№ 12-20/19
РЕШЕНИЕ
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Логинов С.С., при секретаре Семененко Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта Республики Коми 11 января 2019 года жалобу Леонтьевой Н.А. на постановление мирового судьи Пионергорского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 29 ноября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Март» Елькина А.Л.,
установил:
Постановлением мирового судьи Пионергорского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 29 ноября 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении должностного лица – генерального директора ООО УК «Март» Елькина А.Л. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, потерпевшая по делу Леонтьева Н.А. обратилась с жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене постановления мирового судьи.
В судебном заседании Леонтьева Н.А. на доводах жалобы настаивала.
Защитник привлекаемого лица Гордеев Ю.А., выступая в суде, с доводами жалобы не согласился, полагал, что оснований для отмены законного постановления мирового судьи не имеется.
Привлекаемое лицо Елькин А.Л., а также должностное лицо Государственной жилищной инспекции по городу Ухте, составившее протокол об административном правонарушении в отношении Елькина А.Л., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причину уважительности неявки суду не представили.
Заслушав объяснения защитника привлекаемого лица, потерпевшей, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 указанной статьи одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 4 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пп. «б» п. 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе сбором, обновлением и хранением информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Пунктом 31 Правил определено какую информацию обязана раскрывать управляющая организация в случае управления многоквартирным домом путем размещения на постоянной основе.
В соответствии с п. 33 Правил управляющая организация не вправе ограничивать доступ к раскрываемой информации собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также обязана обеспечить сохранность раскрываемой информации в местах ее размещения, предусмотренных настоящими Правилами.
Сроки, в которые управляющая организация предоставляет по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме установлены в п. 34 Правил.
Согласно п. 35 Правил запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.
В соответствии с п. 36 Правил срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 настоящих Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения).
Ответ на индивидуальный либо коллективный запрос (обращение) лиц, не являющихся собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме (далее - заявитель), направляется заявителю в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса (обращения). Управляющая организация может продлить срок рассмотрения запроса (обращения) не более чем на 30 календарных дней в случае, если для подготовки ответа необходимо получение информации от иных лиц, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя. Уведомление о продлении срока рассмотрения запроса (обращения) с указанием причин такого продления направляется в адрес заявителя до истечения 30-дневного срока рассмотрения запроса (обращения) с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства или в письменной форме с использованием способа отправки, позволяющего установить дату отправки или подтвердить факт вручения (получения) (п. 37 Правил).
Как усматривается из материалов дела, на основании лицензии от 02 ноября 2015г. № 162, выданной Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, ООО УК «Март» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
01 августа 2017 г. между ООО УК «Март» и собственниками многоквартирного жилого дома № .... по ул. .... в г. Ухте Республики Коми заключен договор № .... управления многоквартирным домом по указанному адресу.
На основании распоряжения первого заместителя руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) № 1224-л от 13.07.2018 с целью осуществления лицензионного контроля по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...., в отношении ООО УК «Март», генеральным директором, которого является Елькин А.Л., по обращению Леонтьевой Н.А., проживающей в квартире № .... по указанному адресу, проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой 31.07.2018 установлено нарушение управляющей компанией п. 36 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416, а также ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, выразившиеся в нарушение срока дачи ответа управляющей компанией на обращение Леонтьевой Н.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Государственной жилищной инспекции по г. Ухте в отношении генерального директора ООО УК «Март» Елькина А.Л. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, с такой квалификацией действий должностного лица нельзя согласиться.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно материалам дела при осуществлении ООО УК «Март» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по вышеуказанному адресу на основании договора управления многоквартирным домом генеральным директором общества Елькиным А.Л. допущены нарушения Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
При этом данный вид деятельности осуществляется на основании лицензии от 02 ноября 2015 г. № 162, выданной Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Поскольку общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, то исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом является лицензионным требованием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно п. 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным жилым домом с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, должностное лицо общества, допустившее в рамках осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами нарушение лицензионных требований, выразившихся в несоблюдении Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ч. 1 ст. 7.23.3 названного Кодекса.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства: общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного генеральному директору ООО УК «Март» Елькину А.Л. деяния с ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ на ч. 2 ст. 14.1.3 названного Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, постановление мирового судьи Пионергорского судебного участка г. Ухты Республики Коми подлежит оставлению без изменения.
Доводы, изложенные в жалобе, при установленных обстоятельствах, правого значения не имеют.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление мирового судьи Пионергорского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 29 ноября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Март» Елькина А.Л. оставить без изменения, жалобу Леонтьевой Натальи Анатольевны – без удовлетворения.
Судья С. С. Логинов