Дело №12-20/2020
РЕШЕНИЕ
г. Томск 30 января 2020 года
Судья Томского районного суда Томской области Герасимова К.Ю. рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области № АТ-421-в/3 от 14.10.2019 о назначении административного наказания по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и поступившие материалы административного производства,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области № АТ-421-в/3 от 14.10.2019 ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что 20.09.2019 ФИО1, являясь экологом свинокомплекса АО «Аграрная Группа» в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, по адресу: Томский область, Томский район, ул. 12 км (тракт Томск-Итатка тер), кор. 2, не отнесла отход стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) к конкретному классу опасности и не составила паспорт отхода I - IV классов опасности, тем самым нарушила требования природоохранного законодательства РФ (п. 1, 3 ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541).
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить.
В жалобе указала, что учет отходов ведется по наименованию «навоз свиной свежий». На момент утверждения паспорта отходов (06.10.2014) в ФККО отсутствовали такие отходы как стоки навозные, жидкая сепарация свиного навоза, твердая сепарация свиного навоза. В текстовой части проекта по образованию отхода прописано, что «навоз свиной свежий» включает в себя стоки навозные. Отход свиной свежий (код ФККО 1 12 510 01 33 3) и отход стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12552 12 32 3) имеют один класс опасности - третий, и вывод о том, что образуется 2 разных отхода исходя только из результатов биотестирования, не будет достоверным, так как не приняты во внимания иные свойства отходов. Действующим законодательством Российской Федерации не установлено обязательство хозяйствующих субъектов пересматривать действующую разрешительную документацию по отходам при дополнении Федерального классификационного каталога отходов. В рамках проверки не была дана оценка агрегатного состояния ни отхода «навоз свиной свежий (код ФККО 1 12510 01 33 3)», ни предполагаемого отхода «стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3)». Оценка агрегатного состояния в выбранном месте отбора проб отхода (КНС №11) не может быть достоверной, так как образующиеся вещества еще только следовали по непрерывной технологической цепи к стадии перемешивания в емкости №6. В материалах административного дела отсутствуют доказательства, которые бы позволили установить, что в результате деятельности Свинокомплекса иной отход (с иным составом и свойствами) отличный от отхода, указанного в действующем у Общества ПНООЛР паспорте на отход (отход свиней свежий) и так же отсутствуют доказательства необходимости ведения учета некоего отхода.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Должностное лицо полагает, что постановление законно и обоснованно, а жалоба не подлежит удовлетворению.
Выслушав мнение участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В предмет доказывания по данному делу входит установление в ходе производства по делу следующих юридически значимых обстоятельств:
- необходимо доказать наличие на определенной стадии технологического процесса самого факта существования отхода (в том числе факта образования нового отхода, отличного от существующего на предыдущей стадии технологического процесса), то есть подтвердить его образование на отдельно взятой стадии технологического процесса. В данном случае к таковым доказательствам, в том числе может относиться схема технологического процесса навозоудаления;
- необходимо доказать, что вновь образованный отход на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы относится к определенному виду отходов включённых в ФККО, для этого следует установить все вышеперечисленные классификационные позиции, образованного отхода и отхода включённого в ФККО (в том числе установить класс опасности, поскольку конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе);
- представить доказательства не отнесения лицом, привлекаемом к административной ответственности отхода стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) к конкретному классу опасности и не составления паспорт отхода I - IV классов опасности (отхода классифицированного в соответствии с ФККО).
Из обжалуемого постановления следует, что административным органом в отношении АО «Сибирская Аграрная Группа» была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проведения внеплановой выездной проверки 30.08.2019 было проведено обследование территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, а именно обследование территории осуществления технологического процесса производственных объектов АО «Сибирская Аграрная Группа» по адресу: <адрес>. По итогам обследования был составлен акт № АТ-421-в.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки, 11.09.2019 сотрудником Управления с привлечением экспертной организации ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО отобран отход на определение класса опасности: стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3). Данный отход отбирался из КНС № 11 свинокомплекса АО «Аграрная Группа» в темное стекло и имел объём 2 дм3.
ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому Федеральному округу» было проведено биотестирование, в том числе отхода, который отбирался из КНС № 11 свинокомплекса АО «Аграрная Группа».
Из протокола биотестирования отхода от 16.09.2019 №Б260, следует, что стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) - соответствует 3 классу опасности.
Именно на основании данных доказательств должностное лицо пришло к выводу о том, что у АО «Аграрная Группа» имеется отход навоз свиней свежий (код ФККО 1 12 510 01 33 3) и отход стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3). Отходы разные, имеют разное агрегатное состояние, в связи с чем в нарушение п. 1, 3 ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1, 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 ФИО1, являясь экологом свинокомплекса АО «Аграрная Группа» в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, по адресу: <адрес>, <адрес> не отнесла отход стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) к конкретному классу опасности и не составила паспорт отхода I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 6,7,8,9 приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция). В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные. Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп - с 1 по 999; подгрупп - с 1 по 99.
В соответствии с п. 4, п. 5 Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности" химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.
Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО. Вид отходов, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма.
По результатам проверки, должностное лицо пришло к выводу о существовании отхода стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3), причём образуется этот отход при гидроудалении отхода навоз свиней свежий (код ФККО 1 12 510 01 33 3).
Вместе с тем, процесс гидроудоления данного отхода подразумевает, что состав отхода навоз свиней свежий (код ФККО 1 12 510 01 33 3) изменяется, то есть точный компонентный состав вновь образованного отхода невозможно установить по составу исходного отхода навоз свиней свежий (код ФККО 1 12 510 01 33 3), поскольку количественный химический состав исходных веществ был изменён.
В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 2015 года и в проекте нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу от 2016 года описана техническая схема навозоудаления. С учётом технической схемы навозоудаления, АО «Сибирская Аграрная Группа» разработан паспорт отходов I - IV классов опасности навоз свиней свежий, проведено его компонентное исследование, установлен класс опасности, что в частности подтверждается протоколом лабораторного анализа компонентного состава отходов от 08.09.2014 и актом отбора проб отходов от 02.09.2014. Из данных документов следует, что на исследования была представлена пастообразная проба отхода, то есть данная проба не отбиралась и не исследовалась на стадии гидравлического навозоудаления. При таких обстоятельствах, в воде могли содержаться иные вещества, химический состав воды мог повлиять на биотестирование представленной пробы отхода на токсичность, а следовательно класс опасности отхода мог быть установлен не точно. Кроме того, если не исключить само наличие в воде каких-либо химических веществ, которые могли быть результатом образования самостоятельного отхода, концентрация, плотность воды и её общий объём могла быть и таковой, что представленный на исследования состав вещества мог быть отнесён и к V классу - практически неопасных отходов, а реакция биологических организмов (водорослей) могла быть связана с реакцией на отдельный компонент отхода, который мог содержать в воде или быть вызван попаданием каких либо веществ на данной стадии технологического процесса (например в КНС № 11 такими веществами могли быть технические жидкости участвующие в работе насосной станции), в том числе вещества содержащегося именно в воде и именно на данной стадии технологического процесса. Итоговый показатель степени опасности отхода определяется, как сумма показателей опасности отдельных компонентов данного отхода, в связи с чем биотестирование может применяться только для однокомпонентных отходов, а не для тестирования комплекса отходов, каким обычно являются, отходы, содержащие в своем составе множество компонентов разного класса опасности (можно предположить, что на данной стадии технологического процесса отход мог содержать какие-либо иные вещества). При взаимодействии этих компонентов, возможна реакция, которая не даст возможность правильно определить класс опасности отхода, в связи с чем существует объективная необходимость установления компонентного состава представленного на исследования отхода.
Вывод о наличии отхода стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) должностным лицом сделан только на основании технологической схемы навозоудаления свиней, описанной в действующей разрешительной документации Общества, а также на основании материалов проверки. В то же время, информации о составе используемого сырья (отхода) на данной стадии производственного процесса в представленных документах не имеется. Сведений о компонентном составе указанного отхода, исходя из материалов дела, ссылки на их наличие в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации не имеется, данные обстоятельства при проведении проверки установлены не были.
Из материалов дела следует, что ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому Федеральному округу» было проведено биотестирование, в том числе отхода, который отбирался из КНС № 11 свинокомплекса АО «Аграрная Группа». При биотестировании компонентный состав отхода не анализируется, за результат исследования принимается реакция водных организмов (согласно протоколу биотестирования отходов Б260 от 16.09.2019 использовался водоросли) на какой-либо компонент отхода. При этом устойчивость самих водных организмов к тем или иным факторам может зависеть от внешних условий, в которых проводится биотестирование, от условий выращивания и, соответственно, жизнеспособности, гидробионтов и ряда других. Не установив химический состав образованного вещества, без проведения компонентного специализированного исследования в аккредитованной организации, должностное лицо отправило данные пробы на биотестирование, по результатам которого и было выявлено наличие токсичных веществ в пробе, без определения её химического состава.
Исходя из анализа вышеприведённых норм, следует, что для установления (отнесения) определенного отхода, для того, что бы определить код ФККО необходимо классифицировать отход по каждой из позиции и только после этого, можно сделать вывод о наличии отхода с присвоением ему конкретного общего кода и наименования согласно ФККО. Без установления классификационных признаков, то есть без полной шестиуровневой системе классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция), сделать вывод о том, что в отобранной пробе, представленной на биотестирование, содержится именно отход стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) сделать невозможно.
Таким образом, административным органом не представлено доказательств отличия отобранного отхода стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) от паспортизированного опасного отхода свиной свежий (код ФККО 1 12 510 01 33 3) по классификационному показателю- компонентному (химическому) происхождению, а также классу опасности.
Из обжалуемого постановления следует, что отобрание пробы из КНС № 11 свинокомплекса АО «Аграрная Группа» производилось в ходе внеплановой выездной проверки для подтверждения образования отхода стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3).
Таким образом, вывод о том, что образованный отход подпадает под отход, который необходимо относить к конкретному классу опасности и на который должен быть составлен паспорт отхода I - IV классов опасности в полной мере не основан на имеющихся в деле доказательствах. Изменение состава производственного сырья и его химических и физических свойств и как следствие образование отхода стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) на рассматриваемом этапе производственного цикла должностным лицом в полной мере не установлен, а именно не определен компонентный состав отхода для соотношения с классификационными позициями ФККО.
Должностное лицо в постановлении указывает на то, что имеется образование отхода стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3), а следовательно имеется обязанность ФИО1, как эколога свинокомплекса АО «Аграрная Группа» по отнесению данного отхода (проба которого была отобрана) к конкретному классу опасности и её обязанность по составлению паспорта отхода I - IV классов опасности. В то же время, наличие самого существования такого отхода, как стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 1 12 552 12 32 3) на производстве по химическому (компонентному) составу и при определении класса опасности не подтверждено.
Согласно ч.1,2 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке.
В силу требований ч.ч.3,4 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, не подтверждены собранными по делу доказательствами, что исключает привлечение заявителя к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного, в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Отменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области № АТ-421-в/3 от 14.10.2019 о назначении административного наказания по ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья К.Ю. Герасимова