Административное дело № 12-20/16
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калтан 25 апреля 2016 года
Судья Калтанский районный суд Кемеровской области Ванюшин Е.В.,
(...),
представителей ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» ФИО3, представившего доверенность № (2825Д) от ХХ, ФИО5, действующего на основании доверенности № (2834Д) от ХХ, рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» (далее - ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС») на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... (далее – Росприроднадзор) о назначении административного наказания от ХХ № ВЗАТ -336/11 ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», находящегося по адресу: ...,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ...Е. № ВЗАТ -336/11 от ХХ ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, выразившимся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно несоблюдение утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации золошлакоотвала № – ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не осуществляет наблюдение за осадкой и состоянием откосов золошлакоотвала №. 1
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» не согласившись с указанным постановлением обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать незаконными и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания от ХХ № ВЗАТ -336/11, указывая на то, что в период с 3 по ХХ Управлением Росприроднадзора по ... на основании приказа Росприроднадзора по ... от ХХ№-кн была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» по результатам которой ХХ должностным лицом вынесено Постановление о назначении административного наказания № ВЗАТ-336/11. Указанное Постановление получено Обществом ХХ.
Считает постановление незаконным и подлежащим отмене исходя из отсутствия состав правонарушения и того, что административным органом проведено проверочное мероприятие в отсутствие полномочного представителя Общества, выводы об отсутствии контроля за осадками, не соответствуют действительности.
Нормативными правовыми актами, регламентирующими наблюдение за осадками зданий и сооружений тепловых электрических станций являются Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (ПТЭ) и Методические указания по организации и проведению наблюдений за осадками фундаментов и деформациями зданий и сооружений строящихся и эксплуатируемых тепловых электростанций (РД 34.21.322-94).
В соответствии с п.2.1.3 в отношении золоотвалов должны устанавливаться наблюдения за осадкой, если в процессе строительства или эксплуатации в них будут обнаружены (визуально) недопустимые деформации. В соответствии с п. 2.2.1 ПТЭ на энергообъектах должно быть организовано систематическое наблюдение (2 раза в год – весной и осенью) за зданиями и сооружениями в процессе эксплуатации.
ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в полном объеме выполняет эти требования, в частности, последние два (перед проведением проверки Росприроднадзором) комиссионных осмотра золоотвалов №, 2 были выполнены в октябре 2014 года и в апреле 2015 года. Согласно актам комиссионного осмотра (приложения 1, 2), каких-либо значимых деформаций сооружений не выявлено.
Таким образом, в действиях ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» отсутствуют признаки нарушения законодательства или обязательных требований, следовательно, предписание об устранении нарушений законодательства или обязательных требований выдано незаконно.
Обращает внимание и на тот факт, что инспекторы Росприроднадзора при проведении проверки в значительной мере вышли за рамки своих полномочий и компетенций, что привело к выводам, не соответствующим фактическим обстоятельствам. В частности, инспекторами Росприроднадзора фактически проверялось исполнение архитектурно-строительного проекта (строительство и реконструкция объекта капитального строительства) и требований ПТЭ (эксплуатация). В то же время в силу требований ч. 3 ст. 54 Градостроительного Кодекса Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора. Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от ХХ№ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций. В соответствии с ч. 7 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
В силу требований п. 5.3.1.5, 5.3.1.6 Положения о Ростехнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства от ХХ N 401, ст. 23.30 КОАП РФ надзор за соблюдением ПТЭ возложен на службу энергетического надзора Ростехнадзора РФ.
Согласно акту проверки строительного надзора Ростехнадзора (приложение 3) и акту проверки энергетического надзора Ростехнадзора (приложение 4) нарушений требований градостроительной деятельности и требований проектной документации при строительстве (реконструкции), равно как и требований ПТЭ при эксплуатации, связанных с отсутствием или недостаточностью контроля за осадками золоотвала №, органами, уполномоченными на данные виды надзора, не выявлено.
Дополнительно отмечают, что требования к охране окружающей среды в архитектурно-строительном проекте в силу требований ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от ХХ N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" излагаются в разделе 8 (обязательный) утверждаемой части (подлежащей государственной экспертизе) архитектурно-строительного проекта. В указанном разделе проекта отсутствуют требования к наблюдению за осадками сооружения. Требования остальных разделов проекта, в т.ч. раздела 5, в котором предусмотрена установка осадочных марок, в силу Закона к охране окружающей среды отношения не имеют.
Кроме того, инспекторами, проводившими проверочное мероприятие по осмотру золошлакоотвала, не ставились в известность о проведении этого мероприятия ни руководитель Общества, ни любой другой полномочный представитель. Общество не зная ни цели проверочного мероприятия, ни факта его осуществления, не имело возможности направить на осмотр специалиста по промбезопасности, владеющего вопросами наблюдений за осадками зданий и сооружений. Начальник отдела охраны окружающей среды, присутствовавшая на осмотре, в силу своей компетенции не имела возможности дать пояснения по вопросам, далеко выходящим за рамки вопросов экологии. Кроме того, доверенностью, представленной в материалах дела, П. не уполномочена на составление и подписание актов осмотра территории. В доверенности имеется закрытый перечень документов, которые П. имеет право подписывать – это право ей дано исключительно в отношении актов совместного отбора проб для лабораторных анализов.
Кроме того, общество имеет график проведения наблюдений за осадками зданий и сооружений, в который включены, в том числе, за состоянием откосов золошлакоотвала №. Золошлакоотвал в полном соответствии с проектом оборудован осадочными марками. Специалисты Общества выполняют все необходимые наблюдения, занося результаты наблюдений в соответствующие журналы и составляя необходимые акты. Составленный инспекторами акт об отсутствии осадочных марок не может говорить об отсутствии наблюдений, а говорит лишь об отсутствии компетенций в области строительства и промышленной безопасности у тех, кто этот акт составлял.
Росприроднадзор о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Представители ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» ФИО3 и ФИО5 доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить, ФИО5 в судебном заседании пояснил, что
Судья, заслушав представителей ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС», проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оценив доказательства по делу в их совокупности, считает, что постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ...Е. следует отменить.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального Закона от ХХ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» эксплуатирует золошлакоотвалы № и №, реконструированные согласно проектной документации «Корректировка проекта «Реконструкция золошлакоотвала № ОАО Южно-Кузбасская ГРЭС».
Согласно ч. 13 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от ХХ№ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», требования к охране окружающей среды приводятся в обязательном разделе № архитектурно-строительного проекта. В указанном разделе проектной документации среди мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды не указаны мероприятия по наблюдению за осадками золошлакоотвала №.
Вместе с тем проектной документацией предусмотрено наличие грунтовых марок для выполнения наблюдений в других разделах проекта, однако требований к составу, объему и периодичности работ по инструментальным наблюдениям проектной документацией не определено.
Порядок, периодичность и объем наблюдений за золошлакоотвалами приведен в Правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (ПТЭЭиС) и в Методических указаниях по организации по проведению наблюдений за осадками фундаментов за осадками фундаментов и деформациями зданий и сооружений строящихся и эксплуатируемых тепловых электростанций (РД 34.21.322-94).
В соответствии с п. 2.1.3 РД 34.21.322-94 в отношении золоотвалов инструментальные наблюдения за осадкой должны устанавливаться, если в процессе строительства или эксплуатации будут обнаружены (визуально) недопустимые деформации.
В свою очередь, п. 2.2.1 ПТЭЭиС на энергообъектах должно быть организовано систематическое (2 раза в год – весной и осенью) наблюдение за зданиями и сооружениями в процессе эксплуатации.
Общество представило в суд акты весеннего и осеннего обследования сооружений внешнего ГЗУ «ОАО Южно-Кузбасская ГРЭС», согласно которых комиссией не установлено видимых повреждений сооружений. Таким образом, Обществом обеспечено наблюдение за осадками в соответствие с требованиями отраслевых нормативно-технических документов. Сам по себе факт отсутствия осадочных марок и реперов не свидетельствует о том, что Общество не производит наблюдение за состоянием золоотвала в установленном порядке.
Не находит подтверждения и факт отсутствия осадочных марок. В соответствии с ч. 3 ст. 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от ХХ№ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В силу требований п. 5.3.1.5, 5.3.1.6 Положения о Ростехнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства от ХХ№, ст. 23.30 КоАП РФ, надзор за соблюдением требований ПТЭЭиС возложен на службу энергетического надзора Ростехнадзора РФ. Таким образом, государственный надзор за соблюдением требований проектной документации, норм и правил при строительстве и за соблюдением требований Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ при эксплуатации, которыми регламентирован порядок наблюдения за сооружениями электростанций, в том числе, золоотвалами, возложен на органы Ростехнадзора.
Из представленного ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» в материалы дела Акта итоговой выездной проверки Сибирским управлением Ростехнадзора реконструкции объекта капитального строительства от ХХ, усматривается положительное заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от ХХ, согласно которому реконструированный золошлакоотвал соответствует проектной документации и другим обязательным требованиям, а также Акт обследования ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» Сибирским управлением Ростехнадзора от ХХ, согласно которому при эксплуатации золоотвалов замечаний к наблюдению за их состоянием не выявлено.
Указанным доводам ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» должностным лицом Управления Росприроднадзора по ... при рассмотрении дела оценка не дана.
Материалами дела не подтверждается факт отсутствия наблюдений за осадками золоотвала № со стороны ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС».
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Жалобу Открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ...Е. о признании Открытого акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания № ВЗАТ-336/11 от ХХ отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: подпись
Копия верна
Судья: Е.В. Ванюшин