ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/19 от 28.03.2019 Ейского городского суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ейск 28 марта 2019 года

Судья Ейского городского суда Краснодарского края Дзюбенко О. В.,

с участием:

представителя лица, привлеченного к административной ответственности Рева В.И.,

природопользования (Роспироднадзора) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Барабаш М.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по жалобе первого заместителя руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Сердюковой Е.М. на постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым первый заместитель руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Сердюкова Е.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>, паспорт РФ выдан ДД.ММ.ГГГГ Управлением внутренних дел <адрес> края, серия , привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ к штрафу 50 000 рублей.

Огласив жалобу, исследовав материалы дела,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от 28. 12. 2018 года Сердюкова Е.М. признана виновной в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Согласно постановления правонарушение совершено, при следующих обстоятельствах:

В ходе проверки 14.12.2018 года установлено, что под руководством ФИО\1 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края не обеспечено эффективное управление, распоряжение и рациональное использование земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, а также в нарушение, требований Федерального законодательства, Положения о Департаменте, не осуществлялся контроль за защитой земель от негативного воздействия, использования по назначению, земельного участка, и не предпринимались эффективные меры по недопущению, пресечению и устранению нарушений требований природоохранного законодательства допускаемых на земельном участке с кадастровым номером расположенном в водоохранной зоне Ейского лимана Азовского моря, г. Ейск, в районе ул. Мичурина, Щорса и Коммунистической, что привело к ухудшению качественного состояния земель, тем самым нарушен ст.ст.12, 13, 42 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ, -Ф3, п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ: на земельном участке с разрешенным использованием в в качестве для расширения карьера по добыче суглинков произведен сев и уборка ярового ячменя, часть земельного участка не используется и покрыта грунтом и растительностью, на участке функционируют несанкционированные свалки, и захламление территории карьерной выемки отходами производства и потребления (грунт образовавшийся при проведении землеройных работ, отходы от сноса и разборки зданий, древесные отходы от сноса и разборки зданий, отходы упаковки полиэтилена, тары полиэтиленовой, стеклянной, свалка имеет площадь более 3,5 га.. В соответствии с п. 2.2 Должностного регламента первого заместителя руководителя Департамента Сердюкова Е.М. обязана владеть профессиональными знаниями включая знания законодательства Земельного кодекса. В соответствием с п. 1 регламента область профессионального служебной деятельности ГГС КК является - регулирование земельных отношений, геодезии и картогpафии. Вид профессиональной служебной деятельности является - регулирование в сфере землеустройства и имущественно-земельных отношений, обеспечение кадастровой деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в действиях должностного лица Сердюковой Е.М.

В жалобе заявитель просит постановление отменить, так как считает незаконным. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ Росприроднадзор не установил и не доказал наличие вины Департамента в совершении вмененного правонарушения. Представитель заявителя просит прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полномочия по участию в организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах района, неисполнение которых влечет нарушение установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшает качественное состояние земель закреплено за администрацией муниципального района Департамент не осуществляет хозяйственную деятельность в области земельных отношений и не является пользователем земельных участков в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ. При этом полномочия департамента по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, являются властно-распорядительной функцией данного органа. Следовательно, правовых оснований для привлечения департамента к административной ответственности у Межрайонного отдела управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не имелось. Разделом 3 Положением о департаменте определены функции Департамента, в перечне, которых не указаны полномочия, направленные на выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Постановлением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ- установлено, что у правонарушителя должна иметься возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Полномочия департамента по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Также ни структурой департамента, ни Законом Краснодарского края от 19.12.2016 года № 3515-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не предусмотрены механизмы и средства для осуществления действий по соблюдению требований, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе и по причине отсутствия в ведомственной структуре расходов такой графы расходов как расходы по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и соответствующих полномочий согласно положению о департаменте. Представитель заявителя жалобу поддержал и пояснил, что в бюджете Департамента руководящими органами субъекта РФ и собственника земельного участка не заложено устранение свалок, и иных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Представитель Росприроднадзора просит отказать в удовлетворении жалобы. Доводы, что у Управления отсутствовали основания для привлечения Департамента к административной ответственности, указанный довод не соответствует действительности. В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края задачами Департамента являются обеспечение эффективного управления, распоряжения и рационального использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. В ходе проведения предварительной проверки произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:42:0801003:2, площадью 9,0 га, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, расположенного в водоохранной зоне Ейского лимана Азовского моря, г. Ейск, в районе ул. Мичурина, Щорса и Коммунистической. Свалка имеет площадь более 3,5 га и расположена в водоохраной зоне водного объекта общего пользования Ейский лиман. В соответствии с письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) на сегодняшний день земельный участок с кадастровым номером 23:42:0801003:2 свободен от прав третьих лиц. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Полномочия по распоряжению вышеуказанным земельным участком принадлежат Департаменту, которым не осуществлялся контроль за защитой земель от негативного воздействия, использованием по назначению, земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края и не предпринимались эффективные меры по недопущению, пресечению и устранению нарушений требований природоохранного законодательства допускаемых на земельном участке с кадастровым номером 23:42:0801003:2 расположенном в водоохранной зоне Ейского лимана Азовского моря, г. Ейск, в районе ул. Мичурина, Шорса и Коммунистической, что привело к ухудшению качественного состояния земель.

Изучив материалы дела, суд считает, постановление не законным по следующим основаниям. Департамент, в соответствии постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 года № 345 «О департаменте имущественных отношений КК» является органом исполнительной власти КК осуществляющим реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, координацию деятельности органов исполнительной власти КК в области имущественных и земельных отношений, уполномоченным на осуществление в установленном порядке на управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края. При этом полномочия Департамента по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности КК, являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Также ни структурой департамента, ни Законом Краснодарского края от 19.12.2016 года № 3515-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» не предусмотрены механизмы и средства для осуществления действий по соблюдению требований, за нарушение которого ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе и по причине отсутствия в ведомственной структуре расходов такой графы расходов как расходы по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и соответствующих полномочий согласно положению о департаменте. В должностные обязанности Сердюкова Е.М. не входит выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В действиях Сердюковой Е.М. отсутствует состав указанного правонарушения. Таким образом, первый заместитель руководителя департамента не является субъектом нарушения правил, установленных ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, и субъектом административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Следовательно, правовых оснований для привлечения первого заместителя руководителя Департамента СердюковойЕ.М. к административной ответственности у Росприроднадзора не имелось.

При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а административное дело в отношении СердюковойЕ.М. подлежит прекращению за отсутствием состава правонарушения.

Руководствуясь ст. 30. 6, ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ.

Р Е Ш И Л:

Постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ-Н-3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении первого заместителя руководителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Сердюковой Е.М., на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отменить, дело производством прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Ейский городской суд в течение 10 суток. Стороны имеют право участвовать в краевом суде при рассмотрении дела.

Судья