ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-209/2021 от 24.12.2021 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

Дело № 12-209/2021

УИД 66RS0012-01-2021-002501-90

Р Е Ш Е Н И Е

г. Каменск-Уральский

Свердловская область 24 декабря 2021 года

Судья Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Никитина М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №22 по Свердловской области ФИО2 № 66122125100035300004 от 16 сентября 2021 года начальник Профессионального образовательного учреждения «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России Свердловской области» (далее ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Должностным лицом Межрайонной ИФНС России №22 по Свердловской области установлено, что ФИО1, являясь начальником ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области», нарушила требования к валютным операциям, а именно: ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области, как резидент, произвело выплаты по договору на возмездное оказание услуг Х.Р. (иностранному гражданину) физическому лицу - нерезиденту в период с 30 декабря 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 168849 рублей из кассы предприятия в наличной форме по платежным ведомостям, а не через банковские счета в уполномоченных банках.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Синарский районный суд г. Каменска-Уральского с жалобой, в которой, не оспаривая обстоятельства правонарушения и свою вину, просит постановление по делу об административном правонарушении изменить, объявив предупреждение.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области» не государственная, не муниципальная и не коммерческая организация. В целях экономии, в том числе оплату процентов за банковские услуги, оплачивали оказанные Х.Р. услуги через кассу. При этом вся необходимая отчетность была представлена в налоговый орган, налоги уплачены.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области ФИО3 полагала необоснованными доводы жалобы о замене штрафа предупреждением, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, создающего угрозу безопасности государства.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами адрес, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В силу пп."б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Данной нормой установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев осуществления юридическими лицами – резидентами расчетов с физическими лицами – нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и наличной иностранной валюте без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Операции по выдаче Обществом денежных средств иностранному гражданину – нерезиденту наличных денежных средств, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области» зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, согласно нормам Закона № 173-ФЗ является резидентом.

При проведении проверки соблюдения ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области» валютного законодательства государственным налоговым инспектором МИФНС № 22 были выявлены факты нарушения норм ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области» 24 сентября 2019 года был заключен договор на возмездное оказание услуг с иностранным гражданином Х.Р., и в соответствии с п. 3 договора работодатель обязуется производить оплату безналичным расчетом и перечислять на указанный им банковский счет.

Согласно ответу из отдела по вопросам миграции МО МВД России «Каменск-Уральский», Х.Р. не имеет вида на жительство и гражданство Российской Федерации, т.е. является иностранным гражданином.

Согласно платежным ведомостям №2 30.12.2019 года, №1 от 17.01.2020 года, №8 от 14.02.2020 года, №17 от 18.03.2020 года, №19 от 04.06.2020 года, №33 от 24.06.2020 года, №42 от 24.06.2020 года, №58 от 07.08.2020 года, №59 от 17.08.2020 года, №95 от 24.08.2020 года, №98 от 10.09.2020 года, №110 от 14.10.2020 года, №116 от 05.11.2020 года, №1 от 02.12.2020 года, №132 от 28.12.2020 года, ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области» произвело выплаты денежных средств вышеуказанному иностранному гражданину в наличной форме в общей сумме 168849 рублей, минуя счета в уполномоченных банках РФ.

Данные действия начальника ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области ФИО1, утвердившей выплату нерезиденту (работнику Х.Р. – иностранному гражданину) по платежным ведомостям денежных средств из кассы, были квалифицированы налоговым органом как нарушение п. 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в результате чего ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО1 подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; сведениями об иностранных гражданах, копией договора на возмездное оказание услуг работником, являющимся нерезидентом; копиями платежных ведомостей.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Доказательства получили надлежащую оценку должностного лица в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, заявителем достоверность и допустимость доказательств не оспаривается.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Выводы должностного лица налогового органа о том, что вышеуказанные действия начальника ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области ФИО1, не принявшей все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению валютного законодательства, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, являются правильными и заявителем, как в жалобе, так и в судебном заседании не оспариваются.

Действия ФИО1 по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ должностным лицом налогового органа квалифицированы правильно, а его вина установлена и подтверждена материалами дела.

Каких-либо существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих недопустимость доказательств, в судебном заседании не установлено.

При назначении начальнику ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области» ФИО1 административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, должностным лицом учтены конкретные обстоятельства совершения правонарушения и выполнены требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначенное наказание является справедливым и обеспечивает достижение целей применения мер государственной ответственности.

Оснований для применения части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение, не имеется, поскольку ПОУ «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа «РУМБ» РО ДОСААФ России Свердловской области не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения ее от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не имеется.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки совокупности конкретных обстоятельств его совершения, роли правонарушителя, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Нарушение законодательства о валютных операциях посягает на отношения, объектом которых являются валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации, является грубым нарушением обязательных правил в сфере валютного регулирования, свидетельствующим об умышленном игнорировании требований закона, существенно нарушающим охраняемые общественные отношения в области валютных операций.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемой ситуации доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное заявителем, как малозначительное, не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену вынесенного постановления, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области № 66122125100035300004 от 16 сентября 2021 года в отношении начальника Профессионального образовательного учреждения «Каменск-Уральская спортивно-техническая школа РУМБ» регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Свердловской области» ФИО1 оставить без изменений, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.

Судья М.Н. Никитина