ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/20 от 05.06.2020 Карачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело №12-20/2020

Решение

05 июня 2020 года г. Карачаевск, КЧР

Судья Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Байрамкулова М.К.,

при секретаре судебного заседания Кипкеевой А.У.-Б.,

с участием представителя заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1,

представителя заинтересованного лица МВД КЧР по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карачаевского районного суда КЧР жалобу ФИО3 об отмене постановления Управления по вопросам миграции МВД по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ,

установил:

Заявитель ФИО3 обратился в суд с жалобой о признании незаконным и отмене постановления начальника Управления по вопросам миграции МВД по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ и прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, по тем основаниям, что он подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей по ч.1 ст.18.9 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

Он работает проректором по СЭВ и РИГ в ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» в г. Карачаевске по приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно должностной инструкции проректора по социально-экономическим вопросам и работе с иностранными гражданами в его обязанности входит организация и контроль деятельности университета, связанной с иностранными гражданами (п.2.19 должностной инструкции).

Гражданин <данные изъяты>. по приказу ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» от ДД.ММ.ГГГГ был зачислен с ДД.ММ.ГГГГ студентом 1 курса очного отделения физико-математического факультета.

По приказу от ДД.ММ.ГГГГ он отчислен из Университета за неуспеваемость.

Приказом ректора Университета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 восстановлен в число студентов 2 курса очной внебюджетной формы обучения физико-математического факультета, должен был прибыть в университет до ДД.ММ.ГГГГ.

Автор жалобы указывает, что иностранный гражданин П.. для продолжения обучения в Университет не прибыл, документы – паспорт, миграционную карту, копию визы для продления визы не предоставил, в связи с чем, он не смог принять меры по продлению срока пребывания на территории РФ указанного лица, вину в совершении административного правонарушения не признал, ему не было известно, что иностранный гражданин ФИО4 пересек границу РФ ДД.ММ.ГГГГ.

У университета данные о пересечении границы иностранным гражданином и нахождении на территории РФ отсутствовали.

К моменту, когда студент прибыл в Университет был издан приказ об отчислении П.. от ДД.ММ.ГГГГ за не ликвидацию задолженности в установленный срок. ДД.ММ.ГГГГ за исх. в УВМ МВД по КЧР было направлено Уведомление о завершении или прекращении его обучения.

Также возможность учета пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, путем направления принимающей стороной уведомлений в уполномоченный орган миграционного учета, не является единственно возможным способом учета, а входит в систему всех сведений, сосредоточенных в Центральной базе данных учета иностранных граждан.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основании и в порядке, установленных законом. Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 1 ст. 18.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Объектом правонарушения являются общественные отношения по установлению миграционным законодательством Российской Федерации порядка пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Объективная сторона состава указанного административного правонарушения характеризуется противоправными деяниями (действием и бездействием), выразившимся в нарушении установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Субъектом правонарушения могут быть должностные и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

В соответствии с пунктом I статьи 11 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ. Частью 1 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, и иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

14 марта 2019 года в отношении него - ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.9 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу «12 марта 2019 года в 11 часов 30 минут в ходе проведения внеплановой проверки ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» в г. Карачаевске по ул. Ленина, дом №29 установлено, что должностное лицо юридического лица ФИО3 нарушил установленный порядок оформления документов на право пребывания (проживания) в РФ и выезда за ее пределы в отношении гражданина <данные изъяты>П.. в соответствии с п.7 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года».

Согласно этому же протоколу 14 марта 2019 года ФИО3 инспектор по особым поручениям ОИК УВМ МВД КЧР по КЧР Д. объявил о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в 16 часов 15 марта 2019 года по адресу: КЧР, <...> в здании УВМ МВД КЧР.

15 марта 2019 года постановлением начальника Управления по вопросам миграции по КЧР ФИО3 подвергнут административной ответственности по ч.1 ст.18.9 КоАП РФ к штрафу в размере 40 000 рублей, с чем заявитель не согласен.

Полагает, что при привлечении к административной ответственности нарушено его право на защиту, поскольку ему не было предоставлено достаточное количество времени для осуществления своих процессуальных прав, подготовки к рассмотрению административного правонарушения: протокол об административном правонарушении был составлен 14 марта 2019 года, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 15 марта 2019 года.

Считает, что административное правонарушение не повлекло вредных последствий, он подлежит освобождению от административной ответственности в виду малозначительности совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила признать незаконным и отменить постановление начальника Управления по вопросам миграции МВД по КЧР от 15.03.2019 года, вынесенное на основании протокола 09 от 14 марта 2019 года и прекратить производств об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности. ФИО3 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч.1 ст.18.9 КоАП РФ. Он работает проректором по СЭВ и РИГ в ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» в г. Карачаевске по приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ.Согласно должностной инструкции проректора по социально-экономическим вопросам и работе с иностранными гражданами в его обязанности входит организация и контроль деятельности университета, связанной с иностранными гражданами (п.2.19, раздел 2 должностной инструкции).14 марта 2019 года в отношении него составлен протокол об административном правонарушении о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.9 КоАП РФ. Согласно данному протоколу «12 марта 2019 года в 11 часов 30 минут в ходе проведения внеплановой проверки ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» в г. Карачаевске по ул. Ленина, дом №29 было установлено, что должностное лицо юридического лица ФИО3 нарушил установленный порядок оформления документов на право пребывания (проживания) в РФ и выезда за ее пределы в отношении гражданина <данные изъяты>П. в соответствии с п.7 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года».15 марта 2019 года постановлением начальника Управления по вопросам миграции по КЧР ФИО3 подвергнут административной ответственности по ч.1 ст.18.9 КоАП РФ к штрафу в размере 40 000 рублей, с чем заявитель не согласен по следующим основаниям.

Гражданин <данные изъяты>П. по приказу ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» от ДД.ММ.ГГГГ был зачислен с ДД.ММ.ГГГГ студентом 1 курса очного отделения физико-математического факультета. По приказу от ДД.ММ.ГГГГ он отчислен из Университета за неуспеваемость. Приказом ректора Университета от 16.03.2018 года П. восстановлен в число студентов 2 курса очной внебюджетной формы обучения физико-математического факультета должен был прибыть в университет до ДД.ММ.ГГГГ, но в университет не прибыл, обучение не продолжил. ДД.ММ.ГГГГ он пересек границу РФ, ФИО3 не было об этом известно.

При привлечении заявителя к административной ответственности нарушено его право на защиту, поскольку ему не было предоставлено достаточное количество времени для осуществления своих процессуальных прав, подготовки к рассмотрению протокола об административном правонарушении: протокол об административном правонарушении был составлен 14 марта 2019 года, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 15 марта 2019 года. У заявителя не было реальной возможности для реализации права на защиту, подготовки к рассмотрению административного дела, собиранию и представлению доказательств в виду отсутствия достаточного времени, протокол об административном правонарушении составлен с существенными нарушениями, не указаны дата, обстоятельства административного правонарушения, что конкретно не выполнил ФИО3

Представитель заинтересованного лица МВД КЧР ФИО2 С-М. жалобу не признал, суду пояснил, что он согласен с тем, что в протоколе об административном правонарушении не отражены в полном объеме все обстоятельства дела, но в постановлении о привлечении к административной ответственности указаны все обстоятельства дела, недостатки протокола устранены, ввиду не прибытия иностранного гражданина в РФ на обучение ФИО3 должен был принять меры по прекращению визы или продлению действия визы в отношении П. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 20 дней до истечения срока пребывания П. т.е. ДД.ММ.ГГГГ. По этим основаниям просит отказать в удовлетворении жалобы.

Свидетель К.-С. пояснил, что он сотрудник полиции, ему известно, что ФИО3 подвергнут административной ответственности за неисполнение обязанности по продлению или прекращению действия визы, так как срок пребывания П.. В РФ был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а он не принял мер по прекращению или продлении визы.

Суд, заслушав объяснения сторон, свидетеля К.-С., изучив материалы дела, считает доводы заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

На основании ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ, выступает лицо, являющееся приглашающей или принимающей стороной для иностранного гражданина.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, приглашающими или принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.

Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также принимаемыми во исполнение этих законов постановлениями Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.

Из содержания п. 7 ч. 1 ст. 2 от 18.07.2006 Федерального закона № 109- ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» следует, что стороной, принимающей иностранного гражданина, является лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Место пребывания иностранного гражданина - учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по месту и (или) по адресу подлежит постановке на учет по месту пребывания (пункт 4 части 1 статьи 2 данного Федерального закона).

Согласно п.1 ст. 17 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству данной образовательной организации.

Образовательная организация, пригласившая иностранного гражданина, обеспечивает его постановку на миграционный учет по месту пребывания; обращение с ходатайством о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на период обучения; обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения (подпункт 1 п. 3 ст. 17 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Таким образом, образовательное учреждение, по ходатайству которого иностранный гражданин приглашен в целях обучения, является принимающей стороной и лицом, ответственным за обеспечение своевременного выезда иностранного гражданина из Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 данного Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 данного Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Согласно п.7 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Образовательная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин, обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

При продолжении обучения по очной или очно-заочной форме в образовательной организации в случае перевода иностранного гражданина с одной образовательной программы на другую образовательную программу, в том числе образовательную программу другого уровня, также допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина без необходимости его выезда из Российской Федерации по ходатайству соответствующей образовательной организации о продлении пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, представляемому в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ определяются случаи продления срока временного пребывания иностранного гражданина без необходимости его выезда из Российской Федерации, при обязательном условии, что обучение будет проводиться по очной или очно-заочной форме: перевод иностранного гражданина из одной образовательной организации в другую для продолжения обучения; перевод иностранного гражданина с одной образовательной программы на другую образовательную программу (в том числе другого уровня) при продолжении обучения в образовательной организации; поступление иностранного гражданина, завершившего обучение по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в образовательную организацию для получения образования по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию.

При этом соответствующая образовательная организация обязана направить ходатайство о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в территориальный орган МВД России, выполнить все обязательства, указанные в пункте 3 вышеуказанной статьи, а также предоставить соответствующие гарантии, установленные п.5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

В силу ст. 35 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ юридические лица, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении требований данного Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ.

В период проведения выездной внеплановой проверки с 12.03.2019 по 14.03.2019 административным органом было установлено, что Университет как принимающая сторона и лицо, ответственное за обеспечение своевременного выезда иностранного гражданина из Российской Федерации, не исполнило свои обязанности по своевременному обращению в Управление с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации (соответствующее ходатайство было подано лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после истечения ДД.ММ.ГГГГ срока пребывания П. на территории Российской Федерации), вследствие чего гражданин Республики <данные изъяты>П. постановлением Карачаевского городского суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ был выдворен за пределы Российской Федерации.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами.

ФИО3 работает проректором по СЭВ и РИГ в ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» в г. Карачаевске по приказу -к от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно должностной инструкции проректора по социально-экономическим вопросам и работе с иностранными гражданами в его обязанности входит организация и контроль деятельности университета, связанной с иностранными гражданами (п.2.19, раздел 2 должностной инструкции).

Гражданин <данные изъяты>П.. по приказу ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» от ДД.ММ.ГГГГ был зачислен с ДД.ММ.ГГГГ студентом 1 курса очного отделения физико-математического факультета.

По приказу от ДД.ММ.ГГГГ он отчислен из Университета за неуспеваемость.

ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» и ФИО4 заключили договор на обучение иностранных граждан.

Приказом ректора Университета от ДД.ММ.ГГГГП.. восстановлен в число студентов 2 курса очной внебюджетной формы обучения физико-математического факультета должен был прибыть в университет до ДД.ММ.ГГГГ, но в Университет не прибыл, обучение не продолжил.

Согласно АС ЦБДУИГ ФМС России ДД.ММ.ГГГГ он пересек границу РФ, но в университет не прибыл.

22 января 2019 года постановлением судьи Карачаевского городского суда КЧР по делу об административном правонарушении П.. привлечен к административной ответственности по ч.1.1. ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда за счет П. за пределы Российской Федерации.

14 марта 2019 года в отношении ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении <адрес> за совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.9 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу «12 марта 2019 года в 11 часов 30 минут в ходе проведения внеплановой проверки ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У.Д. Алиева» в г. Карачаевске по ул. Ленина, дом №29 было установлено, что должностное лицо юридического лица ФИО3 нарушил установленный порядок оформления документов на право пребывания (проживания) в РФ и выезда за ее пределы в отношении гражданина <данные изъяты>П. в соответствии с п.7 ст.5 ФЗ №115 от 25.07.2007 года».

15 марта 2019 года постановлением начальника Управления по вопросам миграции по КЧР ФИО3 подвергнут административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.9 КоАП РФ.

ФИО3 не принял меры по продлению или прекращению действия визы в отношении иностранного гражданина П. в период времени до ДД.ММ.ГГГГ, за 20 дней до истечения срока пребывания указанного лица на территории РФ, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. ст.18.9 КоАП РФ, т.е. нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Вместе с тем суд установил, что протокол об административном правонарушении от 14 марта 2019 года в отношении ФИО3 составлен с существенными нарушениями требований КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

В протоколе отсутствуют сведения о дате, месте совершения административного правонарушения ФИО3, в полном объеме не указаны обстоятельства события административного правонарушения, приводиться лишь формулировка административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.9 КоАП РФ.

Доводы представителя МВД КЧР о том, что имели место не существенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении и они были устранены при вынесении постановления по данному протоколу, обстоятельства административного правонарушения установлены, суд считает несостоятельными, так как в постановлении от 15 марта 2019 года указано, что протокол об административном правонарушении составлен без существенных нарушений, суд установил, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены выше изложенные существенные нарушения.

Суд соглашается и с доводами заявителя о том, что при привлечении к административной ответственности нарушено его право на защиту, поскольку ему не было предоставлено достаточное количество времени для осуществления своих процессуальных прав, подготовки к рассмотрению протокола об административном правонарушении: протокол об административном правонарушении был составлен 14 марта 2019 года, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 15 марта 2019 года. Действительно, у заявителя не было реальной возможности для реализации права на защиту в полном объеме, подготовки к рассмотрению административного дела, собиранию и представлению доказательств в виду отсутствия достаточного времени.

При таких обстоятельствах суд считает, что постановление начальника Управления по вопросам миграции по КЧР от 15 марта 2019 года, вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от 14 марта 2019 года серии , которым ФИО3 подвергнут административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.9 КоАП, не может быть признано законным, подлежит отмене, а производство по административному делу прекращено за истечением срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

На основании п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.5 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

ФИО5 Магометовича о признании незаконным и отмене постановления начальника Управления по вопросам миграции МВД по КЧР от 15.03.2019 года к протоколу от 14 марта 2019 года серии об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ, и прекращении производства по административному делу в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, удовлетворить.

Признать незаконным постановление начальника Управления по вопросам миграции МВД по КЧР от 15.03.2019 года о привлечении к административной ответственности к штрафу в размере 40 000 рублей по ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ ФИО3, вынесенное на основании протокола серии об административном правонарушении от 14 марта 2019 года, и отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении ФИО3, прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Карачаевский районный суд.

Судья: М.К. Байрамкулова.

Дело №12-20/2020