ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/19 от 13.06.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 7-1003/2019

(В районном суде № 12-20/2019) судья Андреева О.О.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., рассмотрев 13 июня 2019 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Костине Ф.В., дело об административном правонарушении по жалобе на решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2019 года в отношении

Государственного унитарного предприятия Ленинградской области «Водоканал г. Коммунара», ИНН 4705074351, КПП 470501001, ОГРН 1174704011459, юридический адрес: Ленинградская область, Гатчинский район, г. Коммунар, ул. Гатчинская, д. 12,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 14-152/2018 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главным специалистом – экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу <...> В.С. от 19 ноября 2018 года Государственное унитарное предприятие Ленинградской области «Водоканал г. Коммунара» (далее ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар»), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Этим же постановлением с ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» взысканы издержки по делу об административном правонарушении, путем оплаты ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» согласно прилагаемой смете затрат на проведение экспертизы в рамках дела №14-152/2018 в сумме 644 029,12 рублей.

Защитник ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» Рогожина Е.Е. не согласившись с вышеуказанным постановлением, подала жалобу об его отмене в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга.

Решением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2019 года вышеуказанное постановление от 06 июля 2018 года изменено, из резолютивной части постановления исключено указание о взыскании с ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» издержек по делу об административном правонарушении, путем оплаты ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» согласно прилагаемой смете затрат на проведение экспертизы в рамках дела №14-152/2018 в сумме 644 029,12 рублей. В остальной части постановление от 19.11.2018 должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» - без удовлетворения.

Государственный инспектор <...> В.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене решения суда, в части исключения из постановления указания о взыскании с ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» издержек по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указал, что в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования. В рамках дела была назначена экспертиза, производство которой поручено ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО». По результатам экспертизы в Департамент было представлено экспертное заключение по проведенным исследованиям с выводами о наличии превышений предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта рыбохозяйственного значения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются в том числе, заключения эксперта. Проведение экспертизы в рамках данного дела было необходимым. Суммы, выплаченные экспертам в соответствии с положениями ст. 24.7 КоАП РФ относятся к издержкам по делу об административном правонарушении. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, относятся на счет юридического лица. Вывод суда о том, что состав ст. 8.14 КоАП является формальным, а не материальным, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения необходимо проведение анализов по веществам, на которые предприятие имеет разрешение – на 18 загрязняющих веществ, для чего необходим отбор проб и соответствующая экспертиза. Эксперт проводил исследования исходя из специальных познаний, и самостоятельно выбирал способы и методы проведения экспертизы.

Законный представитель ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» в Санкт-Петербургский городской суд не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не направил, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Главный специалист-эксперт Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <...> Е.В. судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Защитник ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» Рогожина Е.Е. возражала против удовлетворения жалобы, полагала решение районного суда законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, постановлением № 14-152/2018 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главным специалистом – экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу <...> В.С. от 19 ноября 2018 года ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей, взысканы издержки по делу об административном правонарушении, путем оплаты ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» согласно прилагаемой смете затрат на проведение экспертизы в рамках дела №14-152/2018 в сумме 644 029,12 рублей.

Изменяя названный судебный акт и исключая из него данные выводы, судья районного суда указал, что состав ст. 8.14 КоАП РФ является формальным, а не материальным, для признания юридического лица виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, необходим сам факт сброса сточных вод с превышением установленных нормативов допустимых сбросов, без учета количества сброшенных сточных вод, степени нанесения вреда водному объекту, в связи с чем, по мнению суда, решения о взыскании издержек с общества не требуется.

Между тем, выводы судьи первой инстанции не учитывают следующее.

Содержание и состав издержек по делу об административном правонарушении установлены статьей 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Издержки по делу об административном правонарушении состоят, помимо прочего, из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных) (пункт 1 части 1 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По настоящему делу издержки понесены в связи с проведением назначенной в ходе административного расследования определением должностного лица от 28.09.2018 (дело №14-152/2018, л.д. 130-133) экспертизы для определения степени негативного воздействия сточных вод, сбрасываемых ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» в р. Ижора вследствие нарушений требований водного законодательства Российской Федерации.

Заключение ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» имеется в материалах дела об административном правонарушении (л.д. 184-194, 195-202).

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику (часть 3 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

В нарушение приведенных положений решением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2019 из резолютивной части постановления исключено указание на взыскание с общества в пользу учреждения спорных издержек.

Допущенное по настоящему делу нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2019 в отношении ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» подлежит отмене.

Дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем решении, дать оценку доводам должностного лица, полагающего спорные издержки обоснованными.

Ввиду того, что материалы дела не содержат каких-либо документов, подтверждающих фактическое несение административным органом расходов на проведение экспертиз, а документы, представленные в дело (в том числе сметная калькуляция затрат, акты выполненных работ, оказанных услуг, прайс-лист на оказание услуг учреждением), являются основаниями для оплаты экспертиз, но не свидетельствуют о перечислении административным органом учреждению, производившему лабораторные исследования, денежных средств за оказанные услуги, при новом рассмотрении дела суду, помимо изложенного, следует проверить факт несения административным органом расходов на оплату оказанных услуг, дав оценку документальным доказательствам, и вынести законное и обоснованное решение с соблюдением требований, содержащихся в частях 3, 4 статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2019 года, которым постановление № 14-152/2018 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста – эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу <...> В.С. от 19 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» изменено, из резолютивной части постановления исключено указание о взыскании с ГУП ЛО «Водоканал г. Коммунар» издержек по делу об административном правонарушении, путем оплаты ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» согласно прилагаемой смете затрат на проведение экспертизы в рамках дела №14-152/2018 в сумме 644 029,12 рублей – отменить, дело направить на новое рассмотрение в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья Охотская Н.В.