ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/19 от 22.01.2019 Балашовского районного суда (Саратовская область)

12-20/2019

64MS0022-01-2019-001767-11

РЕШЕНИЕ

08 июля 2019 года г. Балашов

Судья Балашовского районного суда Саратовской области Невесенко В.Н.,

при секретаре Мягковой О.Г.,

с участием старшего помощника прокурора г. Балашова Саратовской области ФИО,

представителя МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда жалобу Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Балашов «Городское ЖКХ» (далее - МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ») на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка № 2 Балашовского района Саратовской области от 20 мая 2019 года в отношении МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка № 2 Балашовского района Саратовской области от 20 мая 2019 года МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Свои требования мотивирует тем, что согласно Постановлению администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 28.12.2018г. № 284-п «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Балашов», МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» с 28 декабря 2018 года наделено статусом гарантирующей организации и с указанной даты фактически оказывает соответствующие коммунальные услуги потребителям (копия постановления имеется в материалах дела). В соответствии с нормами ч.ч. 1,4 ст.8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011г. №416-ФЗ (далее - № 416-ФЗ), МКУ, как организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязано обеспечивать соответствующие коммунальные услуги и не в праве прекращать эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 21 № 416-ФЗ содержит исчерпывающий перечень случаев временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, среди которых отсутствие утвержденного в установленном порядке тарифа на соответствующие коммунальные услуги не значится. В связи с отсутствием утвержденных тарифов на водоотведении решением Главы муниципального образования город Балашов ФИО № 10/2 от 28 декабря 2018 года МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» рекомендовано использовать тарифы для потребителей, применяемые ранее муниципальным унитарным предприятием «Балашовское жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области в соответствии с постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 02 декабря 2016 года № 65/69 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов, осуществляющему свою деятельность на территории Балашовского муниципального района». В соответствии с п.п. 12, 13, 14 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами. Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов. Что и было сделано МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» 28 февраля 2019 года исх. № 191 материалы направлены Министру области - председателю комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области ФИО Комитет отказал в открытии тарифного дела и установлении тарифов на основании того, что не решен вопрос об исключении из конкурсной массы имущества должника МУП БМР «Балашовское ЖКХ», изъятого из оборота (Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 13.03.2019г. определение Арбитражного суда от 26.09.2018г. по делу № А57-6063/2009 в части исключения имущества из конкурсной массы должника отменено и направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области) (копия письма КГРТ исх.№ 04-04-415/кгрт от 19.03.2019г. в материалах дела). Также 16 мая и 04 июня 2019 года в комитет по тарифам направлены письма с просьбой об утверждении тарифов для организации и разъяснений экономической обоснованности тарифов (с подтверждением получения данных писем), которые оставлены комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области без внимания до настоящего времени. Следовательно, у учреждения отсутствовала возможность не оказывать коммунальные услуги до утверждения в установленном порядке тарифов и не имело возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность. Судом не учтена позиция МКУ, что в сложившейся ситуации отказ комитета по регулированию тарифов в установлении тарифов для МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» является обстоятельством чрезвычайным и непредотвратимым, находящимся вне контроля юридического лица, следовательно, МКУ не имело возможности для соблюдения установленных законодательством правил и норм, что свидетельствует об отсутствии вины юридического лица, а, соответственно, вменяемого состава административного правонарушения. Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Из мотивированного постановления суда не усматривается в чем конкретно заключается вина юридического лица и в какой форме выражена, согласно ст.2.2 КоАП РФ. Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования. Таких нарушений МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» как завышение или занижение тарифов ни прокуратурой г.Балашова, ни мировым судьей не установлено. В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Согласно статье 31 Федерального закона 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение относится к регулируемым видам деятельности. Тарифы в сфере водоснабжения подлежат государственному регулированию. На основании пункта 4 раздела II Основ N 406 в систему регулируемых тарифов входят тарифы на водоснабжение. На территории Саратовской области органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения, является Комитет государственного тарифа Саратовской области. Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется посредством установления региональной службой по тарифам Саратовской области тарифов на товары и услуги каждой конкретной ресурсоснабжающей организации, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения. Административным органом установлено и подтверждено материалами дела, что основным видом деятельности Предприятия является забор, очистка и распределение воды. Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что на период с 28 декабря 2018 года по 28 марта 2019 года МКУ МО г.Балашов «Городское ЖКХ», при отсутствии утвержденного тарифа, в нарушении установленного порядке ценообразования произвело расчёт (начислено) на сумму 38588986 руб. 02 коп. и приняло оплату за услуги холодного водоснабжения и водоотведения от потребителей коммунальной услуги (34885 лицевых счетов) на общую сумму 24000386 руб. 47 коп., т.е. совершило правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.6 КоАП РФ. Действительно, граждане оплачивают счета за водоснабжение (услуги), претензий от них не поступают, оплата гражданами производится за фактически оказанные услуги, кроме того, счета за оказываемые услуги выставлены (применяются тарифы экономически обоснованные) согласно рекомендованного решения Главы муниципального образования город Балашов ФИО № 10/2 от 28 декабря 2018 года МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ», которым рекомендовано использовать тарифы для потребителей, применяемые ранее муниципальным унитарным предприятием «Балашовское жилищно-коммунальное хозяйство» муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области в соответствии с постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 02 декабря 2016 года № 65/69 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение МУП «Балашовское ЖКХ» муниципального образования город Балашов, осуществляющему свою деятельность на территории Балашовского муниципального района». Свободное ценообразование невозможно, т.к. согласно постановлению Правительства РФ от 13.05.2013г. №406 ««О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», данные тарифы относятся к регулируемым. В связи с этим, применение тарифов МКУ, ранее утвержденных в установленном порядке для МУП «Балашовское ЖКХ» постановлением КГРТ от 02.12.2016г. №65/69 (с изменениями, внесенными постановлением от 22.11.2018г. №47/3) обусловлено необходимостью обеспечения бесперебойного оказания коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению и предупреждения чрезвычайной ситуации. Правомерность использования тарифа прежней организации в пределах периода его действия подтверждается, в частности, позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.05.2018г. №303-ЭС 17-18242 и Решении Арбитражного суда Саратовской области от 31.05.2018г. по делу №А-57-30427/2017). В силу ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и согласно пп. и п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, граждане-потребители обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. Отсутствие утвержденного для МКУ тарифа на водоснабжение и водоотведение не может являться основанием безвозмездности потребляемого коммунального ресурса. При таких обстоятельствах, согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, что подтверждается правовой позицией, изложенной в п.3 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014г. №4-п. В силу ч.2 ст.2.1 КоаП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В данной ситуации МКУ МО г.Балашов «Городское ЖКХ» принимало и принимает до настоящего времени все необходимые меры для принятия тарифов на водоснабжение и водоотведение, организацией предприняты все необходимые меры для утверждения тарифов. Применение МКУ МО г.Балашов «Городское ЖКХ» тарифа, утвержденного ранее для Муниципального унитарного предприятия «Балашовское ЖКХ» в отношении тех же объектов по водоснабжению и водоотведению на период до утверждения тарифа в установленном порядке не создает существенной угрозы общественным отношениям, никаких последствий не наступило, вред гражданам и юридическим лицам не причинен, в связи с чем выявленное административное правонарушение Балашовским районным судом Саратовской области может быть признано малозначительным в случае оставления жалобы без удовлетворения. На основании вышеизложенного, считаем, что доказательств вины юридического лица во вменяемом правонарушении материалы дела не содержат, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения. Данное обстоятельство, в силу п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу. Кроме того, в соответствии ч.1 ст.29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. 20 мая 2019 года мировым судьей оглашена резолютивная часть постановления суда, однако в протоколе судебного заседания об этом не указано, не разъяснен срок изготовления мотивированного текста постановления. Копия мотивированного текста постановления получена представителем только после непосредственного обращения в судебный участок 03 июня 2019 года. В связи с чем необходимо восстановить пропущенный срок на обжалование постановления мирового судьи от 20 мая 2019 года.

Выслушав представителя МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» ФИО, прокурора, который просил отказать в удовлетворении жалобы Муниципального казенного учреждения муниципального образования город Балашов «Городское ЖКХ» на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка № 2 Балашовского района Саратовской области от 20 мая 2019 года в отношении МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, нахожу жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству РФ предоставлено право по утверждению перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы предусмотренные настоящим Кодексом, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей, иные документы. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов дела установлено, что копию обжалуемого постановления МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» получена 03 июня 2019 года, жалоба подана 11 июня 2019, в связи с чем судья приходит к выводу, что срок на подачу жалобы МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» не пропущен.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 28.12.2018 года по 28.03.2019 года МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ", при отсутствии утвержденного тарифа, в нарушение установленного порядка ценообразования произвело расчет (начислено) на сумму 38588986 руб. 02 коп. и приняло оплату за услуги холодного водоснабжения и водоотведения от потребителей коммунальной услуги (34885 лицевых счетов) на общую сумму 24000386 руб. 47 коп., в связи с чем, в отношении юридического лица составлено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 04 апреля 2019 года. Права, предусмотренные ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях разъяснены.

Факт совершения МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, кроме постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 04 апреля 2019 года также подтверждается: выписками из ЕГРЮЛ; агентским договором между МКУ МО г.Балашов "Городское ЖКХ" и МУП БМР "Совтех-Инфо" по приему платежей от населения; сведениями МУП БМР "Совтех-Инфо" (исх. 94 от 03.04.2019 года, исх. 125 ог 16.05.2019 года) о начисленных и оплаченных суммах водоснабжения и водоотведения в пользу МУП БМР "Совтех-Инфо" за период с 28 декабря 2018 года по 28 марта 2019 года; счета и счета-извещения потребителей услуг водоснабжения и водоотведения ФИО, ФИО, ФИО; Уставом МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ" с изменениями; свидетельством о постановке на налоговый учет; заявлением об установлении тарифов в адрес Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области с приложением; сообщением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.03.2019 года; обращением в адрес администрации муниципального района Саратовской области от 01.04.2019 года.

Представленные доказательства и документы, на основании ст. 26.2 КоАП РФ судья признает допустимыми доказательствами по делу, поскольку они составлены и оформлены правильно, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с разъяснением прав, предусмотренных ст. 25.4 КоАП РФ, о чем в соответствующих графах имеются отметки. С заявлением или замечаниями представитель юридического лица не обращался.

Все доводы МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ", изложенные в жалобе, в том числе об отсутствии в действиях МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ" состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, были предметом рассмотрения мировым судьей, а поэтому они направлены на переоценку имеющихся доказательств.

При таких обстоятельствах судья считает доводы жалобы несостоятельными и расценивает, как избранную позицию защиты, способ избежать наказание за административное правонарушение.

На основании изложенного судья полагает, что мировой судья пришел к обоснованному выводу о совершении МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ" административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, принял законное решение о назначении административного наказания в виде административного штрафа, верно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном им правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Наказание МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ" назначено с учетом характера административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица. Также мировым судьей принято во внимание отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

При назначении наказания мировым судьей обоснованно принято во внимание, что учреждением принимались все необходимые меры к установлению тарифов, тот факт, что МКУ МО г. Балашов "Городское ЖКХ" относится к социально значимым объектам, отсутствие претензий по качеству оказываемых услуг, что признано исключительным обстоятельством в связи с чем применены положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка № 2 Балашовского района Саратовской области от 20 мая 2019 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены и изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка № 2 Балашовского района Саратовской области от 20 мая 2019 года в отношении МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ», которым оно подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей, оставить без изменения, жалобу МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Судья В.Н. Невесенко