ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/12 от 07.12.2012 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 12-20/2012 (5-73/2012)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

07 декабря 2012 года г.Норильск

Судья Норильского городского суда в районе Кайеркан Красноярского края Иванова Т.В., при секретаре Жарой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Закрытого акционерного общества «Таймырская топливная компания» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 155 в районе Кайеркан г.Норильска Красноярского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 116, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.7 ч.2 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества «Таймырская топливная компания»,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 155 в районе Кайеркан г.Норильска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 116, от 12 июля 2012 года Закрытое акционерное общество «Таймырская топливная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.7 ч.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что на Кайерканской нефтебазе ЗАО «Таймырская топливная компания», расположенной по адресу: Красноярский край, <адрес>, не согласован с органом местного самоуправления МО г.Норильск план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на 2012 год, не созданы запасы средств индивидуальной защиты (СИЗ), не обеспечено укрытие наибольшей работающей смены, не проводится обучение работников по вопросам гражданской обороны, не созданы запасы дегазирующих, дезинфицирующих, дезактивирующих веществ. Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Представитель ЗАО «Таймырская топливная компания» по доверенности № ТТК/127.1-д от ДД.ММ.ГГГГФИО2 в жалобе просит отменить указанное постановление мирового судьи и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что согласно Порядку создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. № 1309 общую потребность в объектах гражданской обороны определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые также осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной боевой готовности, однако никаких указаний и рекомендаций по поводу оборудования специализированных складских помещений для хранения средств индивидуальной защиты (СИЗ) и создания убежищ для укрытия наибольшей работающей смены Кайерканской нефтебазы от органов исполнительной власти Красноярского края и органов местного самоуправления МО г.Норильск не поступало.

Согласно п.16.9 Приказа МЧС от 14.11.2008г. № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» обязанность по планированию и осуществлению мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий лежит на организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающих производственную деятельность в военное время. Согласно письму ГУ МЧС России по Красноярскому краю № 3-1-5-9401 от 27.08.2010г. ЗАО «ТТК» категория по гражданской обороне присвоена не была, следовательно, осуществление данных мероприятий не относится к его компетенции.

Полагает, что акт проверки не является надлежащим доказательством в связи с грубыми нарушениями ФЗ № 294-ФЗ при проведении проверки, так как производственные объекты ЗАО «ТТК» не являются объектом надзора, поскольку организации не была присвоена категория по гражданской обороне. Кроме того, акт проверки был вручен юридическому лицу ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более двух недель после окончания срока проверки, при этом в нем отсутствовали подписи фактически проводивших проверку должностных лиц Управления надзорной деятельности.

Представитель ЗАО «Таймырская топливная компания» ФИО3, действующая на основании доверенности № ТТК/95-д от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании доводы жалобы поддержала. Пояснила, что план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на ДД.ММ.ГГГГ не был на момент проверки согласован с органом местного самоуправления, его согласование было произведено ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.116 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, утвержденного Приказом МЧС России от 16.02.2012г. № 70 ДСП организации, не отнесенные с категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы ГО не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований. Доказательств, подтверждающих, что Кайерканская нефтебаза ЗАО «ТТК» расположена в зоне возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения, Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС по Красноярскому краю в судебное заседание представлено не было.

Обществом был направлен запрос руководителю мобилизационного управлении Администрации г.Красноярска о предоставлении информации об отнесении либо не отнесении ЗАО «ТТК» к организациям, продолжающим работу в военное время, на которое получен ответ, что в списке организаций города Красноярска, имеющих мобилизационные задания, и в списке организаций города, находящихся в ведении администрации г.Красноярска или связанных с ней при осуществлении своей деятельности и продолжающих работать в установленном расчетном году, не значится. На запрос, направленный в мобилизационное управление Губернатора Красноярского края, им было предложено обратиться в администрацию г.Красноярска. Согласно письму руководителя администрации Железнодорожного района г.Красноярска данных о наличии мобилизационных заданий и отнесения ЗАО «ТТК» к организациям, продолжающим работу в военное время, не имеется. Поскольку общество не относится к организациям, указанным в пункте 4 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного Приказом МЧС от 09.08.2010 № 381, оно не является объектом надзора за выполнением указанных требований.

Обучение работников Кайерканской нефтебазы ЗАО «Таймырская топливная компания» по вопросам гражданской обороны действительно не проводится. Однако полагает, что общество не может нести ответственность за указанные нарушения, поскольку не является объектом надзора.

Представитель отдела надзорной деятельности по МО г.Норильск ФИО4 полагала жалобу не подлежащей удовлетворению, пояснила, что на основании письма мобилизационного управления, имеющего гриф «секретно», на ЗАО «ТТК» возложены мобилизационные задания об обеспечении нужд ряда организаций в военное время, в этой связи ЗАО должно продолжать свою деятельность в военное время, поэтому на общество возложены обязанности по выполнению мероприятий по ГО.

Заслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного органа, суд полагает постановление мирового судьи подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Частью 2 ст.20.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Согласно ст.9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п.п. 2,3,4 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).

Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. п. 16.1, 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС от 14 ноября 2008 года № 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия.

По обучению населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.

По предоставлению населению средств индивидуальной защиты: накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций.

Пунктами 3, 4, 6 Приказа МЧС России от 21.12.2005г. № 993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Организациями осуществляется обеспечение СИЗ работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне. Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

Из анализа данных положений нормативных актов следует, что указанные выше обязанности по планированию основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, обучению работников по вопросам гражданской обороны, накоплению в резервах средств индивидуальной защиты возложены на все организации, независимо от формы собственности, отнесения их к категориям по гражданской обороне, продолжения либо прекращения деятельности в военное время, и других факторов.

Данные положения нормативных актов были нарушены обществом – на производственном объекте ЗАО «ТТК» - Кайерканской нефтебазе план основных мероприятий по вопросам гражданской обороны на ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ не был согласован с органом местного самоуправления, не созданы запасы средств индивидуальной защиты, не проводится обучение работников по вопросам гражданской обороны, в связи с чем мировой судья пришел к правильному выводу о доказанности вины ЗАО «Таймырская топливная компания» в административном правонарушении, предусмотренном ст.20.7 ч.2 КоАП РФ.

Между тем, суд полагает, что общество не должно нести ответственность за не обеспечение укрытия наибольшей работающей смены Кайерканской нефтебазы и отсутствие запасов дегазирующих, дезинфицирующих, дезактивирующих веществ.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу п.п. 16.4 Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» к мероприятиям, которые обязаны осуществлять организации в целях решения задач в области гражданской обороны, относится строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений; создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны; организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время; заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

Из содержания указанных норм следует, что строительство убежищ для укрытия наибольшей работающей смены и создание запасов дегазирующих, дезинфицирующих, дезактивирующих веществ возлагается на организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время.

Из сообщения Администрации г.Норильска о деятельности ЗАО «ТТК» в области гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ЗАО «Таймырская топливная компания» не входит в перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне на территории Красноярского края, согласно письму ГУ МЧС России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г.Норильска для ЗАО «ТТК» мобилизационные задания на поставку продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне муниципального образования город Норильск в военное время не выдавала. Аналогичная информация содержится в ответах должностных лиц на запросы общества - руководителя мобилизационного управления Администрации г.Красноярска ФИО12 (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), руководителя администрации Железнодорожного района г.Красноярска ФИО13 (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), ВрИО начальника Главного управления Министерства по ГО и ЧС по Красноярскому краю ФИО7 (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

При таких обстоятельствах доказательств отнесения ЗАО «Таймырская топливная компания» к категориям по гражданской обороне, а также того факта, что данная организация должна продолжать свою деятельность в военное время, а следовательно доказательств вины общества в невыполнении требований об обеспечении укрытия наибольшей работающей смены Кайерканской нефтебазы и о создании запасов дегазирующих, дезинфицирующих, дезактивирующих веществ не имеется.

Мировым судьёй обоснованно исключено из обвинения ЗАО «ТТК» отсутствие разработанного плана гражданской обороны Кайерканской нефтебазы, поскольку ни Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, ни другими нормативными актами в области гражданской обороны не предусмотрена обязанность организаций по разработке указанного плана.

Доводы представителя ЗАО «Таймырская топливная компания» о том, что акт проверки и протокол об административном правонарушении являются недопустимыми доказательствами, не состоятельны, поскольку нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора…» при проведении проверки судом не установлено.

Проверка юридического лица была проведена в соответствии с Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 305 уполномоченными должностными лицами территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п.4 указанного Положения органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Из указанного положения следует, что органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, вправе проводить проверку соблюдения требований законодательства в области гражданской обороны любыми организациями, а не только отнесенными к категориям по гражданской обороне или продолжающими деятельность в военное время. Иное противоречило бы смыслу возложения законодательством на организации обязанностей в области гражданской обороны.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что невыполнение обществом мероприятий в области гражданской обороны было выявлено в ходе проведения плановой проверки состояния пожарной безопасности и соблюдения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанный акт подписан тремя должностными лицами, проводящими проверку, и не подписан ФИО8 и ФИО9 Согласно сообщению заместителя начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Красноярскому краю, указанные должностные лица не участвовали в проведении проверки, что подтверждается их рапортами.

С актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ в тот же день был ознакомлен начальник отдела по промышленной безопасности, охране труда, ГО и ЧС ЗАО «Таймырская топливная компания» ФИО10, что подтверждает его подпись в акте проверки.

Из сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ и почтовой квитанции следует, что копия акта проверки была направлена руководителю общества почтой в день его составления.

Поскольку фактическое местонахождение общества и его руководителя значительно удалены от г.Красноярска, где был составлен акт проверки, такой способ вручения акта следует расценивать как надлежащее исполнение административным органом требований ч.4 ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)…», согласно которой в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя…акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

При назначении административного наказания мировым судьей обоснованно учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, и назначено минимальное наказание, предусмотренное ст.20.7 ч.2 КоАП РФ.

Поскольку исключение части инкриминируемых юридическому лицу нарушений существа административного правонарушения и меры ответственности за него не меняет, назначенное ЗАО «ТТК» наказание изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление мирового судьи судебного участка № 155 в районе Кайеркан г.Норильска, исполняющего обязанности временно отсутствующего мирового судьи судебного участка № 116, от 12 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.7 ч.2 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества «Таймырская топливная компания» изменить.

Исключить из мотивировочной части постановления указание о виновности ЗАО «Таймырская топливная компания» в невыполнении следующих мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий: обеспечения укрытия для наибольшей работающей смены Кайерканской нефтебазы ЗАО «Таймырская топливная компания», создания запасов дегазирующих, дезинфицирующих, дезактивирующих веществ на Кайерканской нефтебазе ЗАО «Таймырская топливная компания».

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 155 в районе Кайеркан г.Норильска, исполняющего обязанности временно отсутствующего мирового судьи судебного участка № 116, от 12 июля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.7 ч.2 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества «Таймырская топливная компания» оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в районе Кайеркан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Иванова Т.В.