Дело № 12-209/2023 59RS0001-01-2023-002514-65
РЕШЕНИЕ
15 августа 2023 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарем Морозовой А.М.,
с участием защитника ФИО1 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Зубков О. – ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 от Дата№-Д по делу об административном правонарушении в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Белкамнефть» Зубков О. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 от Дата№-Д генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Белкамнефть» Зубков О. (далее – общество, ООО «Белкамнефть») привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Зубков О. направила в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить или заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
В обоснование жалобы указывает, что Зубков О. избран на должность генерального директора ООО «Белкамнефть» с Дата. Лицензия ООО «Белкамнефть» ИЖВ 02004 НР на пользование недрами зарегистрирована Дата. Срок окончания действия лицензии – Дата. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора фактически согласилось с данными доводами защитника ФИО5, опровергая их только в части необеспечения надлежащего ведения и хранения дел скважин, которое является длящимся правонарушением. В ходе проверки, до вынесения постановления данное нарушение было устранено, о чем также было указано при рассмотрении дела. Однако должностным лицом, выносившим постановление, довод о малозначительности административного правонарушения в данной части и возможности освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ отвергнут без должного обоснования. В части полноты исполнения программы исследовательских работ Вятской площади Арланского месторождения (визейские залежи) в постановлении указано, что «Зубков О. не организовал надлежащее исполнение решений проектного документа в период с Дата по 31.12.2022» в то время как в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и описательной части постановления ему вменяется в вину неполное исполнение программы исследовательских работ в течение 2021-2022 годов полностью. При этом должностным лицом Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в постановлении сделан вывод о том, что объективных причин, не позволяющих Зубков О., генеральному директору ООО «Белкамнефть», организовать выполнение условий пользования недрами не установлено. ООО «Белкамнефть» имеет 52 лицензии на геологическое изучение и добычу нефти и 18 сопутствующих лицензий на право пользования недрами, объем добычи нефти за 2022 год составил 2 426 401 тонн, предприятие относится к крупнейшим налогоплательщикам. Вступив в должность генерального директора впервые Зубков О., не имел возможности за короткий промежуток времени (1 месяц) проанализировать все технологические процессы, все документы, связанные с деятельностью организации и обеспечить соблюдение всех лицензионных требований. Причины допущенного нарушения возникли до вступления в должность Зубков О., который не имел физической возможности за короткий срок обеспечить соблюдение лицензионных требований, что указывает на наличие оснований для освобождения его от административной ответственности на в силу ч.1 ст.1.5, п. 2 ч.1 ст. 24.5, ст.2.9 КоАП РФ. Кроме того, Зубков О. ранее не привлекался к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, имущественный вред от вменяемого заявителю административного правонарушения отсутствует. Данные обстоятельства позволяют применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Дата защитником в суд представлены письменные дополнения к жалобе, согласно которым вмененные заявителю невыполнение программы исследовательских работ и доразведки Кечевского нефтяного месторождения, установленной техническим проектом «Технологическая схема разработки Кечевского нефтяного месторождения Удмуртской Республики», ненадлежащее ведение и хранение дела скважин № и № Восточно-Юськинского месторождения, № и №П Кечевского месторождения, №, № и № Еловского месторождения, №гс и №гс, расположенных в пределах Кечевского участка недр (отсутствует информация о строительстве скважин, паспорта скважины) в нарушение п. 10 Условий пользования недрами к лицензии ИЖВ 02004 НР является малозначительным, поскольку указанные нарушения не создают существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Вмененное нарушение требований к качеству размещаемой в пластах горных пород попутно добываемой воды, которая поступает в поглощающие скважины, используемые для поддержания пластового давления Восточно-Юськинского, Кечевского и Еловского месторождений Кечевского участка недр не доказано. Исследование отобранных проб воды, используемой для заводнения нефтяных платов, на содержание нефти и сероводорода произведены по ненадлежащим методикам ПНД Ф 14.1:2:4.128-98 и ПНД Ф 14.1:2:4.178-02. Методика измерений массовых концентраций взвешенных веществ и прокаленных взвешенных веществ в пробах питьевых, природных и сточных вод гравиметрическим методом ПНД Ф 14.1:2:4.254-2009 не предназначена для исследования промысловых вод. Протоколы отбора проб содержат одинаковый шифр емкости для определяемых показателей рН, взвешенные вещества, нефтепродукты, сероводород, гидросульфидион, сульфид-ион, при этом материал емкостей указан различный (полиэтилен, стекло, темное стекло), что не позволяет идентифицировать пробы. Отбор проб произведен с использованием таких средств, как ведро эмалированное, ковш эмалированный, что не обеспечивает п. 8.1 ПНД Ф 14.1:2:4.128-98. В протоколах испытаний период проведения измерений по всем показателям составляет несколько дней (Дата-Дата), что не позволяет определить в течение какого времени проведен анализ по исследуемому показателю. При таких обстоятельствах протоколы отбора проб, протоколы испытаний и экспертное заключение не являются достоверными и объективными доказательствами вменяемого заявителю нарушения.
Зубков О. в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО1 в судебное заседание представила дополнения к жалобе, согласно которым нарушение в части неполного выполнения программы исследовательских работ и доразведки Кечевского месторождения не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений, имелись основания для признания правонарушения малозначительным. Дело скважин относится к сводной документации, а обобщающая информация предоставлялась в Росприроднадзор, нарушения за 2020-2022 г.г. в части предоставления геологической информации не выявлены. Отсутствие некоторых документов в деле обусловлено их хранением в других подразделениях. В части методики определения качества размещаемой в пластах горных пород попутно добываемой воды вмененное нарушение не доказано. Лаборатории, проводившие испытания, не аккредитованы в области проведения испытаний воды, используемой для заводнения нефтяных пластов. Отсутствие негативного воздействия на окружающую среду подтверждает малозначительность деяния.
Должностное лицо, вынесшего постановление – старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 в судебном заседании участие не принимал, направил письменный отзыв, с доводами жалобы не согласен.
Заслушав лицо, участвующее в деле, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулирует Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»).
Согласно ст. 9 Закона «О недрах» пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами. Лицензия на пользование недрами для разведки месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется. Разведка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Частью 2 ст. 22 Закона «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно ст. 23 Закона «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;
Согласно ст. 23.2 Закона «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356 утверждены Правила разработки месторождений углеводородного сырья (далее – Правила).
Согласно п. 12.6.2 Правил виды, объемы и периодичность исследований в процессе разработки месторождения определяются техническим проектом в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями, в отдельных случаях, рабочими программами.
Согласно п. 14.9 Правил пользователь недр обеспечивает достоверность данных учета добычи УВС и воды, а также закачки рабочих агентов.
Согласно п. 12.5 Правил работы по КРС, ТРС оформляют описанием ремонта (для КРС) и актом (для ТРС) по установленным формам и регистрируют в деле скважины.
Согласно п. 15.4 Правил первичная документация включает данные различных измерений и исследований, имеющих отношение к технологическим процессам добычи УВС и воды, закачки агентов вытеснения и ППД, акты о проведении различных видов работ в скважинах и на других нефте- и газопромысловых объектах. Первичная документация ведется недропользователем.
Согласно п. 15.5 Правил к основным первичным документам относятся: а) акты опробования и испытания скважин; б) описание кернового материала; в) отчеты по результатам лабораторного исследования керна (стандартные и специальные методы); г) результаты ГИС (в том числе: определения коллекторских свойств и параметров пластов); д) результаты лабораторных исследований нефти, конденсата, газа и воды; е) данные литолого-фациальных исследований пластов; ж) журнал замеров продукции скважин и закачки вытесняющих агентов; з) суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин, полученные по системе телемеханики; и) результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры); к) акты о перфорации скважин; л) акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистка обсадных и насосно-компрессорных труб.
Согласно п. 15.6, 15.7 Правил сводная документация систематизирует и объединяет информацию, содержащуюся в первичной документации, и заполняется в соответствующих структурных подразделениях недропользователя и подрядных организациях.
К основным сводным документам относят: а) дело скважины (паспорт скважины, акты и отчеты обо всех мероприятиях, проводимых на скважине); б) технологические режимы работы скважин; в) сводные ведомости (ежемесячные отчеты), в том числе: по отбору нефти, газа, конденсата, воды, обводненности, учету времени работы скважины; г) каталоги, таблицы, графики, диаграммы; д) материалы, полученные от организаций, проводивших разведку, бурение скважин, подсчет запасов УВС, проектирование разработки и обустройства.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Белкамнефть» создано Дата.
Согласно приказу № ГД-01/11лс от Дата на основании решения единственного участника ООО «Белкамнефть» от ДатаЗубков О. вступил в должность генерального директора.
ООО «Белкамнефть» выдана лицензия ИЖВ 02004 НР на пользование недрами для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки, и добычи полезных ископаемых, которая зарегистрирована Дата, срок окончания действия лицензии Дата.
Согласно акту от Дата№-ПГУ ООО «Белкамнефть» осуществляет пользование Кечевским участком недр с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно:
- не обеспечена полнота геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр, соблюдение требований технического проекта «Технологическая схема разработки Кечевского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» (протокол ЦКР Роснедр по УВС от Дата№), утвержден недропользователем в 2019 году, в части исполнения Программы исследовательских работ и доразведки Кечевского месторождения предусмотренной таблицей 12.1 раздела 12.2.4 (страницы 155- 156), а именно: в 2020-2022 годах во 2 и 4 кварталах не выполнены определение минерализации пластовой воды в добывающих скважинах, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ИЖВ 02004 HP;
- не обеспечено надлежащее ведение и хранение дел скважин, расположенных в пределах Кечевского участка недр, а именно: в деле скважин Восточно-Юськинского месторождения № отсутствует акт на цементирование затрубного пространства, отсутствуют документы на бурение скважины, паспорт скважины не заполнен (нет сведений о ТРК, КРС, ПРС, нет сведений о переводе в ППД, нет сведений о работе скважины, нет сведений о координатах скважины); № паспорт скважины не подписан геологом подрядной организации, паспорт скважины не заполнен(нет сведений об освоении скважины и ее эксплуатации, нет сведений о ТРК, КРС, ПРС), опись дела скважины не подписана сторонами приемки и передачи; Кечевское месторождение скважина №П - паспорт скважины не подписан геологом подрядной организации, паспорт скважины не заполнен (нет сведений об эксплуатации скважины, нет сведений о ТРК, КРС, ПРС), № 618 опись дела скважины из бурения не подписана сторонами, (нет сведений об эксплуатации скважины, нет сведений о ТРК, КРС, ПРС); Кечевский участок недр скважины №№ 4гс и 5гс ранее установленные тумбы на скважинах при их ликвидации отсутствуют, на месте фиксируется их отсутствие, акт (документы) о демонтаже тумб и заглублении устьев скважин отсутствует; Еловское месторождение №№ 332, 249, 335 — отсутствуют приказы о вводе в эксплуатацию, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ИЖВ 02004 HP;
- нарушены требования к качеству размещаемой в пластах горных пород попутно добываемой воды, которая поступает в скважины, используемые для целей поддержания пластового давления Восточно-Юськинского, Кечевского и Еловского месторождения Кечевского участка недр - по результатам исследований проб, согласно экспертному от 14.04.2023 № 16-УР, протоколу отбора проб от 11.04.2023 № 53, протоколу испытаний от 14.04.2023 № 44, протоколу испытаний от 14.04.2023 № 363 В, установлено превышение содержаний взвешенных веществ, нефтепродуктов и сероводорода, установленных проектами разработки «Дополнение к технологической схеме Восточно-Юськинского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» протокол ЦКР Роснедр по УВС от 01.12.2022 № 892), утвержден недропользователем в 2022 году без точной даты, «Технологическая схема разработки Еловского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» (протокол ЦКР Роснедр по УВС от 01.09.2016 № 6514), утвержден недропользователем в 2016 году, «Технологическая схема разработки Кечевского нефтяного месторождения Удмуртской Республики» (протокол ЦКР Роснедр по УВС от 10.10.2019 № 539), утвержден недропользователем в 2019 году, и ОСТ 39-225-88 «Вода для заводнения нефтяных пластов. Требования к качеству», утвержденным приказом Министерства нефтяной промышленности от 28.03.1988 г. № 147: взвешенные вещества - 2440 мг/дмЗ, при установленном максимальном до 50 мг/л; нефтепродукты - более 50 мг/дмЗ, при установленном максимальном до 50 мг/л; сероводород - 2,9 мг/дмЗ, при установленном - сероводород должен отсутствовать, что является нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии ИЖВ 02004 HP.
Выявленные нарушения послужили основанием к составлению государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО7Дата протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Дата вынесено постановление о привлечении директора ООО «Белкамнефть» Зубков О. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
На основании части 2 и части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Указанные обстоятельства, согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из оспариваемого постановления усматривается, что вопрос о наличии вины должностного лица ООО «Белкамнефть» Зубков О. в совершении вмененного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела исследованы должностным лицом административного органа при рассмотрении дела, оснований не согласиться с выводами должностных лиц не усматриваются.
Относительно доводов о необоснованном привлечении к административной ответственности директора Зубков О., вступившего на должность только с Дата, при вынесении постановления должностными лицом выводы в данной части надлежащим образом мотивированы, не согласиться с ними у судьи районного суда оснований не имеется.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ Зубков О. является должностным лицом ООО «Белкамнефть».
Выявленные нарушения условий пользования недрами, связанные с необеспечением надлежащего ведения и хранения дел скважин являются длящимися, которые имели место и после назначения на должность директора Зубков О., сведения о предстоящей проверке в отношении объектов ФГГН Общества были размещены в Едином реестре контрольно-надзорных мероприятий еще Дата, таким образом, с момента назначения на должность и до фактической даты проведения проверки у Зубков О. было достаточно времени для приведения всех документов в соответствие с требованиями законодательства о недрах.
Указание в постановлении о назначении наказания №-/30-Д от Дата вменяемого периода с Дата по Дата, вместо с Дата по Дата, то есть с момента назначения на должность Зубков О., суд расценивает как допущенную описку, которая может быть устранена должностным лицом административного органа в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ.
Каких-либо объективных причин, не позволяющих Зубков О. организовать выполнение условий пользования недрами, установленных условиями пользования недрами к лицензии, обеспечения соблюдения требований проектных решений технического проекта, не установлено.
Доводы защитника о недопустимости как доказательств протокола отбора проб от Дата, протоколов испытаний и экспертного заключения от Дата, поскольку исследование отобранных проб воды, которая поступает в скважины для заводнения нефтяных пластов, используемые для целей ППД на Кечевском участке недр по ненадлежащим методикам ПНД Ф 14.1:2:4.254-2009, ПНД Ф 14.1:2:4.128-98 и ПНД Ф 14.1:2:4.178-02, суд находит несостоятельными.
Сфера деятельности испытательной лаборатории по Адрес - осуществление деятельности в области охраны окружающей среды. Данная деятельность попадает под сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений (пп. 3 п. 1 ст. 1 глава 1 Федерального закона от Дата № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).
Согласно п. 1, 2 ст. 5 глава 2 указанного закона измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации. Подтверждение соответствия методик (методов) измерений обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществляется путем аттестации методик (методов) измерений. Сведения об аттестованных методиках (методах) измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими аттестацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.».
Определение содержания сероводорода, механических примесей и нефти было проведено по аттестованным методикам измерений ПНД Ф 14.1:2:4.254-2009, ПНД Ф 14.1:2:4.128-98 и ПНД Ф 14.1:2:4.178-02, что подтверждается письмом Филиала «ЦЛАТИ по Адрес» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от Дата.
Названные методики допущены для целей государственного экологического контроля. Запрет на их применение в рамках геологического надзора отсутствует, в связи с чем, они могут быть использованы в данном виде надзора.
Вопреки доводам заявителя ОСТ 39-225-88 «Вода для заводнения нефтяных пластов. Требования к качеству» является отраслевым стандартом, устанавливает основные требования к качеству воды для заводнения нефтяных пластов и не является аттестованной методикой измерения, не зарегистрирован в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ФГИС «АРШИН»), а значит, не может быть использован при проведении государственного контроля (надзора).
Согласно п. 2 в ОСТ 39-225-88 «Контроль за качеством подготовки воды и периодичности отбора проб» не содержит указания конкретных методик измерений. Приложение 3 ОСТ 39-225-88 с перечнем методик, является справочным, т.е. является информационным и не обязателен к исполнению.
Вопреки доводам заявителя порядок отбора и хранения проб сточной воды соответствовал требованиям Природоохранных нормативных документов федерального уровня (ПНД Ф), что подтверждается письмом Филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 26.07.2023 № 931.
Относительно доводов о том, что исследуемый объект (пластовая сточная вода) не является сточной водой, в связи с чем, к нему не могут быть применены вышеназванные методики исследований, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст.1 Водного кодекса РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади. При этом понятие пластовых вод Водный кодекс Российской Федерации не содержит. В соответствии с п.п. 3.55, 3.56 ГОСТ Р 58367-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Обустройство месторождений нефти на суше: пластовые воды: Минерализованные воды, содержащиеся в продуктивных пластах месторождений нефти и извлекаемые попутно с нефтью. Пластовые сточные воды: Сточные воды, которые образуются в процессе эксплуатации технологических сооружений по обезвоживанию нефтегазоводяной смеси при разработке месторождений нефти и содержащие нефть, растворенный газ, минеральные соли, механические примеси и другие химические соединения. Подготовка пластовых, производственных и поверхностных (дождевых) сточных вод для закачки в продуктивные или поглощающие горизонты сводится к удалению из них нефти, газа, механических примесей и железа, а также снижению коррозионной активности воды (п. 6.3.4.4 ГОСТ Р 58367-2019).
Таким образом, отбор проб на Кечевском участке недр произведен из пластовых сточных вод, которые по смыслу действующего законодательства являются сточными водами, то есть водами, отводимыми после использования в производственной деятельности человека, а соответственно должны соответствовать требованиям стандартов и подвергаться контролю качества.
Ссылка заявителя на письмо Федеральной службы по аккредитации от Дата№-АМ, содержащим выводы об отсутствии оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий со стороны Филиала «ЦЛАТИ по Адрес» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого правонарушения.
В настоящем случае в отношении ООО «Белкамнефть», как объекта относящегося к высокой категории риска (пункт 8, подпункт «Е» пункта 9 Положения о федеральном государственном геологическом контроле), проведены контрольно-надзорные мероприятия в виде плановой выездной проверки должностными лицами Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а не Филиалом «ЦЛАТИ по Пермскому краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО». Данным органом на основании заявок Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в соответствии с Регламентом взаимодействия, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от Дата№, произведен отбор проб сточной воды для исследования ее содержания, а не анализ технологического процесса ее образования.
Довод жалобы о том, что содеянное должно быть квалифицировано как малозначительное, подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае.
С учетом обстоятельств содеянного, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют.
Вопрос возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного Зубков О. административного штрафа на предупреждение являлся предметом рассмотрения должностным лицом и с учетом обстоятельств дела обоснованно указано на отсутствие для этого условий.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела возникновение угрозы причинения вреда заключается в пренебрежительном отношении Зубков О. как генерального директора ООО «Белкамнефть» к установленным требованиям действующего законодательства в сфере недропользования, которое в силу норм действующего законодательства ограничено необходимостью получения специального права (лицензии) и необходимостью соблюдения условий использования данной лицензии.
Доводы защитника о том, что в дело не представлено конкретных доказательств того, что нарушение условий лицензии имело или могло иметь общественно опасные последствия, не являются достаточным основанием для замены административного штрафа на предупреждение.
Действия должностного лица ООО «Белкамнефть» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи.
Нарушений процессуальных требований, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО6 от Дата№-Д по делу об административном правонарушении в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Белкамнефть» Зубков О. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
...
Судья Е.В. Мухина