а обжалуемое постановление отмене.
В судебное заседание Останкова Ю.С., извещенная надлежащим образом о слушании дела, не явилась.
Выслушав объяснения лиц, участвующего в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Полагаю, что названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Останковой Ю.С. выполнены в полной мере.
Согласно статье 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необоснованный отказ страховой организации, страхового агента, страхового брокера от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 927 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование - страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
Так, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. №-40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Вместе с обязанностью владельцев транспортных средств, абзацем 8 статьи 1 Закона об ОСАГО установлена обязанность страховщиков заключать с владельцами транспортных средств договор обязательного страхования их гражданской ответственности. Такой договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Законом, и является публичным.
Пунктом 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Аналогичная норма для договоров обязательного страхования гражданской ответственности установлена пунктом 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средства, утв. Положением Банка России от 19.09.2014 г. №- 431-П.
Соответственно, страховщик при осуществлении деятельности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не вправе ставить в зависимость заключение договора ОСАГО от заключения иных дополнительных, не предусмотренных законом условий, а также не вправе допускать необоснованных отказов и/или уклонения от заключений договоров ОСАГО, при наличии возможности в их заключении.
Из материалов дела, следует, что Останкова Ю.С. является (информация скрыта)(информация скрыта) на основании трудового договора № 23/14 от 08.10.2014 г. В соответствии с абз.3 п. 1.2 Должностной инструкции (информация скрыта) Останкова Ю.С. действует на основании и в пределах доверенности, выдаваемой Генеральным директором от имени общества. Согласно п. 2.1 Должностной инструкции (информация скрыта) Останкова Ю.С. обеспечивает работы по развитию страхования, увеличению количества договоров страхования и объема поступлений страховых премий. В соответствии с п. 3.1 Должностной инструкции Останкова Ю.С. имеет право заключать договоры страхования физическими и юридическими лицами.
На основании доверенности № 0900/18 от 16.01.2018 г. (информация скрыта) Останкова Ю.С. имеет право заключать (подписывать), в том числе с помощью электронной подписи, от имени АО «(информация скрыта) договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), дополнительные соглашения, соглашения о расторжении (досрочном прекращении) и внесении изменений в указанные договоры, а также сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно объяснений ФИО2 данных им, в том числе в судебном заседании, 29.03.2018 г. он обратился в Орловский филиал (информация скрыта)», расположенный по адресу: (адрес обезличен) с заявлением о заключении договора ОСАГО и комплектом необходимых документов, а именно паспортом транспортного средства, свидетельством о регистрации транспортного средства, диагностической картой, водительским удостоверением и паспортом гражданина РФ. 10.04.2018 Заявитель получил ответ от страховой компании от 05.04.2018 г. из которого следовало, что поскольку к заявлению не были приложены все необходимые документы, Заявителю необходимо обратиться в офис Страховщика с полным комплектом необходимых документов, после чего заявление будет рассмотрено Страховщиком согласно действующему законодательству РФ.
11.04.2018 ФИО2 вновь обратился в офис Орловского филиала (информация скрыта)» с копией предыдущего заявления на заключение договора ОСАГО, ответом страховщика, паспортом транспортного средства, свидетельством о регистрации транспортного средства, диагностической картой, водительским удостоверением и паспортом гражданина РФ для заключения договора ОСАГО. При этом, Останковой Ю.С. – директором филиала, был дан отказ в оформлении полиса ОСАГО, который был мотивирован тем, что 29.03.2018 г. не представил полного комплекта документов на транспортное средство и теперь должен написать новое заявление о заключении договора ОСАГО, представить полный комплект документов. Оригиналы документов на транспортное средство у Заявителя не приняли, мотивируя это тем, что Страховщик не может забрать оригиналы документов, а копии Останкова Ю.С. делать отказалась. По просьбе Заявителя она также изначально отказалась представлять бланк заявления на заключение договора ОСАГО (бланк по форме, установленной Приложением 2 к Положению Банка России от 19.09.2014 №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
На основании пункта 1.5 Правил ОСАГО, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила ОСАГО) владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с в соответствии с п. З ст. 15 Закона об ОСАГО:
заявление о заключении договора обязательного страхования; паспорт или иной удостоверяющий личность документ;
документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Из пункта 4 ст. 15 Закона об ОСАГО следует, что по соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов, либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, а именно к паспорту или иному удостоверяющему личность документу (если страхователем является физическое лицо), документу о регистрации транспортного средства, паспорту транспортного средства, свидетельству о регистрации транспортного средства, техническому паспорту или техническому талону, водительскому удостоверению или копии водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством, диагностической карте, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
При непосредственном личном обращении страхователя к страховщику для заключения договора ОСАГО бланк заявления о заключении договора бесплатно представляется страховщиком страхователю по его требованию (п. 1.6 Правил ОСАГО).
По смыслу вышеизложенного страховщик обязан заключить договор ОСАГО с физическим лицом, обратившимся к нему, при предъявлении установленного перечня документов.
06 августа 2018 г. главным юрисконсультом Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу (Отделение Орел) Зеновым М.А. был составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-54-ДЛ-18-12445/1020-1, в котором были зафиксированы все вышеизложенные фактические обстоятельства дела об административном правонарушении.
В данном протоколе полно и всесторонне отражены все существенные обстоятельства подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, сам протокол соответствует требованиям статей 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16 августа 2018 г. заместителем управляющего Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО1 было вынесено постановление, согласно которому (информация скрыта)» Останковой Ю.С., являющейся должностным лицом Страховщика, а значит субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.34.1 КоАП РФ, допущено нарушение требований ст. 426 ГК РФ и пункта 1.5 Правил ОСАГО - необоснованный отказ от заключения публичного договора ОСАГО.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Останкова Ю.С., являясь должностным лицом - (информация скрыта)» допустила необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО.
Доказательствами данного правонарушения являются : протокол об административном правонарушении ТУ-54-ДЛ-18-12445, заявления и протокол опроса ФИО2 его показания данные в ходе рассмотрения жалобы в суде, протокол опроса ФИО3., заявление о заключении договора ОСАГО от 11.04.2018 г., акт приема- передачи документов от 11.04.2018 г. с отметкой о получении, объяснения Останковой Ю.С., материал проверки УМВД по г.Орлу.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. (часть 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
Как установлено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения должностного лица к административной ответственности со стороны административного органа не установлено.
Оснований не согласиться с выводами, изложенными в обжалуемом постановлении и решении, не имеется. Все выводы административного органа надлежаще, подробно и убедительно мотивированы.
Доводы подателя жалобы об отсутствии его вины во вмененном административном правонарушении и, как следствие, отсутствии состава такового в действиях последнего, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в данном случае имеет место виновное непринятие должностным лицом всех возможных мер для надлежащего и эффективного исполнения им своих должностных обязанностей в части соблюдения страхового законодательства.
Издание приказов о недопущении нарушений законодательства при заключении договоров страхования ОСАГО и назначении ответственного должностного лица, также не могут свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Останковой Ю.С., поскольку ФИО2 обращался после общения с ФИО3 непосредственно к директору филиала Останковой Ю.С. с требованием о принятии документов и заключении договора, однако последней документы приняты не были.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений в материалах дела не найдено.
Оснований для отмены постановления с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, как ставится об этом вопрос в жалобе, не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 15.34.1 КоАП РФ, оснований для изменения вида наказания или для снижения наказания, а равно для назначения наказания ниже низшего предела, учитывая установленные по делу обстоятельства, также не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление о назначении административного наказания ТУ-54-ДЛ-18-12445 от 16 августа 2018 г. заместителя управляющего Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу ФИО1 привлечении Останковой Юлии Сергеевны - (информация скрыта)» к административной ответственности по статье 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу Останковой Юлии Сергеевны – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд города Орла в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т. Н. Большакова