Дело № 12-20/2019
65RS0013-01-2019-000375-06
Р Е Ш Е Н И Е
26 июля 2019 года пгт. Смирных
Судья Смирныховского районного суда Сахалинской области Кабалоева М.В.,
при секретаре Ивановой М.А.,
с участием заявителя Сульдяйкиной Н.Ю.,
защитника Холодняк А.А.
рассмотрев жалобу Сульдяйкиной Натальи Юрьевны на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области №КО-03-65/2019 от 08 мая 2019 года
у с т а н о в и л:
Постановлением Управления Росприроднадзора по Сахалинской области №КО-03-65/2019 от 08 мая 2019 года Сульдяйкина Н.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Сульдяйкина Н.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить, в обосновании своих доводов указав, что 21.02.2019 в адрес Управления Росприроднадзора по Сахалинской области поступил отчет ГУП «Смирныховское ДРСУ» по форме №2-ТП (рекультивация) за 2018 год по участку недр «Южная Хандаса-1». ГУП «Смирныховское ДРСУ получило от Смирныховского лесничества по договору №78 от 10.11.2009 в аренду лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезного ископаемого, добыча песчано-гравийной смеси на участке недр «Южная Хандаса-1». Согласно акта приема-передачи аренды лесного участка №7 от 25.10.2018 ГУП «Смирныховское ДРСУ» вернуло лесной участок Смирныховскому лесничеству.
Лесной участок передан землепользователю по завершению всего комплекса работ, направленных на восстановление нарушенных земель, что отражено в акте приема передачи лесного участка.
Акт приема передачи лесного участка после проведения рекультивации земель подписан 25.10.2018, однако в срок 30 календарных дней со дня подписания акта, уведомление в адрес Управления Росприроднадзора по Сахалинской области не поступило.
Росприроднадзор полагает, что несоблюдение ГУП «Смирныховское ДРСУ» п. 31 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства от 10.07.2018 №800, является административным правонарушением в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ-невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. Ответственность за данное нарушение несет непосредственно начальник ПО ГУП «Смирныховское ДРСУ» Сульдяйкина Н.Ю.
Предоставление соответствующего акта Росприроднадзору носит отчетный характер и не имеет прямого отношения к осуществлению мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия, что и является рекультивацией земель, которая по факту на момент предоставления акта считается завершенной и проведенной в соответствии с нормами действующего законодательства.
Претензий со стороны Росприроднадзора к действиям ГУП «Смирныховская ДРСУ», связанным непосредственно с завершенными рекультивационными мероприятиями, сданными по акту, не заявлено.
Считает, что допущенное ею нарушение п. 31 Правил проведения рекультивации и консервации земель, заключающееся в несвоевременном предоставлении соответствующего акта в качестве уведомления о завершении рекультивационных мероприятий, не является и не может являться административным правонарушением, заключающимся в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по рекультивации земель, а также допущенное нарушение не является административным, ответственность за которое предусмотрено КоАП РФ. Нормы постановления Правительства от 10.07.2018 №800 не содержат положений об ответственности за нарушение п. 31 Правил проведения рекультивации и консервации земель.
Фактов причинения ущерба использовавшимся и рекультивированным землям Росприроднадзором не установлено.
Полагает, что материалами дела не доказано наличие события административного правонарушения.
Об отсутствие состава правонарушения в действиях заявителя является доводом заявителя по настоящему делу.
В случае, если мнение заявителя не соответствует действительному состоянию дел и довод заявителя противоречит нормам действующего законодательства и судебной практике, то они считают, что допущенное им нарушение с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При данных обстоятельствах допущенное правонарушение допустимо рассматривать как малозначительное и в силу данного обстоятельства, заявитель ходатайствует при рассмотрении дела применить нормы ст. 2.9 КоАП РФ-по малозначительности совершенного правонарушения, освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Управления Росприроднадзора по Сахалинской области о времени и месте судебного заседания извещены, не явились, представили письменное ходатайство, просят дело рассмотреть в отсутствии их представителя, в связи с территориальной отдаленности,
Возражают против жалобы, просят в удовлетворении жалобы заявителя отказать, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сахалинской области от 08.05.2019 №КО-03-64/2019 считать законным, обоснованным и неподлежащим отмене.
В соответствии с договором аренды лесного участка №78 от 10.11.2009 площадь арендуемого участка лесного фонда составляет 11,3 га. В процессе деятельности арендатора, ГУП «Смирныховское ДРСУ» фактически было использовано 11,3га. На нарушенных, в результате произведенной деятельности, землях проведена техническая рекультивация в соответствии с п. 5.2.16 договора аренды лесного участка №78 от 10.11.2009.
Согласно п. 31 в срок не позднее 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель, направляет уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 24 настоящих Правил.
В соответствии с приказом №115 от 26.09.2018 начальник производственного отдела Сульдяйкина Н.Ю. назначена ответственным лицом на проведение ликвидационных мероприятий, в том числе :2-ТП рекультивации, предоставлении актов рекультивации земель участка лесного фонда, акта приема-передачи земельного участка в соответствующие инстанции согласно лицензии, на право пользования участком недр общераспространенных полезных ископаемых.
Направление уведомления и акта приемки-сдачи рекультивируемых земель является неотъемлемой частью проведения и завершения рекультивации.
В ходе административного производства установлено, что акт приема передачи подписан 25.10.2019, однако в срок 30 календарных дней со дня подписания акта, уведомление в адрес Росприроднадзор не поступило. Таким образом, Сульдяйкина Н.Ю. несвоевременно выполнила обязанность по рекультивации нарушенных земель.
Сульдяйкина Н.Ю. имела возможность для соблюдения правил и норм, установленных законодательством Российской федерации, однако ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Своими действиями (бездействием) общество нарушило требование пункта 31 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель»-в срок не позднее 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил направляется уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Возражают против применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствии представителя Управления Росприроднадзора по Сахалинской области.
При рассмотрении дела Сульдяйкина Н.Ю.-начальник производственного отдела ГУП «Смирныховское ДРСУ» суду пояснила, что на указанную должность она была назначена приказом от 26.09.2018 №115, она является ответственным лицом за проведение ликвидационных мероприятий, в ее обязанности входит сдачу лицензии на право пользования участком недр, отчетности 5-ГР, 2 ТП-рекультивация, предоставление актов рекультивации земель участка лесного фонда, акта приема-передачи земельного участка в соответствующие инстанции согласно лицензии на право пользования участком недр общераспространенных полезных ископаемых.
ГУП «Смирныховское ДРСУ» от Смирныховского лесничества по договору №78 от 10.11.2009 получили в аренду лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезного ископаемого, добыча песчано-гравийной смеси на участке недр «Южная Хандаса-1». Данный участок расположен по адресу: Сахалинская область, Смирныховский район в квартале 286 с соответствующими выделами, которое относится к Онорскому и Смирныховскому участковым лесничествам. Работы на данном участке производились в период с 2013 по 2018 год.
На основании акта приема-передачи аренды лесного участка ГУП «Смирныховское» ДРСУ от 25.10.2018 №7 возвратило предоставленный в аренду лесной участок Смирныховскому лесничеству по договору от 10.11.2009 №78.
Согласно акту от 25.10.2018 на нарушенных, в результате производственной деятельности, землях проведена техническая рекультивация в соответствии с договором, т.е. произведена разваловка отвалов вскрышных работ, сглаживание вскрышных отвалов, частичная засыпка выработанного пространства, срезание углов откосов бортов разрезов, что также подтверждается представленными в деле фотографиями.
До и после рекультивации земельного участка представитель Росприроднадзор осмотр данного земельного участка не производил, никто не провёл взятие проб образцов почв на спорном земельном участке.
Она занималась подготовкой документации по завершению всех видов работ на лицензионном участке для сдачи в органы исполнительной власти. Работы по рекультивации земель были завершены на участке и сданы представителю Арендодателя Смирныховского лесничества 25.10.2018, претензий со стороны арендодателя к арендатору не представлялись. Акты были подписаны и сданы с последующей отправкой владельцу земель лесного фонда в Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области 29.10.2019.
В связи с тем, что не была ознакомлена с изменениями в Постановлении Правительства РФ от 10.07.2018 №800, ею не было предоставлено уведомление о завершении работ по рекультивации земель и акта приема-передачи рекультивированных земель, согласно «Правилам проведения рекультивации и консервации земель», согласно п. 31 в срок не позднее 30 календарных дней со для подписания акта приема-передачи в адрес Росприроднадзора.
Как следует из текста протокола и Постановления Росприроднадзора она привлекается к административной ответственности за несоблюдение срока предоставления Росоприроднадзору акт приема передачи лесного участка после проведения рекультивации земель, что является нарушением п. 31 Правил, после чего следует вывод, что это является невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по рекультивации земель, что противоречит нормам действующего законодательства.
Она считает, что допущенное ею нарушение не является административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Просит постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
Защитники Холодняк А.А.,действующий на основании доверенности доводы и жалобу Сульдяйкиной Н.Ю. поддержал и просил ее удовлетворить, суду пояснила, что Росприроднадзор полагает, что несвоевременным, с пропуском срока предоставления уведомления 30 суток, предоставлением уведомления об окончании рекультивации и акта со стороны ГУП «Смирныховское ДРСУ» несвоевременно выполнило обязанность по рекультивации нарушенных земель, также они против применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно п. 30 Правил завершение работ по рекультивации земель подтверждается актом о рекультивации земель. Обязательным приложение к акту является копии договоров с подрядчиками и проектными организациями.
Согласно п. 31 Правил в срок не позднее, чем 30 дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктов 30 настоящих правил направляется уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта.
Исходя из указанной структуры нормативного акта, составление акта рекультивации и уведомление о его подписании-не объединены пунктом нормы права, не составляют единое целое, выполняют разные задачи в структуре права. Данное обстоятельство противоречит выводам системного анализа требований Правил, проведенного Росприроднадзор.
Деятельность Управления Росприроднадзора по Сахалинской области регламентируется Положением Росприроднадзора, как следует из данного положения, получение уведомления о завершении работ по рекультивации земель не связано со стороны Роприроднадзора с необходимостью совершения какого-либо действия или принятием какого-либо решения, проведение проверки, согласованием, установление нормативом, предъявлением требований о выполнении норм действующего законодательства и т.п., данное действие связано с формированием государственной информационной базы, что напрямую корреспондирует с п.4.41 Положения, прием отчетности и п.4.58 Положения- Управление принимает участие в выполнении работ по формированию официальной статистической информации.
Допущенное Сульдяйкиной Н.Ю. нарушение в пропуске срока уведомительного информирования Росприроднадзора о завершении рекультивации земель, не имея прямого отношения к непосредственно рекультивации земель и тем самым к охране окружающей среды, имеет непосредственное отношение к формированию официальной государственной статистической информации. Таковое нарушение не имеет отношение ни к охране окружающей среды, ни к административным правонарушениям в целом, так как нормами действующего законодательства административная ответственность за пропуск срока уведомления о подписании акта рекультивации земель не предусмотрена.
Просит постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить,
Заслушав заявителя Сульдяйкину Н.Ю., защитника, исследовав материалы дела, проверив в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья приходит к следующему.
Согласно постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сахалинской области Росприроднадзора по Сахалинской области №КО-03-65/2019 от 08 мая 2019 года Сульдяйкина Н.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей, в связи с тем, что 25.01.2019 в адрес Управления Росприроднадзора по Сахалинской области поступил отчет по форме №2-ТП (рекультивация) за 2018 год по участку недр «Южная Хандаса-1». Согласно отчету ГУП «Смирныховсеое ДРСУ» рекультивировало 1,4 га земель. В соответствии с договором аренды лесного участка №78 от 10.11.2009 площадь арендуемого участка лесного фонда составляет 11,3 га. В процессе деятельности арендатора, ГУП «Смирныховское ДРСУ» фактически было использовано 11,3га. На нарушенных, в результате произведенной деятельности, землях проведена техническая рекультивация в соответствии с п. 5.2.16 договора аренды лесного участка №78 от 10.11.2009.
Согласно п. 31 в срок не позднее 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель, направляет уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 24 настоящих Правил. Акт приема передачи подписан 25.10.20129, однако в срок 30 календарных дней со дня подписания акта, уведомление в адрес Управления не поступало.
В соответствии с приказом №115 от 26.09.2018 начальник производственного отдела Сульдяйкина Н.Ю. назначена ответственным лицом на проведение ликвидационных мероприятий, в том числе :2-ТП рекультивации, предоставлении актов рекультивации земель участка лесного фонда, акта приема-передачи земельного участка в соответствующие инстанции согласно лицензии, на право пользования участком недр общераспространенных полезных ископаемых.
Сульдяйкина Н.Ю. имела возможность для соблюдения правил и норм, установленных законодательством Российской федерации, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, таким образом, Сульдяйкина Н.Ю. в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей допустила нарушение порядка проведения рекультивации, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются любые лица, не выполняющие или не соблюдающие сроки проведения рекультивации земель.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых не выполняются обязанности по рекультивации земель или нарушаются установленные сроки проведения рекультивации земель.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно пункта 30 Постановления правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил. Обязательным приложением к акту являются: а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ; б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
Пункт 31 вышеприведенных Правил гласит, что в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 настоящих Правил.
В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор осуществляет государственный земельный надзор.
Судом установлено, что в соответствии с приказом №115 от 26.09.2018 начальник производственного отдела Сульдяйкина Н.Ю. назначена ответственным лицом на проведение ликвидационных мероприятий, в том числе №2-ТП рекультивации, предоставлении актов рекультивации земель участка лесного фонда, акта приема-передачи земельного участка в соответствующие инстанции согласно лицензии, на право пользования участком недр общераспространенных полезных ископаемых.
ГУП «Смирныховское ДРСУ получило от Смирныховского лесничества по договору аренды №78 от 10.11.2009 в аренду лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезного ископаемого, добыча песчано-гравийной смеси на участке недр «Южная Хандаса-1».
Данный участок расположен по адресу: Сахалинская область, Смирныховский район в квартале 286 с соответствующими выделами, которое относится к Онорскому и Смирныховскому участковым лесничествам. Работы на данном участке производились в период с 2013 по 2018 год.
Согласно акта приема-передачи аренды лесного участка №7 от 25.10.2018 ГУП «Смирныховское ДРСУ» лесной участок передал землепользователю по завершению всего комплекса работ, направленных на восстановление нарушенных земель; проведена техническая рекультивация в соответствии с пунктом 5.2.16 договора аренды: произведена разваловка отвалов вскрышных работ, сглаживание вскрышных отвалов, частичная засыпка выработанного пространства, срезание углов откосов бортов разрезов. Рекультивированный участок пригоден для дальнейшего использования по целевому назначению. К акту приложена фатотаблица.
Акт приема передачи лесного участка после проведения рекультивации земель подписан 25.10.2018, однако в срок 30 календарных дней со дня подписания акта, уведомление в адрес Управления Росприроднадзора по Сахалинской области не поступило, поступило 25.01.2019.
В судебном заседании установлено, что до и после рекультивации оспариваемого земельного участка представитель Росприроднадзора осмотр данного земельного участка не производил, отобрание проб образцов почв на спорном земельном участке не производилось.
Суд установил, что ГУП «Смирныховское ДРСУ» выполнило обязанность по рекультивации спорного земельного участка в срок, что подтверждается актом приема-передачи аренды лесного участка №7 от 25.10.2018.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;
Оценив представленные доказательства в совокупности, проанализировав нормы материального права, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в отношении Сульдяйкиной Н.Ю. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как не своевременное уведомление Управления Росприроднадзор Сахалинской области о проведении технической рекультивации спорного земельного участка в срок и передачи его землепользователю, не порождает состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении Сульдяйкиной Натальи Юрьевны прекратить, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья М.В. Кабалоева