Дело № 12-209/2020 64RS0043-01-2020-003364-63
Решение
29 октября 2020 года город Балаково
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Курцева И.А.,
при секретаре судебного заседания Науменко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области № 1-150/2020 от 21.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть», на решение главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» по постановление о назначении административного наказания,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 № 1-150/2020 от 21.07.2020 ООО «Юкола-нефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением № 9юр главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31.07.2020 отказано в удовлетворении жалобы ООО «Юкола-нефть» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 № 1-150/2020 от 21.07.2020.
Защитником ООО «Юкола-нефть» Д.Л. Бурное подана жалоба, в которой он просит изменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 № 1-150/2020 от 21.07.2020 и решение № 9юр главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31.07.2020 в части установления штрафа. Снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, поскольку административное наказание не отвечает принципам дифференцированности, соразмерности, справедливости, штраф в размере 400 000 руб. является для ООО «Юкола-нефть» значительной суммой, поскольку юридическое лицо несет значительную финансовую нагрузку как по обязательным платежа, так и по кредитам, в том числе в иностранной валюте. Совокупный размер штрафов, вынесенной по результатам проведенной Росприроднадзором проверки, составляет 3 200 000 руб. Это снижает возможности ООО «Юкола-нефть» по финансированию социальных и производственных задач, в том числе в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды. ООО «Юкола-нефть» имеет в штате около 700 сотрудников, является ведущим недропользователем в Саратовской области осуществляет большие инвестиции в геологоразведочные работы, в том числе сейсморазведочные работы, бурение скважин, что способствует улучшению изученности недр, выявлению даже небольших месторождений нефти, то есть наиболее полному изучению недр на территории Саратовской области, в связи с активными работами по освоению лицензионных участков. Общество, в том числе, несет значительные убытки в связи с бурением непродуктивных скважин. Так, за период с 2017 по 2020 Обществом профинансировано строительство 18 скважин из них 5 оказались непродуктивными. Убытки Общества в связи с этим составляют не менее 250 000 000 руб. В 2020 в Обществе сложилось тяжелое финансовое положение. Существенное падение цен на продукцию Общества-нефть сырую, начиная с марта 2020 года, привело к убытку Общества за полугодие в размере 125 477 000 руб., что подтверждается отчетом о финансовых результатах за январь-июнь 2020. При таких обстоятельствах, назначенное ООО «Юкола-нефть» наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб., предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного им правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица. ООО «Юкола-нефть» обжаловало постановление в порядке подчиненности, решением главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей средств Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31.07.2020 отказано в удовлетворении жалобы, данное решение носит формальный характер, принято без учета обстоятельств п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ и разъяснений Конституционного Суда от 25.02.2014 № 4-П. ООО «Юкола-нефть» полагает, что совершенное им правонарушение не влечет вредных последствий и носит устранимый характер.
ФИО2 Бурное, представитель ООО «Юкола-нефть» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в отсутствии ООО «Юкола-нефть» в порядке ст. 25.1 КоАП РФ.
Должностное лицо - старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления и решения в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как и следует из материалов дела об административном правонарушении, 10.06.2020 в рамках плановой проверки ООО «ЮКОЛА-нефть» в присутствии уполномоченного представителя ООО «Юкола-нефть» ФИО3, действующей в рамках плановой выездной проверки на основании доверенности № 296 от 09.06.2020, проведено обследование земельного участка, скважины № 10 Покровского месторождения (ОНВОС 63-0164-000934-П), являеющейся структурным подразделением ООО «ЮКОЛА-нефть».
При визуальном осмотре установлено, что земельный участок загрязнен нефтепродуктами и не имеет бетонированного, водонепроницаемого покрытия. Внутри обваловки производственной площадки произведён отбор проб почвы методом «конверта» (координаты 52,624927;48,543570) в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:11:010301:110 (акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 10.06.2020 №5639-1).
По результатам почво-химического анализа проб почвы (заключение №7-п от 29.06.2020), выполненных Филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», установлено превышение установленных нормативов (ПДК, ОДК) по следующим показателям: в почвах скважины № 10 Покровского месторождения установлено превышение содержания нефтепродуктов (проба № 247 - 8790 мг/ кг почвы, что соответствует 6 уровню загрязнения; проба № 248 - 5440 мг/ кг почвы, что соответствует 6 уровню загрязнения).
Недопустимый уровень нефтезагрязнения земельного участка производственной площадки (в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:11:010301:110), Покровского месторождения (ОНВОС 63-0164-000934-П), в концентрациях многократно превышающих ПДК нефтепродуктов в почве (проба № 247 - 8790 мг/ кг почвы, что соответствует 6 уровню загрязнения; проба № 248 - 5440 мг/ кг почвы, что соответствует 6 уровню загрязнения), свидетельствует об ухудшении качественного состояния земель.
Наличие нефтезагрязнения земельного участка скважины № 10 Покровского месторождения (в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:11:010301:110), структурного подразделения ООО «ЮКОЛА-нефть» свидетельствует о несоблюдении ООО «ЮКОЛА-нефть» установленных требований и невыполнении ею обязательных мероприятий по охране почв, по предотвращению и ликвидации захламления земель отходами производства и потребления, предусмотренных статьями 12, 13, 42 Земельного Кодекса РФ, статьями 34, 39, 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, пунктами 146-147, 149 Правил охраны недр (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 №71.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении в отношении ООО «Юкола-нефть» по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и не оспаривались защитником юридического лица в жалобе.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, выразившегося в наличии нефтезагрязнения земельного участка скважины № 10 Покровского месторождения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ государственным инспектором были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Имеющиеся в деле доказательства получены с соблюдением процессуальных требований.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.
Назначение административного наказания в виде штрафа должно отвечать принципам дифференцированности, соразмерности и справедливости.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П взыскание штрафа не должно превращаться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы.
Наложение штрафа не должно влечь за собой избыточного использования административного принуждения, должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица (п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П).
Назначение штрафа не должно противоречить положениям Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов.
Доводы о тяжелом финансовом положении юридического лица ничем не подтверждены, копия отчета о финансовых результатах (л.д.14-15) не может рассматриваться в таком качестве, не имеется данных о возбуждении в отношении ООО «Юкола-нефть» производства о признании его банкротом. Доводы о наличии кредитных и иных обязательств ничем не подтверждены. Кроме того, фактически производство по делу об административном правонарушении велось по делам, возбужденным на основании нескольких протоколов об административных правонарушениях, следовательно, размер штрафа обусловлен привлечением к административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений. Доводы юридического лица о том, что правонарушение не влечет вредных последствий и носит устранимый характер не могут быть приняты во внимание, поскольку состав правонарушений по ч. 2 ст. 8.7 КоАП являются формальными и не требует наступления общественно опасных последствий.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что административное наказание назначено юридическому лицу в виде административного штрафа в размере, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с учетом отсутствия отягчающих вину обстоятельств, установленных обстоятельств, смягчающих административную ответственность (впервые совершенное административное правонарушение, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение), в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, согласно положений ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области № 1-150/2020 от 21.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть», решение главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» по - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.А. Курцева