Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Тюмень 30 июня 2021 года
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Т.» на постановление судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 28 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Т.»,
у с т а н о в и л:
02 марта 2021 года государственным инспектором Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Федерального агентства по рыболовству Нижнеобского территориального управления М.С.В. в отношении акционерного общества «Т.» (далее также – АО «Т.») составлен протокол № С01-143/2021-05 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).
07 марта 2021 года указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены мировому судье судебного участка №2 Ленинского судебного района г.Тюмени для рассмотрения.
24 марта 2021 года мировым судьей судебного участка №1 Ленинского судебного района г.Тюмени дело об административном правонарушении направлено по подведомственности в Ленинский районный суд г.Тюмени.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 28 апреля 2021 года акционерное общество «Т.» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
С данным постановлением не согласно АО «Т.», в жалобе поданной представителем Ш.Б.В.., действующим на основании доверенности от 07 декабря 2020 года (л.д.199), изложена просьба об отмене постановления и прекращении производства по делу. Указывает, что определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в нарушение положений КоАП РФ вынесено до момента возбуждения дела об административном правонарушении. Обращает внимание суда, что дело об административном правонарушении, возбужденное ранее протоколом об административном правонарушении № Н0166256 от 23 июня 2020 года старшего государственного инспектора К.С.Н. в отношении АО «Т.» по ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ, прекращено, постановление об административном правонарушении № С05-2020-17-1 от 30 июня 2020 года отменено решением Урайского городского суда ХМАО-Югры от 16 ноября 2020 года, дело направлено в административный орган на новое рассмотрение. Административным органом решение Урайского городского суда ХМАО-Югры не обжаловано, в связи с чем вступило в законную силу. В связи с этим настаивает на том, что определение об истребовании сведений от 10 февраля 2021 года государственного инспектора М.С.В. вынесено с нарушением ч.1 ст.26.10 КоАП РФ, то есть до момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении, и такое определение не могло являться для АО «Т.» обязательным для исполнения, и не могло повлечь за собой юридически значимых последствий в случае его неисполнения, а именно привлечение к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Также в жалобе указывается, что определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, запрошены персональные данные должностных лиц без их согласия на обработку персональных данных. Ссылаясь на ст. 88 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает, что АО «Т.» не имело право представлять персональные данные своих работников третьей стороне без согласия указанных лиц. Кроме того, в жалобе указывается, что в период вынесения должностным лицом административного органа определения об истребовании сведений от 10 февраля 2021 года в отношении АО «Т.» не проводилась проверка исполнения требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в связи с чем административным органом необоснованно вменялось нарушение п. 1 ч. 1 ст. 43.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, положения которого в данном случае не применимы.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ)материалы дела в полном объёме, заслушав объяснения представителей АО «Т.» С.Т.А. и Ш.С.А. не поддержавших доводы жалобы относительно вынесения определения об истребовании сведений вне рамок возбужденного дела об административном правонарушении, в остальном настаивавших на доводах жалобы, заслушав объяснения представителя Нижнеобского территориального управления В.Ю.А.., возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, государственным инспектором Отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Федерального агентства по рыболовству Нижнеобского территориального управления М.С.В. было вынесено и направлено в адрес АО «Т.» определение от 10 февраля 2021 года об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в котором было указано на истребование, в том числе, таких сведений, как: дата и место рождения, место регистрации и ИНН работников АО – Н.И.Н.Б.В.А.С.Т.А.
15 февраля 2021 года АО «Т.» во исполнение определения были направлены все истребованные документы и сведения, за исключением сведений о дате и месте рождения, месте регистрации и ИНН работников АО – Н.И.Н.Б.В.А.С.Т.А. В ответе указано на то, что указанные сведения являются персональными данными должностных лиц Общества, в связи с чем не могут быть представлены без их согласия.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административное наказание.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона. Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение законных требований, в том числе, должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, прокурора.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» такие данные лица, как дата и место рождения, место регистрации, ИНН, относятся к персональным данным лица; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление таких персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
В силу пункта 1 части 1 ст.6 указанного Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом; при этом обработка персональных данных допускается в частности, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Статьей 88 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования: не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных названным Кодексом или иными федеральными законами.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что у АО «Т.» были истребованы персональные данные должностных лиц Общества, при этом Обществом дан ответ на определение об истребовании сведений в установленный законом срок с объяснением причин невозможности представлением персональных данных, в действиях Общества отсутствует умышленное невыполнение законных требований должностного лица административного органа, в связи с чем отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
Довод жалобы о направлении определения об истребовании сведений по невозбужденному делу об административном правонарушении является несостоятельным, поскольку в производстве должностного лица административного органа находилось дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.48 КоАП РФ, возращенное в этот орган на новое рассмотрение решением судьи Урайского городского суда ХМАО-Югры от 16 ноября 2020 года.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влияет на вывод об отсутствии в действиях АО «Т.» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, вынесенное в отношении Общества постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 ст.30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, 30.7, ст.30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 28 апреля 2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Т.» прекратить в связи с отсутствием в действиях акционерного общества «Т.» состава административного правонарушения.
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова