ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/20 от 27.05.2020 Егорлыкского районного суда (Ростовская область)

Егорлыкский районный суд Ростовской области

№12-20/2020

РЕШЕНИЕ

27 мая 2020 года ст. Егорлыкская Ростовской области

Судья Егорлыкского районного суда Ростовской области Колесникова И.В., рассмотрев жалобу СПК «Колос» на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ФИО1 от 07.06.2019 №08/1-09-328/2019/14/06/8/200000 о привлечении СПК «Колос» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ФИО1 от 07.06.2019 СПК «Колос» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

СПК «Колос» обратился в Егорлыкский районный суд Ростовской области с жалобой на данное постановление, которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, ввиду отсутствия в действиях СПК «Колос» состава данного правонарушения, ссылаясь на то, что к административной ответственности привлечено ненадлежащее лицо, поскольку СПК «Колос» не совершал административное правонарушение, субарендатором земельного участка являлся ИП ФИО2, который и должен нести административную ответственность за допущенные нарушения; обжалуемое постановление об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в обжалуемом постановлении не указаны в полном объеме обстоятельства дела, не указана субъективная сторона административного правонарушения, не указано какие меры необходимо было предпринять СПК «Колос» к недопущению и устранении допущенных нарушений, не указаны сведения о том, привлекался ли СПК «Колос» ранее к административной ответственности; должностным лицом представленные доказательства оценены необъективно; административным органом не учтена малозначительность совершенного правонарушения.

Представитель СПК «Колос», заместитель начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ФИО1 на рассмотрение жалобы не прибыли, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены.

Заместитель начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ФИО1 просил оставить вынесенное им постановление без изменения, а жалобу СПК «Колос» без удовлетворения.

Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

При рассмотрении дела об административном правонарушении заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ФИО1 было установлено, что СПК «Колос», в нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 4, ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 5-6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером , находящегося <адрес>, не выполнил установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почвы от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а именно допустил химическое загрязнение почвы на 720 кв.м. данного участка, на котором были произведены мероприятия по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, при этом на поверхности земельного участка имелись пятна нехарактерной для почвы окраски, с которых отобраны почвенные пробы для определения ее загрязнения токсичными веществами. По результатам лабораторных испытаний 16 проб почвы выявлено химическое загрязнение 8 проб почвы, из которых в 4 почвенных пробах выявлено несоответствие СанПиН 2.1.7.1287-2003 по показателю бен(а)пирен, в 4 почвенных пробах – по показателю нефтепродукты.

Факт совершения СПК «Колос» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении (л.д. 101-103), актом обследования территорий от 22.04.2019 (л.д. 36-37), протоколами отбора проб от 22.04.2019 (л.д. 38-39, 40-48), протоколами испытаний от 15.05.2019 (л.д. 50-81), заключением по результатам оценки соответствия почв (л.д. 82-87), актом проверки от 17.05.2019, которые были оценены заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ФИО1 в постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Целями охраны земель в соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

Согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Из п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в числе иных, мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

В соответствии со ст. 4, ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, на почву.

В силу п. 1, 5-6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, рекультивацией являются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Рекультивации в обязательном порядке подлежат земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами.

В силу ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, на основании имеющихся в материалах дела доказательств, соответствующих требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, заместитель начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия законно и обоснованно пришел к выводу о нарушении СПК «Колос» требований п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 4, ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 5-6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800.

Заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ФИО1 действия СПК «Колос» были правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

СПК «Колос» по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 09.12.2013 являлся арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 76000 кв.м, кадастровый , адрес: <адрес>. Срок договора аренды земельного участка согласно договору аренды составляет пять лет с момента государственной регистрации договора; дата государственной регистрации 24.02.2014; срок ограничений, обременений с 24.02.2014 по 24.02.2019.

Согласно материалам дела об административном правонарушении основанием для проведения внеплановой выездной проверки СПК «Колос» органом государственного контроля явилось обращение Администрации Егорлыкского района о выявлении на земельном участке с кадастровым номером свалочного очага бытовых отходов различных наименований и классов опасности. На момент проведения проверки СПК «Колос» отделом земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия мероприятия по уборке на территории земельного участка твердых бытовых отходов были проведены, вместе с тем, выявлено загрязнение почвы, как результат свалочного очага, который был допущен арендатором СПК «Колос» еще в период действия договора аренды. Нарушения, которые явились основанием для привлечения СПК «Колос» к административной ответственности, носили длящийся характер, поэтому, СПК «Колос», несмотря на истечение указанного в договоре аренды срока аренды земельного участка на момент проведения проверки органом государственного контроля, подлежит административной ответственности в связи с допущенным загрязнением земельного участка, невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почвы от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель,

Представленные СПК «Колос» в подтверждение доводов о том, что к административной ответственности привлечено ненадлежащее лицо, договор субаренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, акт приема-передачи земельного участка, уведомление об отсутствии намерений продлевать договор аренды оцениваю, как недостоверные и прихожу к выводу, что договор субаренды от 11.11.2018 был подписан между СПК «Колос» в лице председателя К.Е.Н. и ИП К.Е.Н. и представлен после проведения проверки с целью избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение. На момент уведомления СПК «Колос» о проведении проверки, при проведении проверки, отборе образцов почвы, при которых присутствовал председатель СПК «Колос» К.Е.Н., последний о наличии договора субаренды не сообщал, сведений об этом органу государственного контроля не предоставлял. Кроме того, срок договора субаренды превышает срок договора аренды, что подтверждает его недостоверность. Каких-либо достоверных доказательств наличия между СПК «Колос» и ИП К.Е.Н. арендных отношений не представлено. Согласно имеющейся в материалах делах выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером в ЕГРН зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды в пользу СПК «Колос», доказательств прекращения СПК «Колос» арендных отношении на момент проведения проверки в отношении данного участка, погашения записи регистрации обременения СПК «Колос» в административный орган, в суд не представил.

Административное наказание назначено СПК «Колос» в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ для юридических лиц; при назначении наказания учтены характер совершенного административного правонарушения и его последствия, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Указание заявителя на наличие оснований для освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения, не может быть принято во внимание.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из характера и степени опасности, а также обстоятельств совершения СПК «Колос» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, объектом которого является общественные отношения в области рационального землепользования, охраны земель, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения СПК «Колос» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Несогласие СПК «Колос» с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что при производстве по делу были допущены какие-либо нарушения требований КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении СПК «Колос» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, не установлено.

Следовательно, оснований для удовлетворения жалобы СПК «Колос» о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2019 №08/1-09-328/2019/14/06/8/200000 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ФИО1 от 07.06.2019 №08/1-09-328/2019/14/06/8/200000 о привлечении СПК «Колос» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей оставить без изменения, а жалобу СПК «Колос», - без удовлетворения.

Судья: <данные изъяты>